Чистая монополия и олигополия.

Противоположностью чистой конкуренции является чистая монополия.

Чистая монополия – это рыночная ситуация, когда единственный продавец продает стандартизированный продукт не имеющий близких заменителей большому количеству покупателей. Монополист обладает рыночной властью.

Признаки чистой (абсолютной) монополии:

- один продавец и множество покупателей,

- продукт отрасли уникален (не имеет близких заменителей, а следовательно, отсутствует необходимость затрат на рекламу) ,

- вступление в отрасль заблокировано экономическими, техническими, юридическими и другими барьерами,

- монополист обладает рыночной властью: определяет рыночную цену, объем предложения и спроса.

Модель чистой монополии является абстракцией, так как чрезвычайно редка ситуация, когда на национальном или мировом рынке есть только один продавец. Чистая монополия чаще характерна для местных рынков, чем для общенациональных.

Сохранение монопольной власти предполагает существование условий, ограничивающих появление конкурентов, т.е. барьеров для входа на рынок. К основным барьерам, обеспечивающим появление и поддержа­ние монополии, относятся:исключительные права, полученные от правительства, патенты и авторские права, собственность на все предложение какого-либо производствен­ного ресурса, преимущество низких издержек крупного произ­водства (или эффект от масштаба).

Виды монополий: естественная, сырьевая, патентная, экономическая и др.

В зависимости от характера этих барьеров различаются следующие виды монополий: естественная монополия; монополия, основанная на обладании патентами; монополия, основанная на обладании источниками сырья; монополия, основанная на обладании государственной лицензией; монополия, основанная на нечестной конкуренции.

Естественная монополия возникает там, где конкуренция экономи­чески неэффективна или вообще невозможна. Если производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то данная отрасль является естественной монопо­лией. Экономия затрат, происходящая из-за крупномасштаб­ного производства, позволяет одному предприятию удовлетворить весь рыночный спрос до того, как отдача от масштаба начинает снижаться. Монополия такого типа называется естественной, потому что входные барьеры в отрасль основываются на особенностях технологии, отражающих естественные законы природы, а не на правах собственности или правительственных лицензиях. Принудительное рассредоточение производства на нескольких предприятиях было бы разорительно для общества, так как привело бы к росту затрат. Примерами естественных монополий являются городской водопровод, электрические сети, трубопроводный транспорт, железнодорожный транспорт, проводная телефонная связь, централизованное теплоснабжение, городская канализация и др.

Рассмотрим для иллюстрации компанию «Транснефть», осуществляющую перекачку нефти от производителей потребителям. Для этой отрасли характерны очень высокие затраты на прокладку и поддержание в рабочем состоянии нефтепровода, компрессорного и прочего оборудования. Но если это оборудование уже установлено, предельные затраты на доставку дополнительной единицы нефти будут малы. Такое же соотношение между постоянными и предельными затратами характерно и для электрических сетей, железнодорожного транспорта. Таким образом, именно высокие постоянные и низкие предельные затраты отличают естественные монополии. Формирование цены на производимый продукт или услугу на основе равенства предельных издержек и цены будет для таких компаний убыточным. Как побудить естественную монополию к производству необходимого для общества объема продукции при приемлемых ценах?

В различных странах эту проблему решают по-разному. В одних естественные монополии остаются частными компаниями, но их деятельность регулируется специальными государственными органами власти, в других –управляются непосредственно государством.

Отрасль может перестать быть естественной монополией в результате технологических изменений, уменьшающих минимально необходимые размеры предприятия. При неизменном спросе в отрасли могут работать уже несколько предприятий, а не одно как прежде. Увеличение спроса также может привести к тому, что одному предприятию уже не удастся полностью удовлетворить спрос, а следовательно, одна из причин существования естественной монополии будет устранена.

Фирма, получившая от государства патент на открытие или изобретение, становится монополией, основанной на обладании патен-том, в силу предоставленного ей исключительного права на производство данного продукта, на владение определенной технологией в установленный законом период времени.. Монополия, основанная на обладании государственной лицензией(например, на торговлю алкогольными изделиями или на ведение операций с ценными бумагами) и патентами, называется закрытой монополией.

Монополия, основанная на обладании источниками сырья. Полный или значительный контроль над особыми источниками сырья дает фирме исключительные права – монопольную власть.

Фирма обладает монопольной властью тогда, когда она может воз­действовать на цену своего товара, изменяя объем выпуска товара. Чтобы обладать монопольной властью, фирме не требуется быть чистой монополией. Необходимой предпосылкой монопольной вла­сти является отрицательный наклон кривой спроса на продукцию фирмы. Когда у фирмы имеется наклоненная вниз кривая спроса на ее продукт, она обладает способностью повышать или понижать цену путем изменения количества товара, которое она предлагает. В исключительном случае кривая спроса на продукт, реализуемый чистой м онополией, представляет собой вертикальную линию.

В чем заключается рыночная стратегия для фирмы-монополиста? По­скольку монополист сам определяет рыночную цену, его можно охарактеризо­вать как ценопроизводителя. Он должен строить свою рыночную стра­тегию с учетом спроса на производимую им продукцию, зависящего, в свою очередь, от установленной цены. Условия достижения максимальной прибыли для монополиста те же, что и для любой другой фирмы – равенство предельного дохода и предельных издержек (MC = MR). На рис 9-3 максимизирующий прибыль объем производства Qm соответствует цене Pm.

чистая монополия и олигополия. - student2.ru

AC
MC
P

 
  чистая монополия и олигополия. - student2.ru

Qmm
чистая монополия и олигополия. - student2.ru чистая монополия и олигополия. - student2.ru Q

Рис.9-3. Максимизация прибыли фирмой в условиях чистой монополии

Фирма – монополист может по своему выбору определять значение двух параметров: объема выпуска и цены. В связи с отрицательным наклоном кривой спроса на продукцию монополиста фирма может увеличить объем продаж только назначая более низкую цену за единицу своей продукции. Следовательно, пре­дельный доход от реализации дополнительной единицы продукции меньше, чем ее цена (или, что то же самое, средний доход ). С увеличением объема выпуска этот разрыв увеличивается. Максимизируя доход, фирма-монополист будет про­изводить меньше продукции и продавать его по более высокой цене, нежели со­вершенный конкурент. В этом заключается главное различие между конкурентной фирмой и фирмой-монополистом. Если для конкурентной фирмы цена равна предельным издержкам (Р = МС), то для фирмы с монопольной вла­стью цена превышает предельные издержки (Р > MC), что дает ей возможность получать монопольную прибыль. Благодаря барьерам для вступления в отрасль монополист может постоянно получать значительные экономические прибыли.

Разница между ценой и предельными издержками есть показатель моно­польной власти.

Коэффициент монопольной власти более точно можно измерить с помощью показателя монопольной власти Лернера:

P m – MC 1

L = ----------------- = -----

P m | E d |

Коэффициент Лернера изменяется в пределах от 0 до 1. Он тем выше, чем ниже эластичность спроса на продукцию фирмы. Монополист всегда выбирает тот объем выпуска, при котором спрос на его продукцию является эластичным.

Таким образом, для формирования рыночной стратегии, монополисту нужна подробная информация о рыночном спросе, на основании которой он может проводить либо политику единых цен с учетом эластичности спроса на продукт, либо более сложную политику диверсификации цены (назначение для различных групп покупателей разных цен ).И в том и в другом случаях, фирма стремится увеличить число покупателей и получить максимально возможную часть потребительского излишка.

Экономические последствия монополии. В случае, когда монополия и конкурентная отрасль сталкиваются с одинаковым спросом и одинаковыми усло­виями формирования издержек, монополия по сравнению с совершенной конкуренцией продает меньший объем продукции и назначает более высокую цену. Это означает, что монополист использует меньший объем ресурсов, нежели это оп­равданно с точки зрения общества, происходит недоиспользование ресурсов. Одновременно, в результате монопольного ценообразования, монополия способствует неравенству в распределении доходов.

Будут ли одинаковыми издержки у конкурентного производителя и монополиста при одинаковом объеме производства? У монополиста они могут быть как меньше (за счет эффекта масштаба производства), так и больше (в результате затрат на сохранение монопольной власти), чем у конкурентной фирмы.

Возможно ли на основании вышеизложенного утверждать, что монополия экономически неэффективна? Анализ последствий монопольной организации рынков свидетельствует о том, что монополия в известных пределах экономически целесообразна, так как за счет увеличения масштабов производства может существенно снизить издержки, увеличить выпуск и снизить цену, кроме того, монополия обладает возможностями для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и повышения на этой основе эффективности производства.

Промежуточным, между чистой монополией и монополистической конкуренцией, типом рынка является рынок олигополии. Такая модель характерна для мировых рынков автомобилей, сложной бытовой техники, бытовой электроники и некоторых других, где доминируют всего по 5-6 фирм.

Олигополия– рыночная структура, когда в отрасли доминирует небольшое число продавцов, а вход на рынок для новых продавцов затруднен или невозможен. Ценовое лидерство – отличительный признак олигополистического рынка.

Признаки олигополии:

- Немногочисленностьфирм в отрасли ( в случае классической, жесткой олигополии главную роль в отрасли играют 3–4 фирмы, при мягкой (аморфной) олигополии основная доля продукции приходится на 6 – 8 и более фирм).

- Продукт олигополии может быть как стандартизированным (сталь, цинк, медь, технический спирт), так и дифференцированным (автомобили, моющие средства, сигареты, бытовые электроприборы).

- Существование барьеров для вступления в отрасль, которые связаны прежде всего с эффектом масштаба производства и крупными инвестициями, обеспечивающими этот масштаб. Например, минимально эффективный объем выпуска в автомобильной промышленности в США в 80-е годы составлял 300 тыс. автомобилей в год, стоимость такого завода обычно превышала 3 млрд. долл. К другим барьерам следует отнести владение патентами (в наукоемких отраслях) , контроль над стратегическим сырьем, огромные расходы на рекламу (в шоу-бизнесе , производстве сигарет и прохладительных напитков).

- Всеобщая взаимозависимость. Так как число фирм, работающих в отрасли, мало, то каждая из них при формировании своей рыночной стратегии должна принимать во внимание реакцию со стороны конкурента. Эта черта является уникальным свойством олигополии.

Как олигополия определяет цену и объем производства? Цены при олигополии изменяются реже, чем на других рынках. . Жесткость (негибкость) цен порождает ломаную кривую спроса на олигополистическом рынке. В соответствии с этой моделью кривая спроса «ломается» в точке преобладающей цены Р* (см. рис. 9–4).

Если фирма поднимет цену выше Р*, то другие фирмы не последуют за ней, так как потеряют свою долю продаж на рынке вследствие эластичности спроса на продукт. Однако при установлении фирмой цены ниже Р*, конкуренты-олигополисты последуют за ней. Кривая предельного дохода фирмы имеет разрыв вследствие ломаной кривой спроса, предельные издержки фирмы могут меняться при одной и той же цене и выпуске продукта.

 
  чистая монополия и олигополия. - student2.ru

Рис.9-4. Ломаная кривая спроса на олигополистическом рынке

Существование множества видов олигополии, а также неспособность фирмы предсказать с уверенностью ответные действия ее конкурентов мешает выработке простой рыночной модели, которая дает общее объяснение олигополистического поведения. Тем не менее можно выделить две основные формы поведения фирм в условиях олигополистических структур: некооперативное и кооперативное.

В случае некооперативного поведения каждый продавец самостоятельно решает проблему определения цены и объема выпуска продукции. Желание одной фирмы вытеснить конкурента с рынка путем снижения цены на продукт может принять форму ценовой войны.

Ценовая война– это цикл последовательных уменьшений цены соперничающими на олигополистическом рынке фирмами.

Снижение цены будет продолжаться до тех пор, пока цена не упадет до уровня предельных издержек, цена станет такой же как и в условиях совершенной конкуренции, а экономическая прибыль в результате ценовой войны станет равна нулю. В результате потребители выиграют, а производители проиграют. Но ценовые войны недолговечны, так как они невыгодны производителям.

С целью максимизации прибыли олигополистические фирмы пытаются вступить между собой в сотрудничество, чтобы устанавливать цены и делить рынки, избегая ценовых войн. Такое поведение олигополии называется кооперативным. Наличие небольшого количества фирм в отрасли благоприятствует тайному сговору об установлении фиксированной цены, разделении рынков и ограничении, таким образом, конкуренции, что позволит уменьшить неопределенность, увеличить прибыли и помешать приходу новых конкурентов. Наиболее простой формой тайного сговора является картель.

Картель - это группа фирм, действующих совместно и согласующих решения по поводу объемов выпуска продукции и цен так, как если бы они были единой монополией.

Определяя объемы выпуска, картель, подобно чистой монополии, определяет и цену продукта. Существует много международных картелей, самый известный из которых – Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК ). Основная проблема, с которой сталкивается картель, это проблема согласования решений между фирмами-членами и установления квот по объемам выпуска продукции для этих фирм, для чего необходимы единые оценки рыночного спроса и его ценовой эластичности. Картель гораздо легче создать, нежели сохранить, потому что существует множество способов получить дополнительную прибыль, нарушая установленные картелем правила. Национальное законодательство повсеместно запрещает создание картелей.Фактором, препятствующим созданию картелей, является антитрестовское законодательство.

Поэтому в современном мире чаще всего встречаются не оформленные соглашения типа картеля, а молчаливая договоренность или рыночная стратегия, называемая «лидерство в ценах».Одна фирма, обычно крупнейшая, действует как ценовой лидер, который устанавливает цену, максимизируя собственные прибыли (при этом предельный доход фирмы-лидера равен ее предельным издержкам), остальные фирмы следуют за лидером, назначая за товар ту же цену, что и лидер (то есть принимают ее как данную, экзогенную). Как правило, лидер цен заблаговременно информирует своих конкурентов о предстоящем изменении цены, стремясь сделать это изменение общеприемлемым.

Олигополистическое ценообразование часто осуществляется по принципу «издержки плюс», когда сначала рассчитывается средний уровень переменных издержек (с учетом неполной –75-80%- загрузки производственных мощностей), затем к расчетной величине прибавляется определенный процент, включающий средние постоянные издержки и нормальную прибыль. Величина надбавки зависит от эластичности спроса на товар: чем выше эластичность, тем ниже процент надбавки.

Является ли олигополия «эффективной» рыночной структурой? Существуют разные точки зрения на экономические последствия олигополии. Одна из них утверждает, что олигополия менее желательна, нежели чистая монополия. При внешней видимости конкуренции независимых фирм, тайное соглашение может дать цену и объем производства тот же, что и чистая монополия, не подвергаясь при этом государственному антимонопольному регулированию. Другое мнение относительно роли олигополии принадлежит Шумпетеру и Гэлбрейту, которые утверждают, что крупные олигополистические фирмы способствуют научно-техническому прогрессу, обладая стимулом к внедрению новаций и финансовыми возможностями для осуществления НИОКР.

На основании проведенного анализа рыночных структур мы пришли к выводу, что монополистическая власть препятствует достижению эффективности, потому что она приводит к ценам, превышающим предельные издержки. Социальная цена монополистической власти есть мера потери эффективности, вызываемой монополистическим контролем за ценами. Оценки социальных издержек наличия монополистической власти варьируются от 1% до 14% величины выпуска монополистической фирмы. Компенсирующие выгоды монополии заключаются в более низких ценах в результате снижения средних и предельных издержек, и обеспечении разнообразия продукции

Наши рекомендации