Логистические риски предприятия
Класс риска | Вид риска | Определение | Пример реализации в логистической системе |
Внешний риск | Экономический | Наступление события, препятствующего получению прибыли, сопутствующее получению убытка | Партнер в установленный срок не поставил в адрес предприятия компонент |
Политический | Наступление события, исключающего ведение хозяйственной деятельности предприятием | Национализация отрасли, война, гражданская война, «разноцветные революции» | |
Административный | Вынесение, уполномоченным органом, решения или распоряжения, обязательного для исполнения субъектом экономики | МЧС вынес постановление о приостановлении деятельности предприятия | |
Природный | Вероятность ограничения функционирования системы предприятия или её уничтожение в результате стихийных бедствий | Паводок разрушил дорогу, ведущую к предприятию | |
Внутренний риск | Управленческий | Вероятность допущения ошибок в планировании и реализации производственного процесса, несогласованность при взаимодействии субъектов логистической системы и прочих структурных подразделений предприятия | Предприятие не обеспечило гаражное хозяйство логистической системы моторным топливом и запчастями |
Техногенный | Вероятность возникновения аварии на предприятии | Прорыв газового трубопровода, подающего газ со склада МТС на технологическую линию | |
Технологический | Вероятность нарушения качества и сроков реализации логистического процесса, связанного с нарушением графика выполнения логистических операций | Автопогрузчик занят на разгрузке компонента на складе МТС, транспортировка тары к технологической линии не возможна | |
Кадровый | Нарушение дисциплины, не соответствие квалификации и личных качеств исполнителя, профессиональным требованиям определенным соответствующей должностью | Водитель автомашины страдает алкоголизмом. |
Рассматривая классификацию логистических рисков можно выявить общности которые и определяют принадлежность того или иного риска к определенному классу. Внутренние риски – это риски, которые предприятие может урегулировать самостоятельно, при этом данные риски индивидуальны для каждого предприятия, внешние риски – являются общими для всех субъектов рынка именно поэтому урегулирование их затруднено, что не позволяет оперативно изыскивать альтернативные решения снижения негативного эффекта реализации риска.
Система распределения предприятия это комплекс маркетинговой и логистической систем, чья деятельность направлена на реализацию товаров (услуг) с максимальной экономической эффективностью, формируемой за счет минимальных логистических издержек и максимально возможной ценой реализации товара (услуги) на рынке.
Каким образом логистическая система осуществляет профилактику рисков, т.е. исключает или снижает вероятность наступления негативного события? Основными направлениями снижения вероятности реализации риска является логистический аутсорсинг (использование логистических услуг предприятием) и распределение товаров на условии самовывоза со склада предприятия товара покупателем. Логистический аутсорсинг – это передача функций по проведению логистического процесса логистической компании на договорной возмездной основе, при этом стоимость логистических услуг полностью входит в структуру себестоимости товара (услуги) предприятия, например, предприятие, арендует склад обслуживаемый арендодателем для хранения продукции, что снижает вероятность возникновения ущерба от реализации административного риска или заключает договор на перевозку товара с логистической компанией, что снижает вероятность ущерба от реализации техногенного риска. Самовывоз товаров – условие, фиксируемое в коммерческом договоре предусматривающее организацию вывоза товара со склада предприятия покупателем своими силами и средствами, что исключает влияние техногенного риска на процесс распределения, так как риск утраты товара переходит на покупателя в момент отгрузки товара на складе предприятия, т.е. предприятие не несет ответственность за организацию процесса транспортирования при распределении товара.
Рассмотрим на практическом примере использование логистических услуг при перевозке уже известного нам товара – мяса охлажденного.
Итак: необходимо спланировать логистический процесс транспортирования с использованием услуг логистической компании, основными критериями при этом являются минимизация риска утраты потребительских свойств товаром и минимальная стоимость перевозки всей товарной партии.
Установочные данные: вид товара – мясо охлажденное; объем товарной партии – 18 тонн; расстояние маршрута – 200 км.; стоимость логистических ресурсов: автофургон (6 тонн) – 100 руб/км., автофургон-рефрижератор (6 тонн) – 120 руб/км., фура открытая (20 тонн) – 200 руб/км., фура-рефрижератор (20 тонн) – 250 руб/км.
Принятие управленческого решения: следуя логике, груз требует особых условий хранения (низкая температура), следовательно, транспортирование автофургоном и открытой фурой – невозможно, так как товар потеряет потребительские свойства, что спровоцирует отказ покупателя от приемки товара. Выбирая между фурой-рефрижератором и автофургоном-рефрижератором следует исходить из минимальной стоимости перевозки. Математический расчет определяет: стоимость перевозки автофургоном-рефрижератором: (18 / 6) × (120 × 200) = 72000 руб., а стоимость перевозки фурой-рефрижератором: 200 × 250 = 50000 руб. Отсюда следует, что для транспортирования 18 тонн охлажденного мяса рационально использовать фуру-рефрижератор, так как стоимость является минимальной и товарная партия перевозиться за одну транспортную перевозку. Стоит отметить, что ответственность по договору о своевременной доставке товара в адрес покупателя и о транспортировке товара в соответствии с ГОСТ (сохранение потребительских свойств) несет предприятие, а ответственность перед предприятием несет логистическая компания перевозчик, тем самым предприятие, в случае реализации риска взыскивает убытки с логистической компании. В контексте данного примера, стоит отметить, что при ведении международной торговли большинство предприятий пользуются услугами логистических компаний, так как эти компании являются профессиональными перевозчиками, обладающими современной и эффективной материальной базой.[15] Например, стоимость транспортно-логистической услуги зависит от совокупной стоимости ресурсного обеспечения логистического процесса и от наличия в регионе логистических компаний, независимых друг от друга.[16]
В точках сопряжения стратегий профилактика рисков приносит положительный эффект, снижение вероятности реализации риска на этапе планирования – показатель высокой эффективности органа управления предприятия. Именно руководитель, специалист-логист на основе результатов анализа текущей обстановки на рынке принимает управленческое решение максимально соответствующее общей стратегии предприятия – получения максимальной прибыли. Приближая теорию к практике, научное сообщество обязано предлагать простейшие методики повышения экономической эффективности предприятия.[17]
Выводы
Распределительная логистика более тесно связана с маркетинговой системой предприятия, что обуславливает налаживание более эффективного сопряжения между ними;
Риски при реализации несут не только негативные эффекты но и формируют практический опыт по их профилактике.
Риски делятся на два класса внешние и внутренние, что определяется источниками их генерации.
Наиболее эффективным является управление внутренними логистическими рисками предприятия в виду полного контроля над собственной логистической системой предприятием.
Логистический аутсорсинг, и организация распределения на условиях самовывоза покупателем самые эффективные направления исключения и снижения вероятности возникновения риска.
Контрольные вопросы, задания
1. Дайте определение термина, функции производственной системы предприятия.
2. Приведите теоретические определения термина, функции маркетинговой системы предприятия.
3. Что представляет собой логистическая система предприятия?
4. Какие бывают виды потоков логистической системы предприятия, функции потоков в системе?
5. Перечислите цели «Правило «7R» в логистической стратегии.
6. Какие могут быть типы внешних логистических рисков, приведите пример реализации в системе.
7. Назовите внутренние логистические риски.
8. Что такое система распределения предприятия? Дайте определение термина и перечислите функции сопряженных систем.
9. Логистический аутсорсинг – какова его цель в современных экономических условиях?
10. Дайте пример реализации системы в условиях «самовывоза».