Культурные традиции народов, которые населяли территорию Украины в древности
Тема: Культура древней Украины
Первые люди на территории Украины
Культурные традиции народов, которые населяли территорию Украины в древности
Культура восточных славян
Первые люди на территории Украины
На территории Украины люди селились с древнейших времен (1 млн. — 150 тыс. лет). Об этом свидетельствуют археологические раскопки стоянок первобытных людей. Такие находки найдены на Днестре, под Житомиром, на Закарпатье, в Харьковской области, в Крыму.
В эпоху мезолита, когда ледники с территории Украины отступили, и климатические условия стали более приемлемы, украинские земли начали интенсивно заселяться.
У праисторических жителей украинских земель сложились в это время родоплеменные отношения. Известным памятником материальной и духовной культуры єтого времени является Каменная Могила, расположенная в Мелитопольском районе Запорожской области. В ее гротах выявлено более 1000 рисунков разного времени, на которых изображено 15 видов животных, разнообразные сцены охоты.
В эпоху энеолита земли Украины стали колыбелью трипольской земледельческой культуры, которая существовала в 4 — 2 тыс. лет до н. э. Культура Триполья — это культура медно-каменного века. В земледелии стали использовать тягловый скот и рало. Дальнейшее развитие скотоводства обусловило необходимость его специализации: овцеводство и коневодство. Освоили первый металл — медь. Стала развиваться первобытная металлургия. Начинается эпоха металлов, продолжавшаяся в бронзовом и железном веке.
Выросла роль мужского труда. На смену матриархату постепенно приходил патриархат — отцовский родовой строй.
На протяжении 1 тыс. лет до н. э. на территории Украины жили народы, сменявшие друг друга: киммерийцы à скифыàсарматы àготыàгунни. Огромную роль играли греческие города — государства, которые начали основываться на побережье Черного моря с 7 в. до н. э..
Культурные традиции народов, которые населяли территорию Украины в древности
В конце 2 — начале 1-го тыс. до н. э. степи Украины населяли киммерийцы — древнейший в Восточной Европе народ, название которого сохранилось в письменных источниках.
Ранним киммерийцам были известны постоянные жилища, они знали земледелие, однако уже в конце X в. до н. э. они стали кочевым народом, и разводили в основном лошадей. Все упоминания в древних письменных источниках о киммерийцах связаны с их военными походами. Они были хорошо вооруженными воинами (железные мечи и кинжалы, луки и стрелы, молоты и булавы, однако считают, что собственной металлургической базы они не имели и пользовались железом, добытым соседними племенами). Археологические памятники, оставленные киммерийцами на территории Украины это, в основном, курганные захоронения воинов с оружием и конским снаряжением.
В конце 7 в. до н. э. киммерийцев вытеснили скифы, пришедшие с Востока.
Скифы — ирано-язычные племена. В начале их истории — война с киммерийцами, которые были вытеснены. Известны скифы — кочевники, скифы — земледельцы и царские скифы. У скифов была высокая для того времени материальная культура. Памятниками скифского времени на территории Украины являются Басовское, Бельское, Каменское, Немировские городища, Солоха, Куль-Оба, Толстая и Гайманова могила.
Скифы имели тесные взаимоотношения с рабовладельческими городами Северного Причерноморья.
Так называемые царские скифские курганы достигали в высоту более 20 метров. Погребения аристократии сопровождались захоронением умерщвленных жен или наложниц; (слуг) рабов и лошадей. Воинов хоронили с оружием. В богатых могилах часто встречалась медная, золотая и серебряная посуда, расписная керамика и амфоры с вином, разнообразные ювелирные украшения.
Скифы оставили неизгладимый отпечаток в истории. Их успехи в развитии экономики (ремесел, земледелия и военного дела) оказали значительное влияние на историю и культуру последующих народов.
Искусство скифов — одна из самых ярких областей художественной культуры. Предметы украшались изображениями в зверином стиле. Встречаются сцены борьбы зверей.
Существовали и каменные, сильно схематизированные изваяния скифов — воинов, устанавливаемые на курганах.
Уникальные настенные росписи сохранились в Неаполе Скифском (на территории современного Симферополя).
Сарматы — общее название ирано-язычных племен, расселявшихся в 3 в. до н. э. — 3 в. н. э. в степях от реки Тобол на востоке до реки Дунай на западе. Основное занятие — скотоводство. Земледелием занимались те сарматы, которые осели в районах, где раньше население занималось земледелием. Эти народы жили на этапе разложения первобытно- общинного строя и начала классообразования, с выделением богатой родоплеменной знати, военных вождей и их дружин. Широкое расселение их было связано с необходимостью приобретения новых пастбищ, стремлением приблизиться к городам и земледельческим районам для торговли и грабежей.
В культуре сарматов раннего периода характерен вариант звериного стиля: одежда, оружие, посуда и другие предметы быта украшались стилизованными изображениями животных. Позднее племена сарматов достигли мастерства в ювелирном деле, появляются изображения антропоморфных (человекоподобных) существ, а также растительные мотивы.
Во 2 — 3 вв. н. э. достигает расцвета «полихромный стиль»: одежда, обувь, изделия из металла отделывались самоцветами, бусами, бисером, цветной эмалью и т.д. Преобладает уже геометрический орнамент. К концу сарматского времени (3 —4 вв.) полихромный стиль становится более пышным, а вещи — грубее.
Готы (готоны) — племена восточных германцев, близкие по языку северным германцам.
В начале нашей эры жили на южном побережье Балтийского моря и по нижней Висле. С конца 2 века передвигались на юго-восток, достигли в 3 веке Северного Причерноморья. Влияние более высокой скифо-сарматской культуры ускорило их развитие. В 4 веке готы приняли христианство.
В 375 году гунны разгромили готов. Это еще более обособило их на остготы и вестготы.
Гунны — тюрко-язычные племена (жили в Приуралье). В 4 веке начинается массовое передвижение гуннов на запад, давшее толчок великому переселению народов.
Покорили большое количество территорий, стран, народов. Постепенно гунны исчезают как народ, хотя их имя еще долго встречается в качестве общего наименования кочевников Причерноморья.
Центрами культуры являлись греческие колонии — города — государства, появившееся в VII веке до н. э. на побережье Черного и Азовского морей.
Наиболее известные из них:
Ольвия ( в устье Буга)
Херсонес (современный Севастополь)
Пантикапей (современная Керчь)
Тира (на месте современного Белгород-Днестровского)
Танаис — в устье Дона и другие.
ВV веке до н. э. объединились в Боспорское царство с центром в Пантикапее.
Это было рабовладельческое общество с высоким уровнем культуры.
В I веке н. э. греческие города-государства попали в зависимость от Римской империи, они просуществовали до IV — V вв. н. э.
В античных полисах Причерноморья значительного развития достигли сельское хозяйство, ремесла, торговля, архитектура, искусство. Культура античных городов Северного Причерноморья способствовала развитию экономической жизни, общественных отношений и культуры местных племен.
Греческие города-государства Северного Причерноморья стали центрами своеобразного варианта античной культуры, в котором тесно переплетаются греческие и местные культурные элементы.
3. Культура восточных славян
I тыс. н. э. в истории восточных славян было временем распада первобытнообщинного строя и зарождения феодального общества. В этот период постепенно формировались черты экономики и социального строя, получившие дальнейшее развитие в древнерусском обществе.
Совершенствовались орудия земледелия и ремесла. Для обработки земли использовали рало с железным наконечником. Урожай собирали с помощью серпа.
Типичным для восточнославянской культуры были неукрепленные поселения, небольшие полуземляночные жилища с деревянными стенами, и, печами, сложенными из камня и глины.
Наряду с основной массой сельских поселений, возникают поселения городского типа с развитой торговой и ремесленной деятельностью. В процессе развития эти поселения превращаются в города.
По археологическим данным возникновение Киева датируется второй половиной V века (в 1982 году отмечалось 1500-летие города).
В «Повести временных лет» приводится предание об основании города тремя братьями — Кием, Щеком и Хоривом, стоявшими во главе восточно-слявянского племени полян.
Письменность. Происхождение славянской письменности до сих пор еще не полностью выяснено.
Согласно болгарскому писателю Х века Черноризцу Храбру, славяне вначале не имели собственной письменности, однако ученые выявили, что у славян были «черты и резы», которыми они писали, гадали и вели счет. Затем, с изобретением славянской письменности Кириллом, с середины IХ века она стала постепенно распространятся у восточных славян, т.е. еще до принятия христианства. Например, уже в договоре 911 г. с греками упоминается обычай русских писать духовные завещания на случай смерти.
Восточнославянские племена все больше приобретали опыт из различных областей человеческих знаний. Развитие ремесел, особенно металлургического и ювелирного, сопровождалось распространением прикладных технических и естественнонаучных знаний, в частности о свойствах металлов и химических процессах. Строительное дело и торговля способствовали развитию элементов математических знаний и системы мер.
В этот период восточные славяне также знали греческие и римские буквы, которыми пользовались как цифровыми обозначениями, а также возможно и для письма.
^ Идеологические представления восточных славян связаны с язычеством. Не умея объяснять окружающий мир и влиять на него, люди обожествляли явления природы, от которых зависела их жизнь и благополучие. Они почитали бога грома и молнии, бога солнца, бога ветра и т.п., им приносили в жертву быков и совершали другие обряды. Они почитали духов реки, леса, болота и т.д. , приносили жертвы им и при помощи этих жертв производили гадание.
Религиозные обряды восточные славяне совершали в специально отведенных для этого местах — святилищах. На каждом святилище центральное место занимало изображение богов — идолов, вырезанных из дерева или камня. Наиболее известным каменным идолом, полностью сохранившемся, является так называемый Збручский идол, найденный в реке Збруч в 1848 году. Четырехгранная фигура идола заканчивается вверху изображением человеческой головы. Поверхность его покрыта сложными символическими изображениями.
У восточных славян существовали различные обряды. Часть из них была посвящена временам года и сельскохозяйственным работам: наступлению весны и началу полевых работ, летнему солнцестоянию (праздник Ивана Купала), сбору урожая, зимним праздникам плодородия (колядки и т.п.).
Большое внимание уделялось обрядам свадебным и погребальным.
Довольно полное представление дают археологические и письменные источники о погребальном обряде. Некоторые племена восточных славян (радимичи, вятичи, северяне и кривичи) умерших сжигали, потом пережженные кости складывали в сосуд и ставили у дорог.
С конца 1-го тыс. н. э. распространяется обряд трупоположения. Рядом с умершим ставили посуду с пищей и питьем, клали орудия труда, предметы быта, оружие и т.п.
Все эти предметы по представлениям восточных славян, должны были служить умершему в загробной жизни, которая была продолжением земной.
Из всех видов искусства восточных славян больше всего изучено декоративно-прикладное. Предметы личного убранства украшались орнаментом преимущественно реалистического характера. Большие застежки (по лат. — фибулы) нередко изготавливались в виде фигуры человека, а отдельные их детали изображали головы людей, лошадей, птиц. Серьги, браслеты и другие украшения имеют также геометрический орнамент — круги, спирали, треугольники и т.п.
У восточных славян развивалось музыкальное искусство. Развитие музыкального искусства дает определенное представление византийский историк VII в. Феофилакт в своем рассказе о взятии в плен византийцами трех славянских гусляров.
Таким образом, культура восточных славян находилась на довольно высоком уровне развития и являлась основой для культуры Киевской Руси.