Поведение фирмы при различных типах рыночных структур
5.1. Ценообразование и объемы производства в модели рынка совершенной конкуренции.
5.2. Ценообразование и объемы производства в модели рынка чистой монополии.
5.3. Ценообразование и объемы производства в модели рынка монополистической конкуренции.
5.4. Олигопольный рынок и типы олигополий.
Основные понятия: Факторы, определяющие структуру рынка, концентрация и централизация капитала и производства: вертикальная и горизонтальная интеграция, диверсификация и конгломерация производства; централизация. Конкуренция и соперничество. Совершенная и несовершенная конкуренция. Типы (модели) рыночных структур, их отличительные черты и особенности поведения фирмы. Допущения модели совершенной конкуренции и дисперсия цен на рынке. Определение цены и объемов производства для конкурентной фирмы. Равновесие рынка свободной конкуренции. Предложение фирмы в условиях совершенной конкуренции и разрыв в отраслевом предложении. Виды монополий и оценка степени монополизации рынка. Допущения модели чистой монополии. Определение цены и объемов производства для чистой монополии. Ценообразование по Рамсею. Ценовая дискриминация и ее последствия. Предложение фирмы-монополиста и ущерб от деятельности монополий. Направления антимонопольной политики. Допущения модели монополистической конкуренции. Экономические последствия неценовой конкуренции. Определение цены и объемов производства для монополистической конкуренции. Равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции и пространственная дифференциация рынка. Допущения модели олигополии. Теоретико-игровой подход к анализу олигопольного рынка. Некооперированное поведение: количественные и ценовые олигополии. Кооперированные олигополии: ценовое лидерство и картельное соглашение. Общие особенности поведения олигополий на рынке.
5.1. Ценообразование и объемы производства в модели рынка совершенной конкуренции.
При построении модели совершенной конкуренции использовались некоторые допущения:
1. Однородность продукции всех предприятий на рынке. Это придает обезличенность, анонимность товарам, они совершенно взаимозаменяемы.
2. Множественность и малый размер субъектов рынка. Этот допуск объясняет относительную независимость предприятий в условиях совершенной конкуренции.
3. Свобода входа и выхода из отрасли, что обеспечивается только полной мобильностью покупателей и продавцов, ресурсов, отсутствием любых форм прикрепления покупателей к продавцам. Труд, сырье, капитал должны беспрепятственно перемещаться в экономике, стремясь в сферы с наибольшей прибыльностью своего приложения.
4. Совершенная информированность субъектов рынка, означающая, что весь объем знаний обо всех параметрах рынка содержится у каждого рыночного агента, что информация распространяется мгновенно и не требует при этом никаких затрат. Благодаря такой полной, мгновенной и бесплатной информации рынок может формировать единую цену. Гипотетически представляется, что обеспечить формирование такой цены может только справедливый аукционист, координирующий рынок. Поскольку на практике этого аукциониста не наблюдается, так же как и бесплатной, полной и мгновенной информации, благодаря которой покупатель тут же узнает об изменениях в цене и адекватно на это реагирует, то на практике единой цены не существует, а наблюдается дисперсия цен.
Дисперсия цен - множественность рыночных цен на однородный товар на одном рынке.
Вызывается дисперсия цен (т.е. невозможность единой цены) множеством причин:
1. Невозможностью осуществлять совершенно однородные сделки: обязательно будут географические, психологические и другие отличия при продаже товара в каждой конкретной сделке.
2. Невозможностью совершенной информации. Затраты на получение информации о наиболее выгодных ценах не являются нулевыми - покупателю необходимо затратить время и деньги на поиск товара по максимально низкой цене. При высоких издержках получения такой информации велика вероятность, что покупатель купит товар у первого попавшегося продавца, особенно если сделка на маленькую сумму и одноразовая.
3. Разбросом цен на рынке, сохраняющимся благодаря несовершенной информации и рациональному поведению покупателей. Чем больше продавцов на рынке, тем больший разброс в ценах возможен без их схождения, так как покупатель множество продавцов в поисках самой низкой цены обойти не сможет.
4. Наличием посредников, которые определяют наличие оптовых и розничных цен (сам факт наличия посредников также отрицается в модели совершенной конкуренции, предполагается, что производитель продает свой товар сам)
5. Состоянием рынка и запасами производственных мощностей. В условиях перехода рынка от одного равновесного состояния к другому рынок совершенной конкуренции в промежуточном этом состоянии становится рынком двусторонней монополии (в сделке участвует монополист-продавец и монопсонист-покупатель). Поскольку мгновенно увеличить предложение на рынке нельзя, то отдельное предприятие может достаточно свободно увеличивать рост цен, не опасаясь конкуренции. В условиях неравновесия нет единой рыночной цены, совершенно конкурентный рынок становится совокупностью двусторонних монополий, где продавцы имеют большую концентрацию и поэтому меняют цены в свою сторону.
В результате действия всех этих факторов реальные цены на рынке не образуют единую цену, а обозначают некий коридор равновесных цен Р1-Р2 и коридор равновесного объема производства Q1 и Q2. (См. Рис.5.1)
Предложение фирмы в условиях совершенной конкуренции совпадает с частью кривой ее предельных издержек, поскольку именно они определяют стоимость производства для каждого данного объема выпуска продукции фирмы, именно на их уровень ориентируется фирма, решая увеличивать ей производство или нет.
Для определения цены и максимизирующего прибыль (или минимизирующего убытки) объема производства фирмы, используем следующий график (См. Рис.5.2)
Вспомним, что на рынке совершенной конкуренции каждая фирма имеет столь малый объем производства в сравнении с отраслевым выпуском, что на рыночные цены через увеличение или уменьшение своего объема производства повлиять не в состоянии. Поэтому уровень цен на данном рынке стабилен по отношению к изменению объемов производства (Р1, или Р2, или Pn) и поэтому совпадает с предельным доходом фирмы MR, с ее средним доходом (выручкой) AR и спросом на продукцию фирмы D. По правилу максимизации прибыли (или минимизации убытков) в точке пересечения предельных издержек МС с предельным доходом MR будет наблюдаться объем производства, максимизирующий прибыль или минимизирующий убытки фирмы (точка А на графике). Понятно, что эта точка будет принадлежать кривой предложения фирмы, так же, как и все точки, располагающиеся выше по кривой предельных издержек. Ограничение предложения фирмы снизу по графику предельных МС будет накладывать ситуация, при которой фирма будет прекращать производство и уходить с рынка. Вспомним, что эта ситуация возникает, если цена на продукцию фирмы опускается ниже ее средних переменных издержек AVC (точка D на графике), т.е. в ситуации, когда доходы фирмы таковы, что не покрывают ни постоянных, ни переменных ее издержек. Ниже точки D на графике предельных издержек МС не может быть предложения продукции фирмы на рынок, поскольку фирма при этом уходит с рынка и прекращает производство.
Таким образом, график предложения фирмы в условиях совершенной конкуренции будет включать в себя все точки кривой предельных издержек фирмы, располагающиеся выше точки D - точки, где фирме безразлично - оставаться на рынке или уходить с него. Соответственно, до уровня цены Р2 фирма будет осуществлять нулевое производство. В итоге график предложения фирмы будет состоять из трех отрезков: прямого отрезка ОР2, на котором фирма ничего не производит (т.е. имеет нулевой объем производства); условного отрезка Р2D, где фирме безразлично, - вести производство или нет; и части графика предельных издержек МС фирмы, который располагается выше точки D (См. Рис.5.3).
Тот факт, что фирмы в условиях совершенной конкуренции на уровень цен не влияют, позволяет предположить, что подобная ситуация разрыва предложения, т.е. наличие отрезка Р2D, где существует неопределенность по поводу того, будет осуществляться производство или нет, характерна и для отраслевого предложения. Правда, при этом следует сделать два допущения. Во-первых, независимость затрат предприятий от объемов производства друг друга (в реальности эта зависимость присутствует, так как при увеличении выпуска продукции в отрасли растет спрос на экономические ресурсы, вследствие чего повышаются цены на них, и, соответственно, затраты фирмы возрастают). Во-вторых, относительно одинаковый технологический уровень развития предприятий. Если же отвлечься от этих допущений, то ситуация разрыва и неопределенности в отраслевом предложении фирмы предстанет как достаточно размытая область дисперсии цен, т.е. область, где существует некоторый разброс цен, определяющий нижнюю границу предложения отрасли, за которой в отрасли уже ничего производиться не будет.
Ситуация разрыва и неопределенности предложения отрасли в условиях совершенной конкуренции применительно к переходной экономике обретает некоторые особенности. В частности, фирмы не прекращают производство при достижении нижнего порога предложения (точка D). Стремясь сохранить место на рынке и трудовой коллектив, предприятия продолжают производство и ниже порогового значения, еще больше размывая отрезок Р2D, превращая его в туманную область, соединяющую начало системы координат (точку О) и точку D. Крайним вариантом является ситуация, когда предприятие осуществляет производство, не получая за свою продукцию ничего (нулевая цена). Как показала послереформенная ситуация в России, такое тоже возможно (правда, в краткосрочном периоде).