Тема 1.2. Общественная организация труда
С.В. Юдина
ЭКОНОМИКА ТРУДА
Учебно-методическое пособие
для студентов, обучающихся по специальности
080104.65 «Экономика труда»
Альметьевск, 2006г.
УДК 331
Ю 16
Юдина С.В.
Экономика труда: Учебно-методическое пособие – Альметьевск: Альметьевский государственный нефтяной институт, 2006. – 99 с.
Учебно-методическое пособие включает краткий курс лекций, а также задачи и упражнения по наиболее важным темам дисциплины. Учебно-методические указания к темам лекционного курса обеспечивают концентрацию внимания студентов на основных понятиях курса и идеях, необходимых для решения задач.
Рецензенты:
Киселева О.В. – кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента
Печатается по решению учебно-методического совета АГНИ.
©Альметьевский государственный
нефтяной институт, 2006
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 4
БЛОК 1. ЭКОНОМИКА ТРУДА: ТЕОРЕТИКО-ПОНЯТИЙНЫЙ БАЗИС.. 5
Тема 1.1 Труд: основные элементы, виды и содержание понятия. 5
Тема 1.2 Общественная организация труда. 9
Тема 1.3 Труд и производство: процесс взаимодействия. 16
Тема 1.4 Интенсивность труда. 22
Тема 1.5 Эффективный труд. 29
Тема 1.6 Трудовые ресурсы.. 46
Тема 1.7 Оплата труда. 60
ПРИМЕРНЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ.. 81
Примерные задачи повышенной сложности.. 95
ПЕРЕЧЕНЬ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ.. 98
ВВЕДЕНИЕ
Учебно-методическое пособие разработано в соответствии Государственным образовательным стандартом по специальности 080104.65 «Экономика труда», утвержденным 17 марта 2000 г.
В соответствии с количеством часов, выделенных на чтение лекций и проведение практических занятий, пособие включает краткий курс лекций, а также задачи и упражнения по наиболее важным темам дисциплины. Существенное внимание уделено таким фундаментальным понятиям, как трудовой потенциал, производительность труда, мотивация, интенсивность труда, численность персонала, заработная плата и т.п.
Значительная часть вопросов и задач направлена на выработку умений и навыков выбора оптимальных решений в области использования трудовых ресурсов.
Учебно-методические указания к темам лекционного курса обеспечивают концентрацию внимания студентов на основных понятиях курса и идеях, необходимых для решения задач.
Изучение практической части курса закрепляется выполнением курсовой работы, указания к написанию которой содержатся в настоящем пособии, а также завершается итоговым экзаменом.
БЛОК 1. ЭКОНОМИКА ТРУДА: ТЕОРЕТИКО-ПОНЯТИЙНЫЙ БАЗИС
Тема 1.1. Труд: основные элементы, виды и содержание понятия
Основные понятия и проблемы:
1. Структура и функции общественного труда
2. Виды труда. Содержание индивидуального труда
3. Общественные формы труда
4. Проблемы развития труда в переходной экономике России
Тезисы лекций:
1. Труд – это целесообразная деятельность человека, направленная на преобразование предметов природы и приспособление их для удовлетворения своих потребностей (К. Маркс).
Труд - это всякое умственное и физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достижения результата, не считая удовлетворения, получаемого непосредственно от самой работы (А. Маршалл).
Труд – это деятельность, направленная на развитие человека и преобразование ресурсов природы в материальные, интеллектуальные и духовные блага (Б. Генкин).
Следует различать:
- материально-вещественную сторону труда, которая отражает отношение человека к природе и характеризует его как элемент производительных сил.
- социально-экономическую сторону труда, которая выражает отношение людей друг к другу по поводу создания вещей, формирования и развития самого работника.
Взаимосвязь этих сторон заключается в том, что социально-экономические отношения создают определенные стимулы к развитию и вещественных элементов труда, и самого человека. Более сложные технические системы, повышение уровня образования, культуры, квалификации должны приводить к необходимости совершенствования или замены социально-экономических отношений на новые.
Структуру современного общественного труда можно представить следующим образом:
1. Вещественные элементы производства: предметы и орудия труда, находящиеся в частной, кооперативной, государственной собственности;
2. Личные элементы производства: знания, опыт, навыки. Личные элементы оказывают влияние на дифференциацию физического и умственного труда;
3. Цель труда (для наемного работника, предпринимателя, собственника);
4. Связь между вещественными и личными элементами. В последнее время взаимосвязь между ними претерпевает существенные изменения. Ею определяются отношения присвоения, распределения и обмена (Т. 3-х факторов – Сэй – эксплуатации нет);
5. Способы организации труда (роль госрегулирования);
6. Отношение к труду (не обязателен, но необходим как средство дохода или основного занятия в жизни).
Функции общественного труда выражают изменение его содержания во времени в зависимости от уровня развития производственных сил.
1) Труд как средство к жизни, как способ и мера удовлетворения потребностей;
2) Труд как основа существования общества, источник общественного богатства, фактор НТП;
3) Труд как фактор развития самого человека.
Первая функция самая древняя и важная.
2. В экономической литературе различают: род, вид и подвид труда.
Род – это сферы деятельности, которые исторически сложились (земледелие, торговля, ремесло – они получили развитие в отрасли н/х)
Вид – это отрасли внутри отраслей народного хозяйства (в зависимости от вида продукции – 1997г. – 12 отраслей)
Подвид – это подотрасль (н-р: металлургическая и сельскохозяйственное машиностроение; в машиностроении – 20 подотраслей)
Все постоянно меняется – дифференциация и интеграция (ФПГ).
Содержание труда раскрывает общие свойства процесса труда как процесса, совершаемого между человеком и природой.
Операции, присущие определенному виду труда, не отделимые от него и обеспечивающие изготовление продукта или полуфабриката называют трудовыми функциями. Совокупность всех функций работника раскрывает понимание содержание труда.
3. Общественный труд – это работа людей друг на друга или работа на общество.
Общественный труд – это целесообразное функционирование совокупности отдельных индивидуумов, взаимосвязанных между собой разделением, обменом, специализацией и кооперацией труда, направленное на создание материальных и духовных благ, предназначающихся для удовлетворения полезных человеку и обществу потребностей.
Общественный труд связан с общественным разделением труда. Работая на других, на общество люди влияют как на свои, так и на общественные потребности.
Частный труд – это обособленный труд
Конкретный труд – 1) целесообразная форма различных видов полезного труда; 2)производит определенную потребительную стоимость; 3)не зависит от устройства общества; 4)соединяется посредством орудия труда с веществом природы.
Абстрактный труд (К.Маркс – Капитал) – затраты человеческой энергии, которые выступают мерилом трудовой стоимости.
Простой труд – осуществляется работником не прошедшим специальной подготовки (неквалифицированный).
Сложный труд – труд специально подготовленного и имеющего практический опыт квалифицированного работника. В условиях рынка более сложный труд получает более высокую оценку и имеет более высокую стоимость. Но в переходной экономике это часто нарушается.
4. - невостребованный труд:
- безработица;
- безработица людей с образованием;
- сокращение подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
- уменьшение численности занятых в отраслях, определяющих НТП;
- эмиграция.
Произошло снижение сложности труда совокупного работника и деквалификация рабочей силы. В мире – наоборот.
Библиографическая основа лекции:
1. Экономика труда. / Под ред. Н.А. Волгина, Ю.Г. Одегова. – М., 2003.
2. Экономика труда. / Под ред. А.Ф. Зубкова. – М., 2002.
Примерные контрольные задания:
1. Труд есть ……………………………………………
2. Структура общественного труда состоит из следующих элементов:
- ……………………….
- ……………………….
- ……………………….
- ……………………….
3. Можно выделить следующие функции общественного труда:
- ……………………….
- ……………………….
- ……………………….
4. Совокупность трудовых функций работника раскрывает понятие ………………
5. …………………………….. задают деление труда на различные его виды.
6. Общественный труд – это …………………………….
7. Частный труд представляет собой …………………………
8. Под сложным трудом следует понимать ………………………
Тема 1.2. Общественная организация труда
Основные понятия и проблемы:
1. Общественно организованный труд. Кооперация труда в обществе
2. Социальная структура общества и структура общественно организованного труда
3. Общественно полезный и общественно вредный труд. Труд эксплуатирующий и труд эксплуатируемый. Индустриальный и постиндустриальный труд. Труд в других технологических укладах
4. Положение человека в общественном производстве и факторы его изменения.
Тезисы лекций:
1. Труд как целесообразная деятельность охватывает всю практическую (преобразовательную) деятельность людей. (Можно отнести от помылся, подмел пол до сугубо общественной деятельности: дал добрый совет, аплодировал на митинге). В основе общественной организации труда лежит обмен деятельностью. Человек что-то делает не просто для удовлетворения сугубо личных потребностей, а в расчете на обмен результатами работы. Труд состоит из:
- труда по самообслуживанию человека и семьи;
- труда, включенного в общественный обмен.
Общественно организованный труд – это труд, охватываемый общественным разделением труда и общественной кооперацией труда. Экономика труда изучает только этот труд, а самообслуживание не изучает.
Обобществление – принадлежность труда к общественной системе
Общественная организованность труда – это общественная форма его совершения или требуемое обществом свойство приспособленности к деятельности в обществе.
2. Общественное устройство выражено в социальной структуре. Различия в социальном положении дают нам группы, классы и общности. Социальная структура и структура общественно организованного труда есть причина и следствие друг для друга.
Структурные элементы общественно организованного труда:
1. Созидающие («здоровые») силы общества и деструктивные социальные группы. Этому соответствуют общественно полезный и общественно вредный труд.
2. Социальные группы, обладающие реальной властью (собственностью) и не имеющие таковой: эксплуатируемый и эксплуатирующий труд.
3. Различия социального положения отражают различия в технологических и организационных укладах производства. Индустриальный, постиндустриальный, патриархальный, мануфактурный, кустарно-ремесленный, мелкое предпринимательство, служба, примитивно-рутинные занятия, прислуга.
4. Общественное развитие подчиняется частным интересам, а производство – это совокупное рабочее место всего народа страны. Причем совокупность людей, втянутых в отношения общественно организованного труда практически никогда не равно реально применяемым трудовым ресурсам. Разница есть незанятая часть населения, безработица.
5. Мирохозяйственные связи и глобализация хозяйства порождают новые границы рынка труда (проблема эмиграции и иммиграции).
3. Деление труда на общественно полезный и общественно вредный связано с ответом на вопрос «Совпадает ли та или иная деятельность с интересами общества или нет?». Обычно против интересов общества направлена преступность. Любое государство вынуждено бороться. С проявлениями общественно вредного труда с помощью:
- запрета вредных и опасных занятий;
- блокирования (ограничения);
- учинения дополнительных экономических трудностей (штраф);
Конституция РФ ст. 34: «Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию, на не добросовестную конкуренцию». Ст. 37: «Принудительный труд запрещен».
4. В 19-м веке окончательно сформировались и в научной литературе сформулированы класс капиталистов и класс наемных работников. Деятельность капиталистов исключалась из общественно организационного труда. Постепенно функции собственника расслоились. Характерной чертой стирания граней между трудом эксплуатируемым и эксплуатирующим является проявление во многих передовых странах среднего класса, т.е. класса соучаствующего в эксплуатации. Но этот класс не складывается в условиях социальной революции и реформ. Опыт России это подтвердил, т.к. функции среднего класса до сих пор еще выполняются чиновниками, поддерживающими спекуляции и криминальный бизнес. I промышленная революция – рывок в производительности труда; появился новый тип работника, ужасающий своей деградацией. II промышленная революция (II половина XX века) - новый технологический план, появляется новый тип работника, который отличается от индустриального работника.
В самом общем виде основные модели общества с точки зрения социальной эволюции выглядит следующим образом:
1.Традиционное общество (аграрное, доиндустриальное), характеризуемое приоритетом сельского хозяйства в экономике. Мотивация – личная выгода, а человек - всего лишь одно из средств достижения цели;
2.Индустриальное общество, характеризуемое приоритетом промышленности в экономике. Мотивация на удовлетворение первичных потребностей, человек на производстве винтик, носитель фактора под названием живой труд.
3.Постиндустриальное общество (технотронное), характеризуемое приоритетом сферы услуг, науки, образования. Ориентация на удовлетворение высших потребностей.
Таблица 1.
Социально-экономические изменения, характеризующие смену индустриальных циклов.
Индустриальная эпоха | Постиндустриальная эпоха | |
1. Технология | Механизация и автоматизация труда и быстрое и массовое освоение технических нововведений | Информационная революция. Индивидуализация услуг и информации. Знание и информация - факторы материального производства |
2. Производственные отношения – структура организации | Унифицированные правила для предпринимателей и для наемных работников. Снижение издержек и рост прибыли за счет расширения производства. Централизация, четкая иерархия, вертикальные связи | Интеллектуальные работники – значительная часть персонала. Их автономность и самостоятельность. Отсутствие иерархии как таковой и преимущественно горизонтальные связи. Рождение креативных самообучающихся корпораций. |
3. Человек и социум | Человек – общественная единица, носитель трудового потенциала | Общество развивается в направлении обеспечения каждому конкретному человеку достойных условий жизнедеятельности, в особенности для получения и реализации знаний. |
4. Мотивация | Утилитарные стимулы, потребность в знаниях, культурном и духовном росте лишь у ограниченного числа людей | Приоритетные мотивы и стимулы: образование, обладание информацией, потребность самоутверждения, потребность ощущать причастность к глобальным процессам |
5. Обмен и стоимость | Цель товарного обмена – максимизация потребительской стоимости; зрелое рыночное хозяйство, материальные активы существенной части стоимости. | Деструкция стоимостных отношений, преодоление рыночного хозяйства; появление необходимости в методиках ценообразования на интеллектуальные и информационные товары и знания. |
6.Права собственности | Деструкция частной собственности; размывание монополии класса капиталистов; приобретение работниками паев и акций, появление компаний, полностью контролируемых деятельностью персонала | Становление системы личной собственности; зарождение класса интеллектуалов; авторское право и патенты дают возможность владеть более значительными активами. Интеллектуальный капитал и собственность интеллектуального капитала начинают цениться дороже |
7.Социальная структура | Всеобъемлющее влияние трудового класса буржуазии; рабочие отстаивают свои интересы посредством профсоюзов; интеллигенция – особый слой | Обособление нового элитного класса, интеллектуалов, постепенный ее переход на высшие ступени в иерархии. Интеллигенция составляет часть новой элиты |
8. Духовная сфера | Этика, мораль, культура, религия четко отделены от сферы материального производства | Экономика и духовная сфера уже не являются антагонистами и находят точки взаимодействия |
4. Общественное положение – это комплекс устойчивых взаимосвязей, общественных отношений человека или социальной группы с обществом, следствием и выражением которых является устойчивое воспроизведение условий и средств существования и развития. Для определения положения человека в общественно организованном труде необходимо:
1. Установить, насколько сфера труда является необходимым условием, основой общественного положения человека;
2. Установить общественные нормы, в которых человеку приходится трудиться (наемный рабочий, учитель);
3. Установить, на какие ценности ориентирована трудовая деятельность, какие мотивы являются для работника решающими;
4. Уяснить, каковы основные угрозы и риски нарушения нормального положения человека в сфере его трудовой деятельности.
Факторы изменения положения человека в процессе общественного производства – Что зависит от самого человека (его жизненная позиция) и что от него не зависит (общественное устройство)?
1) Фактор зависимости и независимости страны: Положение человека в немалой мере зависит от того, в какой стране он трудится. Независимые страны имеют возможность весь доход от общественного производства направить на развитие своей экономики, а зависимые вынуждены выступать дебиторами. Это отражается и на уровне заработной платы, и на конкурентоспособности рабочих мест, на социальных выплатах, на услугах трудящимся.
2) Фактор роста хозяйства страны и развитие его отраслевой структуры. Зависимость прямая. Чем больше прирост V производства, тем выше спрос на рабочую силу. Создаются новые рабочие места; улучшаются условия труда, настроение становится более оптимистичным. Быстрый рост хозяйства страны стимулирует повышение квалификации рабочей силы.
3) Фактор падения производства. Трудности от кризисов достаются трудящимся.
4) Фактор НТП. Последние 25 – 30 лет – рабочие места существенно меняются (в целом 2 – 5 раз).
5) Фактор социально-групповой и классовой организованности (общественной активности)
Актуальные проблемы общественной организации труда в РФ.
1. Устранение гарантированной занятости.
2. Характер трудовой деятельности изменился для многих в период реформ труда стал средством выживания.
3. Формируется теневой рынок труда.
4. Нарушения трудового законодательства.
5. Ухудшение качества занятий населения.
6. Проблема прогресса.
7. Нет защищающего работника закона.
Библиографическая основа лекции:
1. Экономика труда. / Под ред. Н.А. Волгина, Ю.Г. Одегова. – М., 2003.
2. Экономика труда. / Под ред. А.Ф. Зубкова. – М., 2002.
Примерные контрольные задания:
1. « … Марксизм основывает свои выводы на положении об эксплуатации человека человеком и несправедливости эксплуатации. Марксизм старается доказать, что эксплуатация – противоестественное и невечное явление, что возможно якобы общество без эксплуатации. Ошибочность таких рассуждений обнаруживает сама жизнь. Возьмите массово распространенные взаимоотношения мужа и жены, родителей и детей. Разве экономическая составляющая таких отношений строится на эквивалентной основе? Разумеется, нет. Значит, эксплуатация (присвоение чужого труда в большей мере, чем отдача своего труда) – нормальное явление. Мы делаем друг другу подарки, и при этом не сверяем, равна ли цена подарков. Марксисты скажут, что и тут имеет место эксплуатация. Но это только подчеркивает непригодность их доктрины, ее вопиющее расхождение с нормальным устройством жизни …»
Задание состоит в том, чтобы Вы прокомментировали приведенное рассуждение, подтвердили или опровергли его истинность, научность.
2. Сделайте три выписки из конституции и Трудового Кодекса РФ:
- пример запрета в трудовой сфере;
- пример ограничения распространения того или иного вида (условия) деятельности;
- пример наложения на работодателя дополнительных обязательств в связи с применением тех или иных видов или условий труда.
Обдумайте аргументацию отмеченных мер.
3. Проанализируйте и опишите свое собственное (друга, знакомого, родственника) положение в сфере общественно организованного труда.
4. В ходе коллективного трудового спора работники предприятия сформировали Комитет по координации действий в защиту интересов работников. В законах нет упоминаний о таких комитетах. Должна ли администрация считаться с созданным комитетом или вправе отказываться от контактов и работы с ним?
5. Приведите примеры хотя бы трех социальных рисков, которые могут нарушить привычное и устойчивое положение в общественно организованном труде. Каковы причины каждого из рисков?
Тема 1.3. Труд и производство: процесс взаимодействия
Основные понятия и проблемы:
1. Производственный процесс: содержание, классификация.
2. Технологические и трудовые процессы: понятие и компоненты.
3. Типы производства.
Тезисы лекций:
1. Производственный процесс – это процесс воспроизводства материальных благ и производственных отношений. Весь производственный процесс состоит из частных задач:
а) снабжения (покупка или аренда средств производства, покупка сырья, наем работников);
б) складирования (хранения), то есть все производственные результаты, которые возникают собственно перед процессом производства продукции в связи с хранением средств производства, сырья, а также после процесса производства в связи с хранением готовой продукции;
в) изготовления продукции (производство) – в материально-вещественном производстве, выполнение этой задачи непосредственно связано с технологией производства;
г) сбыта продукции (исследование рынка сбыта, воздействие на него, продажа, сдача в аренду продукции);
д) финансирования, находящегося между сбытом и снабжением;
е) обучения персонала и внедрения новых технологий (повышение квалификации работников, которые должны быть в состоянии внедрять и развивать новейшие технологии);
ж) управления - охватывает весь производственный процесс.
Согласно роли в общем процессе изготовления продукции выделяют следующие производственные процессы :
1. Основные производственные процессы направлены на изменение основных предметов труда и придание им свойств готовых продуктов.
2. Вспомогательные производственные процессы создают условия для нормального хода основного производственного процесса (Например: изготовление продукции для своих цехов)
3. Обслуживающие производственные процессы предназначены для перемещения (транспорт. процессы), хранения в ожидании последующей обработки (складирование), контроля (контрольных операций), обеспечения материально-техническими, энергетическими ресурсами.
4. Управленческие производственные процессы связаны с разработкой и принятием решений, регулированием и координацией хода производства, контроля, анализом и учетом работы. Управленческие процессы часто переплетаются с ходом ранее перечисленных производственных процессов.
2.Каждый производственный процесс можно рассматривать с двух сторон: 1) как совокупность изменений, которые претерпевают предметы труда; 2) как совокупность действий работников, направленных на целесообразное изменение предметов труда. Первое - это технологические процессы. Технологические процессы – это целесообразное изменение формы, размеров, состояния, структуры и места предмета труда.
Таблица 2.
Классификация технологических процессов (ТП)
Признаки классификации | Классы процессов |
1. Источник энергии для осуществляющихся процессов. | Активные, пассивные |
2. Наличие перерывов в ходе работы | Непрерывные, дискретные |
3. Способ воздействия на предмет труда и характер применяемого оборудования | Механические и аппаратурные |
Пассивные ТП – происходят как природные процессы и не требуют дополнительной энергии (процесс сепарации нефти). Активные ТП – непосредственное воздействие человека, либо энергии, преобразованной человеком. Непрерывное ТП – непрекращающееся во времени загрузки сырья. Дискретные ТП – прерывающиеся. Механические ТП – осуществляющиеся вручную или с помощью машин. В результате механического ТП меняются только механические свойства предмета. АппаратурныеТП – происходит изменение физико-химических свойств труда под воздействием тепловой энергии, химических реакций и т.д.
Таблица 3.
Классификация трудовых процессов (Тр.П)
1. Характер предмета и продукта труда | Вещественно-энергетические; информационные |
2. Выполняемые функции | Трудовые процессы работников основного производства; -//- вспомогательного производства, -//- обслуживающего производства |
3. Участие работников в воздействии на продукт труда (уровень механизации) | ручные, машинно-ручные, машинные, автоматизированные. |
Вещественно-энергетический трудовой процесс – это трудовой процесс всех рабочих, продуктом труда является вещество или энергия.
Информационный трудовой процесс – это трудовой процесс служащих, продуктом является информация.
II признак классификации важен с позиции организации труда. Служащие – это все руководители, специалисты и технические исполнители на предприятии. Специалисты готовят информацию для руководителей. Технические исполнители обрабатывают информацию и готовят информацию для специалистов. Но на практике на производствах встречаются РСС.
Ручной трудовой процесс – это трудовой процесс, в котором воздействие на предмет труда осуществляется работниками без использования дополнительных источников энергии или с помощью ручного инструмента.
Машинно-ручной трудовой процесс – это трудовой процесс, при котором технологическое воздействие на предмет труда производится с помощью исполнительных механизмов машины, но перемещение инструмента относительно предмета труда или наоборот осуществляется рабочим.
Машинные трудовые процессы происходят с помощью физических усилий рабочего, функции которого заключаются в установке и снятии предмета труда и управлении работой машины.
Автоматизированный трудовой процесс полностью происходит без участия рабочего.
Основным элементом производственной системы является рабочее место. Рабочее место – это часть производительного пространства, оснащенного средствами труда для выполнения относительно обособленной части производственного процесса одним или группой сотрудников. Рабочее место – это сфера деятельности одного работника или функции, которые он должен выполнять.
Трудовое движение – это однократное перемещение рабочего органа человека. Трудовое действие – это логически завершенная совокупность трудовых движений, выполняемых без перерыва одним или несколькими рабочими органами человека при неизменных предметах, средствах труда. Трудовой прием – это совокупность трудовых действий, выполняемых при неизменных предметах и средствах труда и составляющих технологически завершенную часть операций. Трудовая операция – часть производственного процесса, выполняемая над определенным предметом труда одним рабочим или звеном.
3. Тип производства – это комплексная характеристика организационных и экономических особенностей промышленного производства, обусловленная его специализацией, объемом и постоянством номенклатуры изделий, а также формой движения изделий по рабочим типам. Различают: массовый тип производства, который характеризуется непрерывным изготовлением номенклатуры изделий на узкоспециальных рабочих местах; серийный тип производства обуславливается изготовлением ограниченной номенклатуры изделий партиями или сериями, повторяющихся через определенные промежутки времени на рабочих местах, не имеющих определенной специализации. Этот тип подразделяется на: крупно, средне, мелко серийные в зависимости от преобладающей группы рабочих мест; единичный тип производства характеризуется изготовлением широкой
номенклатуры изделий в единичных количествах, повторяющихся через неопределенные промежутки времени или вовсе не повторяющихся на рабочих местах, не имеющих определенной специализации.
Библиографическая основа лекции:
1. Экономика труда. / Под ред. Н.А. Волгина, Ю.Г. Одегова. – М., 2003.
2. Экономика труда. / Под ред. А.Ф. Зубкова. – М., 2002.
3. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. – СПб., 2003.
Примерные контрольные задания:
1. Охарактеризуйте трудовой процесс, его сущность и состав.
2. Каково содержание основных, вспомогательных производственных процессов?
3. Что такое трудовая операция?
4. Какие существуют основные принципы организации трудовых процессов?
5. Назовите характеристики массового производства.
6. Назовите характеристики серийного производства.
7. Что представляет собой единичное производство?
8. Законченная часть технологического процесса, выполняемая на одном рабочем месте – это:
- технологический переход;
- технологическая операция;
- вспомогательный переход; нет однозначного ответа.
9. Основной ПП – это:
- процесс изготовления продукции, которая будет использоваться внутри предприятия;
- процесс, в результате которого исходное сырье и материалы превращаются в продукцию;
- совокупность орудий производства, необходимых для выполнения ТП;
- нет однозначного ответа.
10. Технологический процесс – это:
- процесс, в результате которого изменяются форма, размеры, свойства изделия;
- процесс, который не приводит к изменению формы, размеров, и свойств изделия;
- законченная часть технологического перехода.
11. Процесс труда, в результате которого никакой продукции не создается, это:
- вспомогательный ПП;
- основной ПП;
- обслуживающий ПП.