Тема 5. транспортно-логистическое обеспечение международных бизнес-операций
Важное значение в международном бизнесе, как и в бизнесе вообще, играет логистика. Имеется целый ряд определений этого понятия. Широко известным является определение, данное Советом логистического менеджмента США, согласно которому логистика — это процесс планирования, обеспечения и контроля эффективного поступления и хранения товаров, услуг и соответствующей информации от источника до пункта потребления с целью удовлетворения запросов потребителей. Более простое, обыденное понимание логистики сводится к доставке нужного продукта или услуги в нужное место и в нужное время. Имеются следующие виды логистики: закупочная, производственная, распределительная, послепродажная, реверсивная (для возврата ранее проданного товара) и логистика удаления отходов.
С логистикой тесно связано понятие цепь (или цепочка) поставок (синоним — логистическая цепь), под которой не только понимается организация логистики в рамках одного предприятия или организации, но также учитываются поставщики, фирмы-производители, а также оптовая и розничная инфраструктура.
Создание (проектирование) цепи поставок начинается с выбора партнеров, места и определения мощности складских помещений и производственных мощностей, продукции, намеченной к производству, способов транспортировки продукции и создания соответствующих информационных систем.
Цепь поставок заканчивается либо операцией складирования (хранения), либо передачей прав собственности на товар. Таким образом, цепь поставок включает в себя контроль товара с точки зрения учета и управления, от поставщиков комплектующих и материалов, с одной стороны, и до точек розничной продажи — с другой.
Идея эффективного управления цепями поставок возникла на основе методов производственного управления, известных как концепция JIТ (англ. Just in Time — точно во время). Все крупные организации и фирмы в настоящее время в той или иной степени используют элементы этой концепции. Традиционный подход к организации работы предполагает, что запасы— это важный элемент всей производственной системы, гарантирующий отсутствие сбоев при выполнении операций. Наоборот, в основе данной концепции лежит положение, что запасы возникают из-за плохого управления и координации работ. В более широком значении в рамках метода JIТ анализируются проблемы, препятствующие эффективному выполнению внешнеторговых операций, например, большое время выполнения заказов, нестабильность доставки заказов, несбалансированность друг с другом операций, ограниченная мощность, поломки оборудования, поставка бракованных материалов, перерывы в работе, ненадежные поставщики, слишком большой объем бумажной работы и т.д.
Применение методов JIТ сокращает объем запасов с использованием основного графика таким образом, чтобы обеспечить более близкое соответствие между поставками материалов и спросом на них, при этом некоторый страховой запас все же существует на случай непредвиденных проблем. Очевидно, что чем выше будет обеспечена степень соответствия между поставками и спросом, тем меньший запас потребуется фирме. Использование концентрации ЛТ заставляет поставщиков менять методы работы, чтобы обеспечивать более быстрые поставки, более высокое качество, меньшие партии и абсолютную надежность. Это гарантирует, что вся цепь поставок будет функционировать согласованно на основе одних и тех же целей и принципов.
Вопросы практики.
Известная американская компания Harley-Davidson, производящая мотоциклы, в 1970-х гг. столкнулась с обострением конкуренции с японскими компаниями: Honda, Yamaha, Suzuki и Kawasaki. Большинство ранее стабильных компаний в этой отрасли обанкротились. Четыре японские компании могли поставлять свои мотоциклы практически в любую точку мира с более высоким качеством и по более низкой цене, чем у конкурентов. В 1978 г. Harley-Davidson пыталась доказать в суде, что японские компании продают мотоциклы по демпинговым ценам, т.е. ниже их себестоимости. Но во время судебных слушаний выяснилось, что операционные издержки у японских компаний на 30% ниже, чем у Harley-Davidson. Одна из основных причин такого положения дел — использование ими концепции JIТ.
Управление цепями поставок (supply chain management) является результатом эволюции логистических систем и направлено на совершенствование управления материальными и связанными с ними информационными, финансовыми потоками во внешней торговле от первичных поставщиков до производителя товаров и покупателей конечного продукта. Управление внешнеторговыми перевозками является необходимым элементом управления цепями поставок. Стоимость услуг перевозки грузов зависит от многих факторов, в первую очередь от объема и характеристики грузов, от периодичности, от вида транспорта. Повышение эффективности перевозки внешнеторговых грузов может быть достигнуто за счет сокращения времени прохождения товаров по логистической цепочке. В развитых странах с рыночной экономикой в общих затратах времени на движение товара от первичного источника сырья до конечного потребителя всего лишь 2—5% занимают затраты времени на собственно производство, а 95% — на хранение, складские, погрузочно-разгрузочные и другие логистические операции. Сокращение этой составляющей позволяет ускорить оборачиваемость капитала, соответственно увеличить прибыль, получаемую в единицу времени, снизить себестоимость продукции. Второе направление повышения эффективности — снижение транспортных расходов.
При выполнении внешнеторговых перевозок прибегают к услугам экспедиторов. Экспедитор — это лицо, выполняющее или организующее выполнение определенных договором транспортной экспедиции транспортно-экспедиционных услуг. Экспедитор также осуществляет упаковку, маркировку, хранение товара, таможенные операции и др. Оплата услуг экспедитора составляет обычно от 1 до 5—7% от общей стоимости транспортных услуг. В соответствии с договором обязанности экспедитора могут исполняться перевозчиком.
Комплексное развитие транспортной инфраструктуры базируется на стандартизации комплектов грузов (таре), транспортных средств, погрузочно-разгрузочных машин и механизмов. Важнейшей проблемой во внешнеторговых перевозках является выбор вида транспорта в зависимости от маршрута доставки. Данный выбор определяется возможностями мировой транспортной системы, которая представляет собой совокупность всех путей сообщения, транспортных предприятий и средств во всем мире. В ней принято различать следующие основные виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, водный (внутренний водный и морской), воздушный, трубопроводный. В настоящее время основным видом транспорта в мировой экономике является морской транспорт, который характеризуется высокой грузоподъемностью транспортных средств, неограниченной пропускной способностью, сравнительно небольшими затратами на перевозки. Сравнительная оценка всех видов транспорта при определении маршрута доставки груза во внешнеторговых перевозках дана в таблице.
Выбор видов транспорта (таблица У. Стантона)
Вид транспорта | Критерий выбора | |||||
Скорость | Уровень затрат | Ассортимент товаров | Соображения по поводу товара | Количество обслуживаемых рынков | Надежность доставки | |
Железнодорожный | Средняя | Средний | Самый большой | Самый удобный для многих товаров | Большое | Средняя |
Водный | Самая низкая | Самый низкий | Достаточно большой | Удобнее всего для большого количества продукции | Ограниченное | Низкая |
Автомобильный | Высокий | Большой | Средний | Товары с высокой ценой в короткие сроки | Неограниченное | Хорошая |
Трубопроводный | Низкая | Низкий | Очень ограничен | Жидкие и газообразные | Очень ограниченное | Высокая |
Воздушный | Самая высокая | Самый высокий | Частично ограничен | Дорогая и скоропортящаяся продукция | Выше среднего | Средняя |
Традиционно морской транспортиграет стратегически важную роль в экономическом развитии стран, поддержании их военно-политической роли. Морским флотом перевозится от 60 до 80% грузов, находящихся в международном обороте, причем эта доля остается стабильной. Подавляющая часть флота большинства стран мира занята заграничными перевозками. Во внутреннем каботаже работает менее 10% тоннажа.
Значительную часть объема морских перевозок составляют наливные грузы. В 1980 г. их перевозки оценивались в 1871 млн т, в 2012 г. — 3033 млн т. Существенно больший прирост за рассматриваемый период дали контейнерные грузы — 102 млн т
1498 млн т, соответственно. Дальность перевозок постепенно снижается. Эта тенденция связана со стремлением крупнейших ТНК сократить транспортные расходы и приблизить производство к источникам сырья.
Наибольшее протяжение всех внутренних водных путейприходится на Южную Америку (около 1/3 речных путей всего мира); более 1/4 общей длины путей расположено на территории РФ и ДРУГИХ бывших республик СССР. Однако наибольшая интенсивность перевозок отмечается на судоходных магистралях США (водная система Миссисипи — Огайо, Великие озера) и ФРГ (Рейн). Общая протяженность внутренних водных путей европейских стран превышает 130 тыс. км, США — 42 тыс/км. По грузообороту внутреннего водного транспорта лидируют США.
Общая протяженность железнодорожных путей42 основных стран мира превышает 915 тыс. км, по ним ежегодно перевозится около 5 млрд т грузов, из них 1/3 в международном сообщении. Jio протяженности железных дорог (90 тыс. км дорог общего пользования и 70 тыс. км путей промышленного пользования, грузооборот 2,1 млрд т-км) Россия занимает второе место в мире, уступая лишь США (165 тыс. км дорог общего пользования, по которым Перевозятся 1,5 млрд т-км).
В последние годы для международных автомобильных перевозокхарактерны рост объема перевозок и автопарка. По грузообороту автомобильный транспорт уступает морскому и железнодорожному из-за незначительных расстояний перевозки. До 75% мирового парка автомашин приходится на Европу и Северную Америку. Это объясняется тем, что в этих регионах развитая дорожная инфраструктура. Общая протяженность дорог с асфальтовым покрытием здесь составляет 9590 тыс. км. По ним ежегодно перевозится 16 млрд т грузов. Однако на товары международной торговли приходится менее 5%. В России в условиях динамичного развития автоперевозок российские компании вытесняются зарубежными.
Воздушный транспортиграет чрезвычайно важную роль в мировой экономике как одна из самых высокодоходных отраслей. Гражданской авиацией создается эффект «снежного кома», заключающийся в том, что на каждые 10 млрд долл., потребляемыми авиакомпаниями, приходится 15 млрд долл., расходуемых отраслями-поставщиками. Он обеспечивает не только развитие комплекса отраслей, но и стабильную занятость для большого числа работников.
По размеру спроса на авиаперевозки и интенсивности движения выделяются три региона: США, Западная Европа и Восточная Азия, на которые в совокупности приходится 2/3 мирового грузо-и пассажирооборота. США лидируют в авиационных перевозках. Количество ежегодно перевозимых по воздушным путям грузов колеблется в пределах 3—4,5 млн т. Здесь, в отличие от других западных стран, основная часть воздушных перевозок осуществляется на внутренних линиях. Наибольшая концентрация авиалиний приходится на Северо-Восток США и Средний Запад — Тихоокеанское побережье.
Воздушное пространство Европы предельно насыщено авиатрассами. На этот регион приходится более 1/4 мирового грузоборота и 1/5 пассажирооборота. Регион Восточной Азии, включающийпо данной отрасли Японию, КНР, Сингапур, Таиланд, Индонезию, обеспечивает до 1/5 грузооборота и пассажирооборота.
В последние годы роль трубопроводного транспортагаза, нефти и нефтепродуктов в национальной экономике и мировом хозяйстве резко возрасла из-за удаленности мест добычи от местностей потребления, усложнения структуры нефтегазотранспорт-ных систем.
В настоящее время используют три основные конструктивные схемы прокладки трубопроводов: подземная, наземная и надземная. Трубопроводы подразделяют на магистральные, предназначенные для транспортировки на дальние расстояния; промысловые, служащие для сбора добываемых продуктов на промыслах; подводящие, соединяющие промысловые трубопроводы с.магистральными.
Транспорт в экономике России (2011) | |||
Виды транспорта | Перевезено грузов транспортом, млн т | Грузооборот транспорта, млрд т-км | Протяженность путей сообщения, тыс. км |
Транспорт, всего | - | ||
Железнодорожный | |||
Автомобильный | |||
Трубопроводный | |||
Морской | _ | ||
Внутренний водный | |||
Воздушный | 1,2 | 5,0 | - |
Важно также ранжирование факторов при транспортировке по разным поясам дальности. В целом для потребителей транспортных услуг на первом месте стоит фактор своевременной доставки. Однако при дальности доставки менее 100 км за ним следует фактор соблюдения графика движения, при дальности от 100 до 500 км на втором месте стоит уже фактор низких транспортных затратой на расстоянии свыше 500 км — фактор скорости доставки.
В зависимости от качественного различия продукции транспорта (перевозка грузов и пассажиров) можно выделить две основные отрасли транспортного производства — грузовой и пассажирский транспорт.
В зависимости от периодичности доставки грузов или по форме организации транспортного процесса можно выделить две основные категории перевозок — регулярныеи нерегулярные.Первоначально такое деление сложилось на морском транспорте, где регулярные перевозки получили название линейных, а нерегулярные — трамповых. Линейное судно осуществляет регулярное движение по установленному маршруту по расписанию. Плата за перевозку определяется в соответствии с фиксированным тарифом. Трамповое судно представляет собой зафрахтованное судно, готовое перевозить любой груз в любом направлении. Плата за фрахт судна колеблется в соответствии с договоренностью между судовладельцем и фрахтователем.
Сложность процедур международной логистики привела к неоправданным временным и денежным затратам, что снижает эффективность международной торговли и препятствует ее расширению. В целях решения данной проблемы в 1997 г. Комиссия по международной торговле и инвестиционной политике МТП разработала руководство по проведению таможенных процедур. В сфере таможенной обработки грузов прежде всего предполагается замена процедур физического (визуального) контроля документарным. Декларантам предоставляется возможность выбора формы представления документов (электронной или бумажной), а также места прохождения таможенного контроля. Лицензированным импортерам предоставляется возможность заявлять в одном документе партии грузов, поставленные в течение определенного срока, например месяца. Хорошо зарекомендовавшим себя импортерам традиционная таможенная процедура может быть заменена бухгалтерской проверкой, проводимой после пересечения товаром границы.
Дополнительно системная интеграция обеспечивает участникам международного бизнеса возможность управлять запасами с помощью системы электронного обмена данными. Однако необходимое для этого оборудование и программное обеспечение требует крупных инвестиций. Поэтому не все компании располагают подобными системами логистической информации.
По количеству видов транспорта, участвующих в доставке товаров, транспортные системы делятся на одновидовые (юнимодальные) и многовидовые смешанные (мультимодальные или интермодальные). Одновидовая система, несмотря на внешнюю простоту и широкое распространение, усложняется во внешнеторговых перевозках за счет эксплуатации автомобилей и автопоездов различной грузоподъемности на этапах подбора грузов, формирования укрупненных отправок, особенно в условиях терминальной системы. Интермодальная система является более сложным вариантом во внешнеторговых перевозках с точки зрения решения коммерческо-правовых, финансово-экономических, организационно-технических аспектов доставки и вопросов развития транспортной инфраструктуры. Интермодальная система — это система доставки грузов несколькими видами транспорта по единому перевозочному документу с их перегрузкой в пунктах перевалки с одного вида транспорта на другой без участия грузовладельца.
Интермодальная организация перевозки грузов заключается в создании операторами контейнерных перевозок грузов интегрированных транспортных систем, по которым грузы перевозятся в укрупненных стандартных грузовых местах в смешанном сообщении с участием различных видов транспорта, работа которых строго скоординирована и взаимосвязана. Основная задача интегрированных транспортных систем заключается в ускорении, удешевлении и упрощении процесса движения грузов укрупненными грузовыми местами (в контейнерах и трейлерах) от изготовителя до потребителя по варианту «от двери до двери».
Таким образом, международным интермодальным перевозкам, в отличие от традиционной системы транспорта (unimodal transport), присущи следующие характеристики:
1) участие по меньшей мере двух видов транспорта;
2) пункт отправления и пункт назначения грузов находятся в разных странах;
3) один из участников перевозки (оператор) организует весь процесс транспорта по единому документу и несет ответственность г. сохранность груза от места отправки до места назначения;
4) грузы перевозятся в основном в контейнерах, трейлерах и поддонах.
В связи с усложнением внешнеторговых операций во внешнеторговых перевозках получил распространение аутсорсинг. Аутсорсинг в логистике — это передача функций контроля над распределением грузопотоков от производителей к специализированным фирмам. Эта тенденция проявилась еще в 1980-х гг. сначала в Западной Европе, Японии и позже в США, но сохраняется и в настоящее время. Крупные и средние предприятия все больше склоняются к покупке целостных логистических решений. Это позволяет им, во-первых, использовать большой опыт специализированных логистических фирм в распределении продукции, во-вторых, в большей степени сосредоточиться на своей основной деятельности — производстве, развитии и продвижении на рынок своей продукции, и, в-третьих, сократить свои накладные расходы. Таким образом им удается использовать умение и опыт логистической фирмы для повышения собственной эффективности.