Факторы, влияющие на текущие расходы предприятия

В условиях оптимизации издержек обращения и производства при анализе и планировании необходимо выявить максимальное количество факторов влияющих на их величину.

При этом все факторы целесообразно сгруппировать по таким критериям:

1. Факторы, влияющие на снижение и на повышение уровня текущих расходов.

2. Факторы, зависящие и не зависящие от деятельности предприятия.

Подходить к изучению влияния отдельных факторов необходимо с позиции их влияния в долгосрочном и краткосрочном периоде. К примеру, расширение торговых площадей, развитие рекламной деятельности, приобретение ново оборудования, ремонт могут вызвать значительное увеличение уровня расходов в текущем периоде, а в последующем периоде обеспечить его заметное снижение за счёт роста объема реализации.

Перечислим основные факторы (к семестру студенты самостоятельно должны сгруппировать их по обозначенным критериям): изменение объема производства и реализации, динамика производительности труда, изменения цен и тарифов, эффективность использования основных фондов и нематериальных активов, оборачиваемость оборотных активов, ставки банков по кредитным ресурсам, обеспеченность собственным капиталом, размер кредитов, режим и специфика работы предприятия, удаленность от поставщиков и потребителей, изменение налогового законодательства, демографические изменения, политическая и экономическая стабильность в обществе, изменение климатических условий и т.д.

3. Показатели, используемые для анализа, учёта и планирования издержек предприятия.

Величина издержек производства и обращения характеризуется абсолютной суммой и относительными показателями (уровнями).

Абсолютная сумма и размер абсолютного изменения издержек (ΔИ=Иф-Ипл) как правило не дает достаточно полного представления о том на сколько они велики или малы. Этим целям служат относительные показатели. В практике хозяйствования предприятий наибольшее распространение получил уровень издержек или уровень издержкоемкости., рассчитанный в процентах к выручке от реализации или товарообороту:

Большое значение в практике анализа и планирования имеют такие показатели как размер изменения уровня издержек, темп изменения уровня издержек, сумма относительной экономии или перерасхода издержек.

±ΔУи = Уиф – Уибаз

,

если значение получено с плюсом то перерасход, если с минусом то относительная экономия.

Большое значение при анализе и планировании имеет структура издержек – это удельный вес каждого вида затрат в общей их сумме (они различны как по отраслям так и по типам и видам предприятий).

Сумма относительной экономии (перерасхода) издержек

Эотн = R*Тф / 100

Где R – размер изменения уровня издержек

Индексный метод дает возможность учесть влияние всех факторов:

Изменение себестоимости за счет экономии материалов и снижен
ии цен на них: ∆Сн.ц. = (1 – Iн * Iц) * dзпл

где Iн – индекс изменения норм расходов сырья и материалов

Iц- индекс изменения цен на сырье и материалы

dзпл – доля материальных затрат в себестоимости продукции, коэф.

Изменение себестоимости за счет роста производительности труда, превышающего рост заработной платы:

∆Сп.т. = (1 – Iзпл/ Iпт) * dзпл

где Iзпл – индекс изменения заработной платы

Iпт - индекс изменения производительности труда

dзпл – доля заработной платы в себестоимости продукции, коэф.

Изменение себестоимости за счет увеличения объема производства при неизменных постоянных расходах:

∆Соп = (1 – Iпр/ Iоп) * dпр

где Iпр – индекс изменения постоянных затрат

Iоп - индекс изменения объема производства

dпр – доля постоянных затрат в себестоимости продукции, коэф.

Вывод: В условиях рынка успех в конкурентной борьбе и устойчивое финансовое состояние предприятия в значительной мере обусловлены возможностью обеспечения уровня издержек не выше среднеотраслевого.

Лекция 14: Формирование финансовых результатов предприятия.

1. Сущность доходов предприятия, их значение и источники формирования.

2. Анализ доходов предприятия и факторов, обуславливающих их формирование.

3. Сущность и функции прибыли, ее значение в формировании деятельности предприятия.

4. Рентабельность, ее сущность и показатели ее характеризующие.

Наши рекомендации