Размеры страховых тарифов по классам профессионального риска

Класс профриска Размер тарифа,% Класс профриска Размер тарифа,% Класс профриска Размер тарифа,%
I 0,2 XII 1,3 XXIII 3,7
II 0,3 XIII 1,4 XXIV 4,1
III 0,4 XIV 1,5 XXV 4,5
IV 0,5 XV 1,7 XXVI 5,0
V 0,6 XVI 1,9 XXVII 5,5
VI 0,7 XVII 2,1 XXVIII 6,1
VII 0,8 XVIII 2,3 XXIX 6,7
VIII 0,9 XIX 2,5 XXX 7,4
IX 1,0 XX 2,8 XXXI 8,1
X 1,1 XXI 3,1 XXXII 8,5
XI 1,2 XXII 3,4 - -

Штрафы и пени, уплачиваемые в пользу страховщика субъек­тами страхования, также являются источником формирования средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В соответствии со ст. 19 Федерального закона № 125-ФЗ при задержке уплаты страхо­вого взноса страхователь уплачивает страховщику пеню в размере 0,5 % суммы страхового взноса за каждый день просрочки после окончания периода, за который должен быть уплачен страховой взнос.

При сокрытии или занижении страхователем размера начислен­ной оплаты труда по всем основаниям (дохода) застрахованных взыс­канию подлежит вся сумма страхового взноса от сокрытого или за­ниженного размера начисленной оплаты труда по всем основаниям (дохода) с начислением указанной выше пени. Кроме того, страхов­щиком налагается на страхователя штраф в размере сокрытой или заниженной оплаты труда (дохода) застрахованных, начисленной по всем основаниям.

В случае уклонения от регистрации (перерегистрации) у стра­ховщика в качестве страхователя лица, нанимающего (привлекаю­щего к труду) лиц, подлежащих обязательному социальному страхо­ванию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, страховые взносы взыскиваются с указанного лица за весь период уклонения от указанной регистрации (перерегистрации) с начислением пени в размере 0,5 % суммы страхового взноса за каж­дый день просрочки после окончания периода, за который должен быть уплачен страховой взнос.

Задолженность по страховым взносам, начисленная пеня взыс­киваются страховщиком со страхователя - юридического лица в бес­спорном порядке, со страхователя - физического лица на основании решения суда.

Суммы страховых выплат, назначенные и выплаченные страхо­вателем без решения страховщика, в счет уплаты страховых взносов не засчитываются.

Застрахованный и лица, которым предоставлено право на полу­чение страховых выплат, несут ответственность в соответствии с за­конодательством Российской Федерации за достоверность и свое­временность представления ими страховщику сведений о наступле­нии обстоятельств, влекущих изменение обеспечения по страхованию, включая изменение размера страховых выплат или пре­кращение таких выплат.

В случае сокрытия или недостоверности указанных ими сведе­ний, необходимых для подтверждения права на получение обеспече­ния по страхованию, застрахованный и лица, которым предоставле­но право на получение страховых выплат, обязаны возместить стра­ховщику излишне понесенные им расходы добровольно или на основании решения суда.

Источником формирования средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессио­нальных заболеваний являются также капитализированные пла­тежи, которые страхователь - юридическое лицо обязан внести стра­ховщику при своей ликвидации. В соответствии с Порядком внесе­ния в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц-страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболева­ний, утвержденным постановлением Правительства Российской Фе­дерации от 17 ноября 2000 г. № 863, ликвидируемые (в том числе в связи с признанием их банкротами) юридические лица - страховате­ли обязаны внести в Фонд капитализированные платежи, предназ­наченные для удовлетворения требований граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причи­нение вреда жизни или здоровью, и предоставления обеспечения по страхованию застрахованным и лицам, имеющим право на получе­ние страховых выплат в случае смерти застрахованных в результате наступления страховых случаев.

Страховщик, получив уведомление о ликвидации (признании банкротом) страхователя, направляет ликвидационной комиссии (кон­курсному управляющему) для расчета размера капитализируемых платежей список лиц, получавших обеспечение по страхованию, с указанием размера выплат по каждому виду обеспечения по страхо­ванию.

Ликвидационная комиссия (конкурсный управляющий) рассчи­тывает размер капитализируемых платежей в соответствии с мето­дикой расчета размера капитализируемых платежей для обеспече­ния по обязательному социальному страхованию от несчастных слу­чаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц-страхователей, утвер­ждаемой страховщиком по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Министерством эко­номического развития и торговли Российской Федерации и Федераль­ной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству.

Внесение капитализированных платежей осуществляется ликви­дационной комиссией (конкурсным управляющим) по месту регист­рации страхователя путем их перечисления в установленном поряд­ке на счет страховщика.

Внесенные капитализированные платежи по решению страхов­щика направляются для предоставления обеспечения по страхова­нию и формирования финансовых резервов для осуществления обя­зательного социального страхования от несчастных случаев на про­изводстве и профессиональных заболеваний.

Кроме этого, в целях повышения заинтересованности работодателя (страховщика) уделять внимание улучшению условий труда и повышению его безопасности законодатель устанавливает условия, позволяющие страховщику рационально использовать имеющиеся в его распоряжении материальные ресурсы.

Так, в соответствии с Федеральными законами «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации» на соотвествующий финансовый год Фонду социального страхования РФ разрешено принимать решения о о направлении страхователем до 20 процентов сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных в предшествующем календарном году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно, на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. В случае, если страхователи с численностью работающих до 100 человек не осуществляли два последовательных календарных года, предшествующие текущему финансовому году, финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, объем средств на финансовое обеспечение указанных мер рассчитывается исходя из отчетных данных за три последовательных календарных года, предшествующие текущему финансовому году

Порядок направления части страховых взносов на частичное финансирование мероприятий по охране труда регламентирован Приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н (в редакции от 20.02.2014 г.) «Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами».

Финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов подлежат расходы страхователя на следующие мероприятия:

а) проведение специальной оценки условий труда;

б) реализация мероприятий по приведению уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;

в) обучение по охране труда следующих категорий работников:

руководителей организаций малого предпринимательства;

работников организаций малого предпринимательства (с численностью работников до 50 человек), на которых возложены обязанности специалистов по охране труда;

руководителей (в том числе руководителей структурных подразделений) государственных (муниципальных) учреждений;

руководителей и специалистов служб охраны труда организаций;

членов комитетов (комиссий) по охране труда;

уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов;

г) приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи СИЗ и (или) на основании результатов проведения специальной оценки условий труда, а также смывающих и (или) обезвреживающих средств;

д) санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;

е) проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;

ж) обеспечение лечебно-профилактическим питанием работников, для которых указанное питание предусмотрено Перечнем производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 16 февраля 2009 г. N 46н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 апреля 2009 г. N 13796);

з) приобретение страхователями, работники которых проходят обязательные предсменные и (или) предрейсовые медицинские осмотры, приборов для определения наличия и уровня содержания алкоголя (алкотестеры или алкометры);

и) приобретение страхователями, осуществляющими пассажирские и грузовые перевозки, приборов контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографов);

к) приобретение страхователями аптечек для оказания первой помощи.

Частичное финансирование предупредительных мер осуществляется страхователем соответственно суммам страховых взносов, перечисляемых в установленном порядке страхователем в Фонд в 2006 году. Размер средств, направляемых страхователем на частичное финансирование предупредительных мер, не может превышать 20 процентов сумм страховых взносов, перечисленных этим страхователем в Фонд за 2005 год, за вычетом расходов Фонда на выплату обеспечения по страхованию по страховым случаям, произошедшим у этого страхователя в 2000 - 2004 годах.

Определено, что заявления страхователей о частичном финансировании предупредительных мер принимаются Фондом ежегодно до 1 августа. К заявлению должны прилагаться план проведения страхователем предупредительных мер на соответствующий год, документы, обосновывающие необходимость финансирования этих мер, и план их финансирования.

Страхователь обращается с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации в срок до 1 августа текущего календарного года.

Решение о финансовом обеспечении предупредительных мер, объеме финансового обеспечения предупредительных мер или об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер принимается:

а) в отношении страхователей, у которых сумма страховых взносов, начисленных за предшествующий год, составляет до 8 000,0 тыс. рублей включительно - территориальным органом Фонда в течение 10 рабочих дней со дня получения полного комплекта документов;

б) в отношении страхователей, у которых сумма страховых взносов, начисленных за предшествующий год, составляет более 8 000,0 тыс. рублей - территориальным органом Фонда после согласования с Фондом.

В этом случае территориальный орган Фонда в течение 3 рабочих дней со дня получения документов, направляет их на согласование в Фонд.

Фонд согласовывает представленные документы в течение 15 рабочих дней со дня их поступления.

Решение территориального органа Фонда оформляется приказом и в течение 3 рабочих дней с даты его принятия или получения согласования из Фонда направляется страхователю (в случае принятия решения об отказе в финансовом обеспечении или при отказе Фонда в согласовании - с обоснованием причин отказа).

Страхователь ведет в установленном порядке учет страховых взносов, направленных на частичное финансирование предупредительных мер, и ежеквартально представляет в Фонд отчет об их использовании по утвержденной Фондом форме.

Расходы, произведенные страхователем с нарушением требований настоящих Правил, не засчитываются Фондом в счет уплаты страховых взносов.

Контроль за целевым использованием страхователем страховых взносов, направленных на реализацию предупредительных мер, осуществляется Фондом. Общественный контроль за целевым использованием страхователем страховых взносов осуществляется профессиональными союзами или иными уполномоченными работниками представительными органами.

Споры по вопросам использования страховых взносов на осуществление мероприятий, предусмотренных указанным Порядком, разрешаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

sКонтрольные вопросы

1. Назовите минимальные нормативы финансирования организаций, независимо от их организационно-правовых форм; осуществляющие эксплуатационную деятельность; бюджетных организаций.

2. Критерии отнесения деятельности организации к эксплуатационной; бюджетной.

3. Принципы формирования бюджета Фонда социального страхования РФ по направлению страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

4. Порядок отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классам профессионального риска. Тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

5. Порядок использования части средств обязательного на профилактические мероприятий по охране труда.

”Вопросы для обсуждения

1. Проанализируйте вопросы отнесения организаций к категории организаций, осуществляющих эксплуатационную деятельность.

2. Обсудите правильность существующих подходов отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классам профессионального риска, формирования тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.


Наши рекомендации