Создание транспортно-логистического комплекса
Предпосылки и возможности создания ТЛК на территории Орска
Важность задач создания сети терминалов и логистического обеспечения транспортного процесса нашла свое отражение в важнейших программных документах, определяющих пути развития этой отрасли: Транспортной стратегии России (одобрена на заседании Госсовета России 29.10.2003), федеральной целевой программе «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» (утверждена постановлением Правительства РФ от 05.12.2001 № 848) и Концепции ее подпрограммы «Развитие экспорта транспортных услуг» (утверждена распоряжением Правительства РФ от 9.12.2005 № 2188-р).
Стратегией развития Оренбургской области до 2030 года предусмотрено включение Оренбургской области в «Транспортную стратегию Российской Федерации на период до 2020 года», создание новой «железнодорожной сети», соединяющей Китай со всей Евразией. Кроме этого, предусматривается уделять большое внимание инновационно-логистическому обеспечению транспортного процесса. Для этого запланировано строительство транспортно-перегрузочных логистических центров и поддержание высоких технологических требований международных транспортных коридоров.
Основной предпосылкой для возможности создания ТЛК в Орске является его крайне благоприятное геополитическое положение.
В городе реализуется и запланирован к осуществлению целый ряд крупных инфраструктурных проектов. К их числу относятся: строительство моста через Урал, объездной дороги, нового МАПП «Орск», ЖДПП, моста «Ключ-Никель», совершенствование инфраструктуры аэропорта. В случае строительства и последующей эксплуатации автотрассы Европа–Западный Китай (Западная Европа-Санкт-Петербург–Москва–Казань–Оренбург–Кызылорда–Шымкент–Хоргос), которая станет самым коротким путем из Китая в Европу, Орск сможет подключиться к обслуживанию товарных потоков, идущих по этой трассе.
В пользу возможности создания ТЛК свидетельствует и дальнейшее усиление роли Орска, как крупнейшего торгового, образовательного, культурного и административно-делового центра Восточного Оренбуржья. ТЛК будет обслуживать не только транзитные грузопотоки, но и удовлетворять потребности торговли Орска и соседних населенных пунктов. Население Орско-Новотроицкой агломерации, составляет 365,1 тыс. человек, а Восточного Оренбуржья в целом – 655,7 тыс. чел., и представляет собой довольно емкий потребительский рынок. Создание ТЛК позволит снизить транспортные и торговые издержки и приблизить место реализации товаров к оптовому звену торговли и конечным потребителям.
В то же время необходимо понимать, что на первых порах масштабы деятельности орского ТЛК не будут очень большими. Он не сможет составить серьезной конкуренции аналогичным структурам, функционирующим в крупных городах. В первые годы работы ТЛК может обеспечивать внешнеторговые перевозки и товарные потоки местных предприятий. В дальнейшем, учитывая выгодное расположение, большой объем грузоперевозок, рост объемов производства и потребления разнообразной продукции, наличие объектов транспортной инфраструктуры и складского хозяйства, на территории Орска может быть создан ТЛК международного значения. Его деятельность может охватить услуги по хранению грузов, их перегрузке и фасовке, ремонту техники, информационному обслуживанию перевозок и другим направлениям. Грузы будут поступать и отправляться железнодорожным, автомобильным и авиационным транспортом.
Вставка 2
Основные подходы к созданию транспортно-логистических комплексов
Понятие транспортно-логистической деятельности объединяет две составляющих: транспорт и логистика. Транспорт – отрасль экономики, в процессе функционирования которой обеспечивается перевозка грузов и пассажиров. Логистика – деятельность по планированию, управлению и контролю процессов движения материальных, трудовых, энергетических и информационных потоков в человеко-машинных системах. Таким образом, сущность транспортно-логистической деятельности заключается в управлении, обеспечении и обслуживании транспортных потоков в целях их оптимизации и повышения эффективности. Транспортно-логистическая деятельность имеет комплексный межотраслевой характер.
Как правило, в состав транспортно-логистических комплексов (ТЛК) входят складское хозяйство, распределительный центр, зоны для размещения (стоянки), обслуживания и ремонта транспортных средств, информационно-управляющая система грузоперевозок, осуществляемых различными видами транспорта, служба безопасности и таможенный пост (в случае обслуживания экспортно-импортных грузов). Складское хозяйство, помимо непосредственно хранения грузов, может осуществлять первичную обработку (маркировка, расфасовка, упаковка, проверка качества и т.п.) и перегрузку товаров с одного вида транспорта на другой. Центральным звеном ТЛК является информационная система, обеспечивающая анализ поступающих данных и запросов клиентов (перевозчиков, владельцев и получателей грузов) и определение оптимальных управленческих решений в отношении способов транспортировки, маршрута и иных параметров. Функционирование ТЛК позволяет обеспечить доставку грузов «от двери до двери» за счет использования новейших информационных технологий, позволяющих оптимизировать способ и маршрут доставки.
ТЛК могут создаваться на базе неиспользуемых производственных помещений либо на свободных территориях в местах прохождения оживленных транспортных коридоров, пересечения маршрутов движения различных видов транспорта, крупных базах производства и рынков сбыта продукции, вблизи внешних границ. Важным условием является наличие хороших подъездных путей. Наиболее крупные ТЛК, обеспечивающие интермодальный характер перевозок, имеют не только подъездные автомобильные, но и железнодорожные пути, и создаются поблизости от морских (речных) гаваней и аэропортов.
Основные мероприятия по созданию ТЛК
Для создания ТЛК на территории Орска необходимо осуществить комплекс мероприятий: провести исследование грузоперевозок, решить вопросы выбора площадок для размещения, согласовать возможность использования железнодорожной инфраструктуры для нужд функционирования терминала с руководством Южно-Уральской железной дороги, выполнить инженерную подготовку территории размещения объектов. Вопросы обслуживания экспортно-импортных грузов должны быть согласованы с Орской таможней Приволжского таможенного управления ФТС России. Кроме этого, потребуется координация и взаимоувязка деятельности с региональными структурами федеральных агентств, подведомственных Минтрансу России, Орским погранотрядом ФСБ России, органами власти и предприятиями Казахстана. В частности, с казахстанской стороной необходимо решить вопрос реконструкции автодороги Орск-Актюбинск.
Создание объектов, которые войдут в ТЛК, будет вестись за счет средств частных инвесторов, заинтересованных в оптимизации расходов на перевозку, хранение и распределение грузов. Создание необходимой инфраструктуры может быть профинансировано за счет местного бюджета, а также, частично Южно-Уральской железной дорогой – филиала ОАО «Российские железные дороги», средств федерального и регионального бюджетов, в случае включения этого проекта в одну из транспортных программ соответствующего уровня.
Этапы создания ТЛК
Этап 1.
- Проведение исследования транспортных потоков (включая грузовые и пассажирские перевозки), следующих через (в, из) Орск. Данное исследование будет включать сбор информации не только о параметрах перемещения грузов, но и анализ деятельности предприятий обслуживающих эти потоки. В процессе проведения этой работы будут выявлены существующее положение дел, тенденции и перспективы развития деятельности по обслуживанию грузов. По итогам работы будет определена степень готовности бизнеса, а также заинтересованных федеральных и региональных служб к расширению масштабов деятельности по обслуживанию грузопотоков. Подобное обследование может быть проведено силами сотрудников администрации города Орска с привлечением научно-исследовательских организаций и потребует определенных бюджетных затрат.
Этап 2.
- При условии положительных результатов реализации первого этапа определяется организационно-правовая и финансовая схема организации ТЛК. На данном этапе выбирается площадка (площадки) создания ТЛК. В качестве возможных вариантов может рассматриваться строительство терминалов и сопутствующей инфраструктуры на свободной территории или использование незадействованных производственных помещений и площадок промышленных предприятий. Определяются участники реализации проекта и параметры их вкладов в его финансирование. Муниципалитет Орска должен создать благоприятные условия и оказывать всемерную поддержку реализации проекта. В конечной стадии второго этапа создается юридическое лицо (реорганизуется существующее), которое будет выполнять функции оператора проекта и на базе деятельности которого будет создан ТЛК.
Этап 3.
- Создание информационной системы обеспечения транспортной деятельности, позволяющей оптимизировать прохождение грузов на всех этапах их обработки и транспортировки. Наличие такой системы сделает ТЛК привлекательным для клиентов и частных инвесторов, которые смогут участвовать в его создании и последующем расширении (создании новых терминальных перегрузочных комплексов, ремонтно-обслуживающих баз и т.п.).
Этап 4.
- Создание объектов инфраструктуры и строительство зданий и сооружений ТЛК (при необходимости вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемых объектов промышленных предприятий). Согласование вопросов возможности подвозки грузов по железной дороге и создания таможенного поста. По мере создания объектов ТЛК идет запуск информационной системы. После этого будет сформирован полноценный ТЛК. Он может существовать в виде отдельного юридического лица, учредителем которого выступят предприятия, участвующие в транспортном процессе и обслуживании перевозок, либо в виде ассоциации, которая будет выполнять роль координатора работы предприятий и обеспечивать их информационно-логистическое обслуживание.
Администрация города Орска должна участвовать в реализации проекта на всех стадиях в качестве главного координатора. Участие и заинтересованность в проекте муниципалитета даст необходимые сигналы бизнесу, вселив в него уверенность относительно перспектив данного проекта. За счет местного бюджета, возможно, потребуется финансирование работ по развитию инфраструктуры (инженерные сети, подъездные пути и пр.) территории размещения ТЛК. Учитывая традиции торговли овощами и фруктами, в рамках ТЛК может быть создан крупный оптовый торговый центр регионального значения, который будет реализовывать плодоовощную продукцию из стран Центральной Азии.
Рис. 3.1. Концепция транспортно-логистического комплекса г. Орска
Реформирование ЖКХ
Проблемы функционирования жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) затрагивают интересы населения, бизнеса и местных органов власти. Определение приоритетов и формирование механизмов реформирования ЖКХ возможно только на основе соблюдения интересов и проблем этих трех целевых групп. Данный тезис положен в основу проекта реформирования ЖКХ г Орска.
Первая целевая группа – население.
- Интересы граждан состоят в том, чтобы, с одной стороны, получать качественные жилищные и коммунальные услуги, с другой стороны, плата за эти услуги должна быть разумной, т.е. не превышать определенной доли семейного бюджета и не уменьшать потребление других жизненно важных благ.
Вторая целевая группа – представители местных органов власти.
- Для власти одной из главных проблем является чрезмерная нагрузка расходов ЖКХ на местный бюджет. Двумя главными составляющими этих расходов являются затраты бюджета на погашение убытков предприятий-поставщиков коммунальных услуг и затраты на текущий ремонт инженерных сетей, которые год от года увеличиваются вследствие высокого морального и физического износа.
Третья целевая группа – предприниматели.
- Интерес представителей этой группы, в первую очередь, состоит в минимизации издержек и рисков при ведении своего бизнеса. Сфера ЖКХ могла бы быть привлекательной для частного капитала. Однако сохраняющаяся до сих пор схема финансовых потоков и неэффективное тарифное регулирование в отрасли ведут к убыточности предприятий.
В целом за последние 15-20 лет жилищная сфера России претерпела существенные изменения, которые охватили как материальную базу и инфраструктуру жилья, так и социально-экономические механизмы его эксплуатации. Медленный ход реформы ЖКХ, неразвитость конкуренции на рынке ЖКУ до недавнего времени объяснялись отсутствием четких правовых рамок в этой сфере. Новый Жилищный кодекс РФ, который введен в действие с 1 марта 2005 г., проясняет многие правовые позиции и существенно усиливает роль частного бизнеса в жилищной сфере, стимулирует создание объединений собственников жилья. Однако, к сожалению, прогноз активизации участия населения в управлении жилищным фондом пока не оправдывается, в частности в настоящее время в Орске доля ТСЖ составляет лишь 7,7%. Анализ ситуации позволяет выделить следующие основные причины отторжения населением реформ в сфере ЖКХ:
- во-первых, процесс принятия решений собственниками жилья, объективно достаточно сложный, еще более усложняется наследием административно-командной системы, сложившейся в отрасли, низкой информированностью жильцов о возможностях, которые предоставляются им ходе реформирования и инструментах, с помощью которых они могли бы воспользоваться своими правами;
- во-вторых, собственники жилья не обладают профессиональными навыками и знаниями, поэтому не могут четко выразить собственные пожелания в отношении управления домом и зачастую сталкиваются с трудностями при реализации своих же поспешно принятых, необдуманных решений;
- наконец, в-третьих, ключевая проблема заключается в том, что до последнего времени у населения отсутствовала реальная возможность влиять на качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг. Жители могли лишь сигнализировать о несоответствии их качества существующим стандартам, обращаясь в местные органы власти и контролирующие организации, однако на деле это не означало возможности активно влиять на качество услуг, самостоятельно выбирать подрядную организацию.
Исходя из этих предпосылок, концепция реформирования ЖКХ предлагает решение проблем в трех направлениях:
- для развития конкуренции на рынке коммунальных услуг необходимо привлечение новых игроков, частных управляющих и обслуживающих компаний;
- граждане должны получить полную информацию о различных вариантах, процедурах и преимуществах создания объединений собственников жилья, их правах и возможностях;
- необходимо внедрение новых технологий и привлечение инвестиций в модернизацию инженерных сетей и объектов инфраструктуры.
Безусловно, во многом состояние реформы ЖКХ будет зависеть от тарифной политики и законодательства, принимаемых на федеральном уровне - эти факторы находятся вне контроля местных органов власти и являются для них экзогенными параметрами. Поэтому проект «Реформирование ЖКХ» направлен на решение следующих ключевых задач:
Þ Вовлечение населения в решение проблем ЖКХ путем повышение информированности граждан и демонстрации моделей управления многоквартирными жилыми домами.
Þ Создание условий для развития конкурентной среды на рынке управления и обслуживания жилого фонда.
Движение в этих направлениях позволит достичь целей реформы ЖКХ поставленных Правительством РФ и обеспечить при этом соблюдение интересов граждан. В частности, успешная реализация проекта позволит достичь следующих результатов:
- рост удельного веса жилого фонда, находящегося в управлении и на обслуживании частными компаниями;
- увеличение числа частных компаний работающих в сфере ЖКХ и, как следствие, рост конкуренции на рынке, повышение качества и снижение стоимости ЖКУ;
- улучшение технического состояния жилого фонда;
- рост числа объединений собственников жилья.
4. Стратегии развития ведущих предприятий[10]