Цели организации и их характеристика

Модуль 4 СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ФИРМЫ

Тема Стратегическое планирование на предприятии.

Вопросы:

1.Понятие стратегического планирования

2.Выбор стратегии развития предприятия

3 Основные методы выбора стратегии

Понятие стратегического планирования

Планирование стратегии организации с одной стороны является подсистемой стратегического управления, с другой представляет основу процесса стратегического планирования.

Стратегическое планирование – это процесс формирования миссии и целей организации, выбора специфических стратегий для определения и получения необходимых ресурсов и их распределения с целью обеспечения эффективной работы организации в будущем.

Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений, основная задача которых обеспечить нововведения и изменения в организации.

Существует четыре типа управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования:

1.Распределение ресурсов;

2.Адаптация к внешней среде;

3.Внутренняя координация;

4.Организационно-стратегическое предвидение

 
  Цели организации и их характеристика - student2.ru

Рисунок 1.Основные элементы стратегического планирования

Миссия организации. Выбор миссии

Миссия рассматривается как констатация философии и предназначения, смысла существования организации. Философия организации меняется крайне редко, что касается второй части миссии, то она может изменяться в зависимости от глубины изменений, которые происходят в организации и ее внешней среде. В узком смысле миссия – это утверждение относительно того, для чего и по какой причине существует организация.

Основными группами людей, чьи интересы должны быть учтены в миссии являются:

1.Собственники организации

2.Сотрудники организации

3.Покупатели продукта организации

4.Деловые партнеры организации

5.Общество в целом.

Мисси должны разрабатываться с учетом следующих факторов:

- история фирмы;

- существующий стиль поведения и способ действия собственников и управленческого персонала;

- состояние среды обитания организации;

- ресурсы организации;

- отличительные особенности организации.

В сопровождающей миссию расшифровке должны быть отражены следующие характеристики организации:

- целевые ориентиры организации;

- сфера деятельности организации;

- возможности и способы осуществления деятельности организации.

Миссия не должна нести в себе конкретного указания, относительно того, что, как, и в какие сроки следует делать организации. Она задает лишь общие направления движения организации.

Цели организации и их характеристика

Цели – это конкретные состояния отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желаемым и на достижение которых направлена вся ее деятельность.

Существует два типа целей, в зависимости от того какой период времени требуется для их достижения: долгосрочные и краткосрочные. В основе разделения целей лежит временной интервал, связанный с продолжительностью производственного цикла. Цели, достижение которых планируется к концу производственного цикла являются долгосрочными. Разделение целей по степени срочности имеет принципиальное значение, так как они существенно разделяются по своему содержанию. Для краткосрочных целей характерна гораздо большая конкретизация и детализация.

Выделяют четыре сферы применительно к которым организация устанавливает свои цели:

1) доходы организации;

2) работа с клиентами;

3) потребности и благосостояние сотрудников;

4) социальная ответственность.

Существуют следующие требования к постановке целей организации:

- достижимость целей;

- гибкость целей;

- измеримость целей;

- совместимость целей;

- приемлемость целей.

Анализ среды организации

Анализ макроокружения

Макроокружение создает общие условия нахождения организации во внешней среде. В большинстве случаев макроокружение не имеет специфического характера, применительно к отдельно взя­той организации. Хотя степень влияния состояния макроокруже­ния на различные организации различна, что связано с различиями как в сферах деятельности, так и с внутренним потенциалом орга­низаций.

Изучение экономической компоненты макроокружения позволяет понять то, как формируются и распределяются ресурсы. Изучение экономики предполагает анализ ряда показателей: величины валового нацио­нального продукта, темпов инфляции, уровня безработицы, про­центной ставки, производительности труда, норм налогообложе­ния, платежного баланса, норм накопления и т.п. При изучении экономической компоненты важно обращать внимание на такие факторы, как общий уровень экономического развития, добывае­мые природные ресурсы, климат, тип и уровень развитости конку­рентных отношений, структура населения, уровень образованности рабочей силы и величина заработной платы.

Анализ правового регулирования, предполагающий изучение законов и других нормативных актов, устанавливающих правовые нормы и рамки отношений, дает организации возможность определить для себя допустимые границы действий во взаимоотношениях с другими субъектами права и приемлемые методы отстаивания своих интересов.

При изучении правовой компоненты макроокружения стратегическое управление интересует степень правовой защищенности, динамизм правовой среды, уровень общественного контроля за деятельностью правовой системы общества.

Политическая составляющая макроокружения должна изучаться в первую очередь для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику. Изучение политической компоненты должно концентрироваться на выяснении того, какие программы пытаются провести в жизнь различные партийные структуры, какие группы лоббирования существуют в органах государственной власти, как правительство относится к различным отраслям экономики и регионам страны, какие изменения в законодательстве и правовом регулировании возможны в результате принятия новых законов и новых норм, регулирующих экономические процессы.

Изучение социальной компоненты макроокружения направлено на то, чтобы уяснить влияние на бизнес таких социальных явлений и процессов, как отношение людей к работе и качеству жизни, как существующие в обществе обычаи и верования, как разделяемые людьми ценности, как демографическая структура общества, рост населения и т.п.

Анализ технологической компоненты позволяет своевременно увидеть те возможности, которые развитие науки и техники открывает для производства новой продукции, для усовершенствования производимой продукции и для модернизации технологии изготовления и сбыта продукции.

Наши рекомендации