Актуальность сертификации систем качества

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 2

1. Актуальность сертификации систем качества. 2

2. Сущность сертификации систем качества. 4

2.1. Развитие работ по сертификации (в том числе сертификации систем качества) 4

2.2. Порядок сертификации системы качества. 8

3. Состояние работ по сертификации в Республике Беларусь. 14

3.1 Представление заявки на сертификацию.. 16

3.2 Сертификация системы качества. 16

3.3 Рассмотрение результатов проверки и выдача сертификата. 17

3.4 Инспекционный контроль за сертификационными системами качества. 17

3.5 Продление срока действия сертификата на систему качества. 17

3.6 Копирование сертификатов. 17

3.7 Рассмотрение жалоб и апелляций. 17

3.8 Оплата работ по сертификац.ии систем качества. 17

4. Органы сертификации в Республике Беларусь. 18

4.1 Национальная система сертификации Республики Беларусь. 18

4.2 Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации. 19

5. Проблемы внедрения. 22

Использованная литература. 23

Введение

Эффективность стандартизации в регулировании процессов и результатов деятельности во всех сферах научно-технических, производственных, торгово-экономических, социальных и других отношений подтверждается расширяющимися масштабами работ в этой области. Именно стандарты устанавливают требования по всем стадиям жизненного цикла продукции и услуг (разработка, производство, эксплуатация, утилизация) и применяются всеми участниками этих процессов.

Государственные системы стандартизации и сертификации должны отвечать основным принципам межгосударственных, а также международных, региональных и национальных систем зарубежных стран, учитывать интересы Республики Беларусь как полноправного участника межгосударственных, европейских и мировых интеграционных процессов, способствовать экономическим преобразованиям, а также обеспечивать проведение единой технической политики.

Стандартизация и сертификация, обеспеченные взаимосвязанными методами и способами измерений, являются неотъемлемой составной частью общественного производства и одновременно создают эффективный механизм управления качеством и номенклатурой продукции.

Качество продукции или услуг является одним из важнейших факторов успешной деятельности любой организации и страны в целом. В настоящее время во всем мире заметно усилились требования, предъявляемые потребителем к качеству продукции. Ужесточение требований сопровождается осознанной всеми необходимостью постоянного повышения качества, без чего невозможно достижение и поддержание эффективной экономической деятельности.

Большинство промышленных, торговых или государственных организаций производят продукцию или услуги в расчете на удовлетворение потребностей или требований потребителя. Эти требования обычно включаются в технические условия. Однако сами по себе технические условия не являются гарантией того, что требования потребителя будут действительно удовлетворены, поскольку в технические условия или в организационную систему, охватывающую проектирование и реализацию продукции или услуг, могут вкрасться несоответствия. Это привело к необходимости развития стандартов и руководящих документов на системы качества, дополняющих требования к продукции или услуге, установленных в технических условиях.

Актуальность сертификации систем качества

В условиях ужесточения конкуренции на мировых рынках покупатели требуют от своих поставщиков не только удовлет­ворительного качества продукции (обычно сертификат), но и обеспечения его стабильности.

При этом наличие сертификата на продукцию или услугу оказывается уже недостаточным. В качестве гарантии от пос­тавщиков требуют подтверждения того, что они имеют серти­фикат на систему качества, который показывает, что на предприятии внедрена система качества, соответствующая требованиям стандартов ИСО 9000. Такой сертификат избавляет предприя­тие от процедуры проверки его разными заказчиками, облег­чает получение банковских кредитов и государственных субси­дий, дает преимущества при страховании, наличие такого сер­тификата позволяет увеличить экспортные возможности, при­влечь потенциальных заказчиков за счет широкого использо­вания сертификата в рекламных целях.

Для заказчика наличие у предприятия сертификата на систему качества является решающим фактором при выборе поставщика. Ин­станции, осуществляющие судопроизводство, оценивают на­личие сертификата как косвенное доказательство невиновнос­ти предприятия при рассмотрении иска об ущербе, нанесенном при использовании его продукции. Таким образом, сертифика­ция систем качества становится мощным фактором повыше­ния конкурентоспособности в рыночной экономике.

Кроме того, внедрение сертификации систем качества при­носит весьма ощутимые экономические результаты предприя­тию, о чем свидетельствуют данные:

· улучшение планирования, управления и контроля — 86%
· улучшенный сервис — 73%
· постоянность во всех видах деятельности — 73%
· повышение эффективности и производительности — 69%
· более эффективная подготовка, оформление и предложение контрактов — 69%
· объективные экспертные оценки — 67%
· улучшение маркетинга на предприятии — 63%
· сокращение расточительности — 53%
· повышение мотивации сотрудников — 50%
· уменьшение затрат — 40%
· повышение экспорта — 31%

Неоспоримые преимущества дает внедрение сертификации систем качества в сфере услуг (в том числе и торговых) (табл.1).

Таблица 1

Результаты сертификации Доля положительных ответов при сертификации систем качества, % Доля положительных ответов при сертификации услуг, %
Выявлены факторы, отрицательно влияющие на качество услуг, предоставляемых фирмой
Получена новая информация по повышению качества предоставляемых услуг
Определены новые направления работ по повышению качества услуг, предоставляемых фирмой
Установлены и документированы связи между службами и подразделениями фирмы в процессе управления качеством предоставляемых услуг
Разработаны новые процедуры взаимодействия подразделений и служб в процессе управления качеством предоставляемых услуг
Расширены знания в области управления качеством
Выявлены дополнительные показатели качества услуг

Сертификация систем качества в сфере услуг формирует новые тенденции развития предприятий на рынке услуг, акти­визирует работы по повышению качества услуг, позволяет вы явить факторы, отрицательно влияющие на качество, и найти пути их преодоления, а также расширяет знания в области уп­равления качеством. Не случайно в мировой практике рас­пространенной схемой сертификации в сфере услуг является сертификация систем качества предприятий сервиса на соот­ветствие стандартам ИСО 9000.

Согласно независимому исследованию по внедрению стан­дартов ИСО серии 9000 в 1995 году в мире было зарегистрирова­но более 127 000 организаций в 99 странах. На сегодняшний день неофициальные оценки приближают ату цифру к 250 000.

Деятельность этих организаций ни в коей мере не ограни­чивается только сферой производства. Зарегистрированы ты­сячи компаний, работающих в сфере обслуживания и в общес­твенном секторе. Среди таких фирм и организаций нередко встречаются местные государственные учреждения, адвокат­ские конторы, врачебно-хирургические, ветеринарные, архи­тектурные заведения, органы розничной торговли и снабжен­ческие предприятия. Причем размер организации не налагает каких-либо ограничений. Фирмы, получившие регистрацию по ИСО 9001, по количеству нанятых работников варьируются от нескольких человек до нескольких сотен тысяч.

Наши рекомендации