Критерии для оценивания устного ответа на уроках обществознания

Оценка «5»ставится, если ученик:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники.

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя.

Оценка «4»ставится, если ученик:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.

3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка «3» ставится, если ученик:

1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.

2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении.

4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.

5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.

6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.

Оценка «2» ставится, если ученик:

1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.

2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов.

3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.

5. Полностью не усвоил материал.

Тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся

№ темы Содержание учебного материала Кол-во часов Характеристика видов учебной деятельности обучающихся
  5 КЛАСС  
  Введение Определять сущностные характеристики изучаемого объекта; - извлекать информацию из учебника; -переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в схему) объяснять значения понятия «общество»; - высказывать суждение о причинах вхождения человека в какое-либо сообщество; -называть основные сферы жизни общества;
Человек Сознательно организовать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения результата); - объяснять на конкретных примерах явления и процессы социальной действительности; Выполнять познавательные задания направленных на выбор верных критериев для сравнения. Раскрывать на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни; - понимать что необходимо ребенку, чтобы он рос и развивался.
Семья Показывать на конкретных примерах меры государственной поддержки семьи; - сравнивать двухпоколенные и трехпоколенные семьи; Объяснять значение понятия «семья», называя ее основные признаки. Характеризовать совместный труд членов семьи; -сравнивать домашнее хозяйство городского и сельского жителя; -описывать собственные обязанности в ведении семейного хозяйства; - составлять месячный бюджет своей семьи.
Школа Исследовать несложные ситуации из жизни человека и общества, раскрывающие значимость образования в наше время и в прошлом. - описывать ступени школьного образования; - выявлять позитивные результаты учения, опираясь на примеры из художественных произведений. Определять основные формы образования; - высказывать суждения о необходимости самообразования; - называть и характеризовать задачи, которые решает наука в современном обществе; - на конкретных примерах характеризовать особенности труда ученых
Труд Объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества.; - характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека; - наблюдать и оценивать явления социальной жизни, с опорой на приобретенные знания; - выступать публично; Формулировать свою точку зрения. Объяснять на примерах значение труда в жизни человека и общества; - характеризовать отношение к труду в современном обществе; - раскрывать на конкретных примерах роль труда в жизни человека.
Родина Объяснять смысл понятия «субъект Российской Федерации». Знать и называть статус субъекта РФ, в котором находится школа. Характеризовать особенности России как многонационального государства. Объяснять значение русского языка как государственного. Приводить примеры проявлений патриотизма. Объяснять смысл понятия «субъект Российской Федерации». Знать и называть статус субъекта РФ, в котором находится школа. Характеризовать особенности России как многонационального государства.
  Итоговое повторение Извлекать информацию из различных источников (в том числе правовых) и работать с ней; - объяснять изученные положения на конкретных примерах; - организовывать свою познавательную деятельность; - работать в группе; Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: -определять главную тему, общую цель или назначение текста; -выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; -формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; -предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт.
  6 КЛАСС  
  Введение Определять сущностные характеристики изучаемого объекта; - извлекать информацию из учебника; -переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в схему) объяснять значения понятия «общество»; - высказывать суждение о причинах вхождения человека в какое-либо сообщество; -называть основные сферы жизни общества;
Человек в социальном измерении Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия "индивидуальность". Использовать элементы причинно - следственного анализа при характеристике социальных параметров личности. Характеризовать особенности познания человеком мира и самого себя. Оценивать собственные практические умения, поступки, моральные качества, выявлять их динамику. Характеризовать деятельность человека, ее отдельные виды. Описывать и иллюстрировать примерами различные мотивы деятельности. Характеризовать и иллюстрировать примерами основные потребности человека, показывать их индивидуальный характер. Описывать особые потребности людей с ограниченными возможностями. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проявлениями духовного мира человека, его мыслей и чувств. Характеризовать и конкретизировать примерами роль труда в достижении успеха в жизни. Формулировать свою точку зрения на выбор пути достижения жизненного успеха. Показывать на примерах влияние взаимопомощи в труде на его результаты. Находить и извлекать информацию о жизни людей, нашедших свое призвание в жизни и достигших успеха, из адаптированных источников различного типа.
Человек среди людей Описывать межличностные отношения и их отдельные виды. Показывать проявления сотрудничества и соперничества на конкретных примерах. Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. Оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения. Исследовать практические ситуации, в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание. Описывать большие и малые, формальные и неформальные группы. Приводить примеры таких групп. Характеризовать и иллюстрировать примерами групповые нормы. Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. Оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения. Исследовать практические результаты, в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание. Исследовать практические ситуации, связанные с выявлением места человека в группе, проявлением лидерства. Характеризовать общение как взаимные деловые и дружеские отношения людей. Иллюстрировать с помощью примеров различные цели и средства общения. Сравнивать и сопоставлять различные стили общения. Выявлять на основе конкретных жизненных ситуаций особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Оценивать собственное умение общаться. Описывать сущность и причины возникновения межличностных конфликтов. Характеризовать варианты поведения в конфликтных ситуациях. Объяснять варианты поведения в конфликтных ситуациях. Объяснять, в чем заключается конструктивное разрешение конфликта. Иллюстрировать объяснение примерами. Выявлять и анализировать собственные типичные реакции в конфликтной ситуации.
Нравственные основы жизни Характеризовать и иллюстрировать примерами проявления добра. Приводить примеры, иллюстрирующие золотое правило морали. Оценивать в модельных и реальных ситуациях поступки людей с точки зрения золотого правила морали. На конкретных примерах дать оценку проявлениям мужества, смелости, случаям преодоления людьми страха в критических и житейских ситуациях. Оценивать предлагаемые ситуации, требующие личного противодействия проявлениям зла. Раскрывать на примерах смысл понятия " человечность". Давать оценку с позиции гуманизма конкретным поступкам людей, описанным в СМИ и иных информационных источниках. На примерах конкретных ситуаций оценивать проявления внимания к нуждающимся в нем.
  Итоговое повторение Извлекать информацию из различных источников (в том числе правовых) и работать с ней; - объяснять изученные положения на конкретных примерах; - организовывать свою познавательную деятельность; - работать в группе; Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: -определять главную тему, общую цель или назначение текста; -выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; -формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; -предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт.
  7 КЛАСС  
  Введение Определять сущностные характеристики изучаемого объекта; - извлекать информацию из учебника; -переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в схему) объяснять значения понятия «общество»; - высказывать суждение о причинах вхождения человека в какое-либо сообщество; -называть основные сферы жизни общества;
Человек и другие люди Описывать межличностные отношения и их отдельные виды. Показывать проявления сотрудничества и соперничества на конкретных примерах. Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. Оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения. Исследовать практические ситуации, в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание. Описывать большие и малые, формальные и неформальные группы. Приводить примеры таких групп. Характеризовать и иллюстрировать примерами групповые нормы. Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. Оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения. Исследовать практические результаты, в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание. Исследовать практические ситуации, связанные с выявлением места человека в группе, проявлением лидерства. Характеризовать общение как взаимные деловые и дружеские отношения людей. Иллюстрировать с помощью примеров различные цели и средства общения. Сравнивать и сопоставлять различные стили общения. Выявлять на основе конкретных жизненных ситуаций особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Оценивать собственное умение общаться. Описывать сущность и причины возникновения межличностных конфликтов. Характеризовать варианты поведения в конфликтных ситуациях. Объяснять варианты поведения в конфликтных ситуациях. Объяснять, в чем заключается конструктивное разрешение конфликта. Иллюстрировать объяснение примерами. Выявлять и анализировать собственные типичные реакции в конфликтной ситуации.
Человек и закон Характеризовать конституционные права и обязанности граждан РФ. Анализировать несложные практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих прав и свобод. Находить и извлекать социальную информацию о механизмах реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Называть права ребенка и характеризовать способы их защиты. Приводить примеры защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Раскрывать особенности правого статуса несовершеннолетних.
Человек и экономика Характеризовать роль потребителя и производителя в экономике, приводить примеры их деятельности. Описывать различные формы организации хозяйственной жизни. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с выполнением социальных ролей потребителя и производителя.
Человек и природа Объяснять значение природных ресурсов в жизни общества. Характеризовать отношение людей к исчерпаемым ресурсам. Описывать состояние неисчерпаемых богатств Земли. Объяснять опасность загрязнения воды, почвы и атмосферы. Различать ответственное и безответственное отношение к природе. Определять собственное отношение к природе.
  Итоговое повторение Выполнять тестовые контрольные задания по теме по образцу ГИА (в упрощенном варианте)
  8 КЛАСС  
  Введение Определять сущностные характеристики изучаемого объекта; - извлекать информацию из учебника; -переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в схему) объяснять значения понятия «общество»; - высказывать суждение о причинах вхождения человека в какое-либо сообщество; -называть основные сферы жизни общества;
Личность и общество Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия «индивидуальность». Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности. Выявлять и сравнивать признаки, характеризующие человека, как индивида, индивидуальность и личность. Описывать агенты социализации, оказывающие влияние на личность.
Сфера духовной культуры Определять существенные признаки понятия «культура». Различать и описывать явления духовной культуры. Находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах культуры из адаптированных источников. Характеризовать духовные ценности российского народа. Выражать свое мнение к тенденциям в культурном развитии.
Экономика Раскрывать роль экономики в жизни общества. Объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов. Различать свободные и экономические блага. Приводить примеры принятия решения на основе экономического выбора.
Социальная сфера Выявлять и различать различные социальные общности и группы. Раскрывать причины социального неравенства. Приводить примеры различных видов социальной мобильности. Характеризовать причины социальных конфликтов, используя межпредметные связи, материалы СМИ; показывать пути их разрешения. Находить и извлекать социальную информацию о структуре общества и направлениях ее изменения из адаптированных источников различного типа.
  Итоговое повторение Выполнять тестовые контрольные задания по теме по образцу ГИА (в упрощенном варианте)
  9 КЛАСС  
  Введение Определять сущностные характеристики изучаемого объекта; - извлекать информацию из учебника; -переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в схему) объяснять значения понятия «общество»; - высказывать суждение о причинах вхождения человека в какое-либо сообщество; -называть основные сферы жизни общества;
Политика и социальное управление     Характеризовать власть и политику как социальные явления. Раскрывать признаки суверенитета. Различать формы правления и государственного устройства. Сопоставлять различные типы политических режимов. Называть и раскрывать основные принципы демократического устройства. Раскрывать принципы правового государства. Раскрывать сущность гражданского общества. Характеризовать местное самоуправление. Анализировать влияние политических отношений на судьбы людей. Проиллюстрировать основные идеи темы примерами из истории, современных событий, личного социального опыта. Описывать различные формы участия гражданина в политической жизни. Обосновывать ценность и значимость гражданской активности. Приводить примеры гражданственности.
Право Объяснять, почему закон является нормативным актом высшей юридической силы. Сопоставлять позитивное и естественное право. Характеризовать основные элементы системы российского законодательства Раскрывать смысл понятия «правоотношение», показывать на примерах отличия правоотношений от других видов социальных отношений. Раскрывать смысл понятий «субъективные юридические права» и «юридические обязанности участников правоотношений». Объяснять причину субъективности прав и юридического закрепления обязанностей участников правоотношений. Раскрывать смысл понятий «дееспособность» и «правоспособность». Раскрывать особенности возникновения правоспособности и дееспособности у физических и юридических лиц. Объяснять причины этих различий. Называть основания возникновения правоотношений.
  Итоговое повторение Выполнять тестовые контрольные задания по теме по образцу ГИА (в упрощенном варианте)

Поурочное тематическое планирование уроков обществознания

Наши рекомендации