Структура дорожного хозяйства

Основным государственным документом, определяющим правовые, экономические и организационные основы управления автомобильными дорогами является Закон Республики Беларусь "Об автомобильных дорогах", принятый в 1994 году. Президент-глава государства, гарантирует реализацию внешней и внутренней политики, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, взаимодействие органов власти. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2001г. №516 "О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь" создан Департамент "Белавтодор" Министерства транспорта и коммуникаций с правами юридического лица, осуществляющий исполнительные, контрольные, регулирующие и другие функции в дорожном хозяйстве. Правительство-Совет министров- центральный орган госуправления, осуществляет исполнительную власть, руководит подотчетными органами, разрабатывает внешнюю и внутреннюю политику, бюджет, обеспечивает проведение единой экономической, финансовой и кредитно-денежной политики, выступает от имени собственника в отношении имущества, обеспечивает исполнение Конституции, законов, декретов., издает постановления, имеющие обязательную силу на территории РБ.

Министерство транспорта и коммуникаций: формирование транспортной политики республиканский орган государственного управления в области транспорта, автодорог и дорожной деятельности, проведение единой экономической и научно-технической политики в области дорог, разработка гос. Программ по развитию транспорта, транспортных коридоров, взаимодействие гос. органов в области дорог. Департамент «Белавтодор» - в своей деятельности руководствуется актами законодательства Республики Беларусь, положением о Министерстве транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и положением о Департаменте, утвержденным приказом Министерства транспорта и коммуникаций. Основными задачами Департамента являются:

• разработка и реализация дорожной политики, направленной на рациональное развитие и улучшение технического состояния сети автомобильных дорог общего пользования, удовлетворение потребностей экономики и населения республики в автотранспортных услугах, создание условий для развития социальной сферы;

• проведение экономической и научно-технической политики в области дорожного хозяйства;

• контроль, выдача разрешений на проезд тяжеловесным и крупногабаритным транспортным средствам, сезонные ограничения массы и нагрузок на ось, распоряжение и контроль за использованием средств дорожного фонда, международное сотрудничество.

• управление республиканскими автомобильными дорогами.

Организациигосударственного дорожного хозяйства республиканской собственности: «Бреставтодор» "Витебскавтодор", "Гомельавтодор", "Гродноавтодор", "Минскавтодор", "Могилевавтодор", на которые возложены функции по управлению дорогами на соответствующих территориях, а также республиканскими дорогами с индексом М на территории всей республики. Такое преобразование дало возможность разделить функции заказчика и подрядчика при выполнении работ по ремонту и содержанию дорог. Предприятия, подчиненные «Белавтодору»:

РУП«Автомагистраль» - комплекс работ по ремонту и обслуживанию дорог, имеет ДРСУ в областях;

ОАОДСТ 1-9, ОАО (ДСТ-№3 г.Могилева- строительство дорог, мостов, ремонт, имеются ДРСУ и ДСУ);

РУП«Мостострой»- проекты и строительство мостов, выпуск техники. Имеет МСУ;ДСТ «Белнефтедорстрой» - строительство дорог в Тюменской обл. на нефтедобывающихобъектах;

РУП«Строительно-монтажный трест №8»- строительство зданий, дорог и объектов, имеет ДСУ;

Предприятия дорожной индустрии, машиностроения:

РУП«Белдортехника» - выпуск специализированных катков, машин для ремонта дорог;

РУП«Дорстройиндустрия»- конструкции из железобетона, завод ЖБМК, опытно-механический, выпуск битумовозов, гудронаторов;

Предприятия, занимающиеся проектирование, наукой,обучением кадров:

РУП«Белдорцентр» - диагностика прочности, ровности, сцепных качеств, дефектов, банк данных по всем республиканским дорогам, контроль тяжеловесных средств, дизайн и архитектура, проектирование ремонта и строительства.

РУП«Белдорнии»- научно-исследовательские работы в области технологий

РУП«Белгипродор» - проектная организация в области дорожного и мостового строительства, обоснование инвестиций, проекты заводов, инженерные изыскания;

РУП«Компьютерный центр»- разработка компьютерного обеспечения, сбор, обработка и хранение данных, компьютерные сети, картографическая продукция,

РУУЦ«Белдорстрой»-подготовка кадров и повышение квалификации.

Прочие: РУП«Белдортранс» транспортные перевозки, специализированный транспорт; «Белдорсвязь»- обеспечение оперативной технологической связью; «Белдорресурс»- поставка сырья и материалов; Совместное предприятие «Аэродорстрой», дороги и аэродромы; СП «Белдандор»- консалтинг «Белдораспо»- производственная ассоциация. Фирмы по выпуску техники, оборудования, их ремонту, снабжению запчастями, проектные организации.

Местные советы и исполнительные органы, их функции: разработка и реализация программ развития местных автодорог, распоряжение местными дорфондами, руководство организациями, владеющими дорогами и имуществом. Организации государственного дорожного хозяйства коммунальной собственности: проектно-ремонтно-строительное предприятие Могилевоблдорстрой аналогично и во всех областях. Имеют ДРСУ.
5. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ Цель проектирования - создание проектов дорожных объектов, реализующих потребности экономики и граждан в транспортных перевозках. Задачапроектирования - разработка современных проектов, удовлетворяющих перспективным потребностям экономики, дающих максимальный экономический эффект, с использованием современных научных разработок, технологий и материалов, на основе имеющихся нормативных документов, с учетом требований экологии. Основой проектирования в дорожной отрасли является планирование развития дорожного хозяйства. Разработка планов развития отрасли базируется на следующих принципах:

Программно-целевой принцип планирования -планирование должно быть направлено на конкретные результаты, полученные в экономике, при этом происходит увязка целей и необходимых ресурсов;

Долгосрочность планирования: перспективные планы, опирающиеся на прогнозы социально-экономического развития;

Комплексность учет всех факторов, влияющих на решение задачи;

Системность - учет всех уровней развития экономики, удовлетворения потребностей;

Оптимальность - выбор наилучшего варианта проекта;

Проектирование как этап инвестиционного процесса объединяет развитие науки с производством. Решения, принимаемые при проектировании, в значительной степени определяют качество будущих объектов строительства, своевременность сдачи их в эксплуатацию, эффективность капитальных вложений.

РУП«Белгипродор» - проектная организация в области дорожного и мостового строительства, обоснование инвестиций, проекты заводов, инженерные изыскания;

Процесс проектирования автомобильных дорог осуществляется на основе общих принципов проектирования, предусматривающих: последовательность проектирования от общего к частному; использование в максимальной степени типовых решений и проектов; обеспечение комплексности и вариантности в проектировании. Принцип вариантности позволяет выбрать лучшее решение по технико-экономическим показателям, обеспечивающим максимальную народнохозяйственную эффективность сооружения объекта. Проектирование может осуществляться в одну или две стадии: одна стадия – рабочий проект; две стадии – проект и рабочая документация.

Проектирование осуществляется на основе: системы норм, правил, стандартов.

Важнейшим строительным документом для проектирования являются СНиП: нормы на материалы, изделия, конструкции, нормы проектирования, требования к решениям проекта, рекомендации по охране окружающей среды, требования к пожарной и технической безопасности, нормы по организации и технологии строительного производства, сметные нормы и правила. ТЭО и ТЭР проводятся на предпроектной стадии на основе долгосрочных региональных планов дорожного строительства, схем строительства и реконструкции дорог. Проект включает технико-экономическую характеристику ТЭХ, генеральный план, и план транспортного обслуживания, технологическую часть, строительную часть, проект организации строительства, расчеты сметной стоимости и основных технико-экономических показателей строительства и эксплуатации дороги. В ТЭХ проводят сопоставление и выбор вариантов проектов, определяется эффективность капвложений. В рабочей документации уточняют и детализируют (до рабочих чертежей) проектные решения, сметные расчеты. Типовые проекты предназначаются после привязки по объектам, объемам работ, ресурсам, стоимости, для многократного использования при строительстве одинаковых объектов, снижают стоимость проекта.

Наши рекомендации