Экономика фирмы. Экономика отраслевых рынков. Страхование

Структура и оценка основных средств. Основные производственные средства. Активная часть основных средств. Пассивная часть основных средств. Основные непроизводственные средства. Типовой состав основных производственных средств. Денежная оценка основных средств: первоначальная стоимость, восстановительная стоимость, остаточная стоимость, ликвидационная стоимость, балансовая стоимость, рыночная стоимость.

Классификация расходов фирмы и их состав. Расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы. Дифференциация расходов фирмы для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения.

Прибыль и доходы фирмы, их классификация. Определение основных видов прибыли: валовая прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, прибыль от обычных видов деятельности, чистая (нераспределенная) прибыль. Классификация доходов и их состав для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения.

Информация и структура отраслевого рынка.Общие проблемы ограниченности информации. Ограниченность информации о качестве товара. Ассиметричная информация о ценах. Модель Акерлоффа. Влияние информации на положение фирмы на рынке.

Рыночная концентрация: монопольная власть и доминирующее положение фирмы.Показатели концентрации продавцов на рынке и проблемы их определения: показатель размера фирмы, показатели концентрации – индексы концентрации, Герфиндаля - Гиршмана, Холла – Тайдмана; дисперсия рыночных долей. Барьеры входа на рынок и выхода с рынка. Слияние и поглощение фирм на рынке. Показатели монопольной власти: коэффициент Бэйна и коэффициент Лернера. Максимизация прибыли монополии, последствия монопольной власти.Доминирующая фирма: ценовое лидерство доминирующей фирмы; модель самоубийственного поведении доминирующей фирмы; статические модели ценообразования, ограничивающие вход.

Вертикальная интеграция и вертикальные ограничения: стратегическое взаимодействие крупных фирм на отраслевом рынке.Побудительные мотивы вертикальной интеграции, ее преимущества и недостатки. Формы вертикального контроля, вертикальные ограничения в отношениях между производителями и дистрибьюторами. Интеграция и аутсорсинг. Условия, способствующие и ограничивающие олигопольную координацию.

Ценовая дискриминация на отраслевом рынке.Мотивы и условия эффективности ценовой дискриминации; типы ценовой дискриминации: совершенная, в зависимости от объема покупки, по группам потребителей. Методы ценовой дискриминации: связанные продажи, определение комбинаций объема покупки/цены (нелинейное образование), сезонное ценообразование. Межвременная дискриминация; парадокс Коуза. Ценовая дискриминация на отечественных и зарубежных рынках.

Отраслевой рынок и дифференциация продукта.Феномен дифференциации продукта. Горизонтальная дифференциация продукта. Расходы на рекламу на рынке дифференцированного продукта. Вертикальная дифференциация продукта.

Государственная отраслевая политика.Характеристики типов отраслевой политики. Механизм государственного регулирования естественных монополий. Внешнеторговая политика в условиях несовершенной конкуренции на мировом рынке. Антимонопольная политика государства.

Страхование как экономическая категория: сущность и функции.Страхование как экономическая категория. Связь финансов и страхования: денежный характер отношений, распределение ВВП, образование и использование доходов, накоплений фондов. Отличительные признаки страховых отношений: вероятностный характер отношений, замкнутые отношения при солидарной раскладке ущерба, распределение ущерба между территориями и во времени, возвратность нетто-платежей совокупности страхователей.Функции страхования. Содержание распределительной функции: рисковая характеристика страховых отношений; предупреждение страхового случая, сберегательный характер долгосрочного страхования жизни. Социальная направленность страховой защиты. Контрольная функция. Государственный надзор за страховой деятельностью.

Страховой рынок: экономическая природа и современное состояние в России.Страховой рынок как сфера денежных отношений, где объектом купли-продажи выступает специфическая услуга - страховая защита. Категории продавцов страховой услуги: страховщики, перестраховщики, посредники (агенты, брокеры). Категории покупателей страховой услуги: физические и юридические лица, требования к ним предъявляемые. Страховая услуга. Ее потребительная стоимость и стоимость. Верхняя и нижняя граница цены страховой защиты. Проблемы функционирования Российского страхового рынка.Причины, сдерживающие развитие российского страхового бизнеса. Позитивные и негативные изменения в правовом и финансовом обеспечении страхования в РФ. Страховой рынок в условиях глобализации экономики.

Финансовая устойчивость страховых компаний и ее составляющие.Понятие финансовой устойчивости и факторов ее составляющих. Оплаченный уставный капитал; обоснованные страховые тарифы; соблюдение нормативного соотношения актов и обязательств страховщика; страховые резервы и их размещение – составляющие финансовой устойчивости страховщика.

Тарифная политика страховщиков: принципы и особенности построения тарифов.Определение тарифной политики страховщика. Брутто-тариф, лежащий в основе страховой премии. Структура брутто-тарифа. Особенности построения тарифов по страхованию жизни, способы долгосрочных финансовых расчетов, использование демографической статистики. Расчеты тарифов по массовым рисковым видам страхования. Принципы тарифной политики: эквивалентность, доступность, стабильность, окупаемость и др.

Перестрахование как операция по достижению финансовой устойчивости страховщика. Необходимость и сущность перестрахования для выравнивания страховых сумм и сбалансирования страхового портфеля, приведения потенциальной ответственности страховщика в соответствии с его финансовыми возможностями с целью обеспечения финансовой устойчивости страховых операций. Функции перестрахования: компенсация колебаний, сокращение потребности в собственном капитале, консультационное обслуживание.

Факультативные и договорные методы перестрахования в зависимости от оформления правовых взаимоотношений сторон.Деление перестраховочных договоров на пропорциональные и непропорциональные. Определение величины эксцедент собственного удержания страховщика. Сравнительная характеристика квотных договоров и договоров эксцедента сумм. Характеристика договоров эксцедента убытков и эксцедента убыточности. Распределение ответственности и страхового бремени между цедентом и цессионером. Перестраховочные пулы.

Страховые отношения: сущность и классификация. Характеристика страховых отношений. Участники регулируемых страховых отношений. Классификация страхования как система деления страховых отношений на отрасли, подотрасли, виды страхования, формы и системы страховых отношений.

Отрасль страхования как звено в классификации страховых отношений. Личное, имущественное страхование, страхование ответственности, страхование рисков.

Осуществление страхования в обязательной и добровольной формах. Общая характеристика и различие данных форм.

Формы организации страховой защиты: страхование, сострахование, двойное страхование, перестрахование, самострахование, взаимное страхование.

Системы расчета страховых выплат: ответственность по первому риску, пропорциональная ответственность и предельная ответственность.

Франшиза, как собственное участие страхователя в покрытии ущерба.

Литература

1. Федеральный закон РФ от 26.07. 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

2. Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков. Учебное пособие ― М.: Юрайт, 2010.

3. Архипов, А. П. Управление страховым бизнесом : учеб. пособие / А. П. Архипов. - Москва : Магистр, 2009. - 317 с.

4. Денисова С.С., Селюк А.В. Экономика отраслевых рынков: учебное пособие . – Тюмень: ТГУ. – 2010.

5. Коноплев, С.П. Экономика организаций (предприятий): учебник / С.П. Коноплев. – М.: Проспект, 2010. – 160с.

6. Лебедев О.Т. Экономика отраслевых рынков: учебное пособие. – СПб.: Издательство Политехуниверситета, 2009 – 324с.

7. Мазаева, М. В. Страхование : учеб. пособие / М. В. Мазаева ; Тюм. гос. ун-т, Междунар. ин-т финансов, управления и бизнеса. - 2-е изд., перераб. и доп. - Тюмень : Изд-во ТюмГУ, 2008. - 240 с.

8. Пахомова Н.В., Рихтер К.К. Экономика отраслевых рынков и политика государства. Учебник – Москва : Экономика, 2009. - 815 с.

9. Рой Л.В., Третьяк В.П. Анализ отраслевых рынков. Учебник – М.: Инфра-М, 2010. – 442 с.

10. Сайт Федеральной антимонопольной службы России http // fas.gov.ru

11. Сплетухов, Ю. А. Страхование : учеб. пособие / Ю. А. Сплетухов, Е. Ф. Дюжиков. - Москва : ИНФРА-М, 2009. - 312 с.

12. Страхование : учеб. / ред. Г. В. Чернова. - Москва : Проспект, 2009. - 432 с.

13. Страхование : учеб. / С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов, Фин. акад. при Правительстве РФ ; ред. Л. А. Орланюк-Малицкая, С. Ю. Янова. - Москва : Юрайт, 2010. - 828 с.

14. Чалдаева, Л.А. Экономика предприятия : учебник / Л. А. Чалдаева. - Москва : Юрайт, 2011. - 348 с.

15. Экономика предприятия (организации) : учеб. для студ. вузов / ред. В.Я. Поздняков, О.В. Девяткин. – Москва : ИНФРА-М, 2010. – 640 с. + 1 эл. опт. диск (CD-ROM).

16. Экономика предприятия: учеб. для студ. вузов / ред. С.Г. Фалько. – Москва : КноРус, 2011. – 352 с.

17. Экономика фирмы: учеб. для студ. вузов, обуч. по спец. 080103 (060700) "Нац. экономика", 080104 (060200) "Экономика труда" / Всерос. заоч. фин.-эконом. ин-т; ред. В. Я. Горфинкель. - Москва: Юрайт, 2011.- 679 с.

Наши рекомендации