ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ. Конкуренция, конкуренция как процесс, конкуренция как ситуация, функции конкуренции, модель «пяти сил конкуренции»
Конкуренция, конкуренция как процесс, конкуренция как ситуация, функции конкуренции, модель «пяти сил конкуренции», конкуренция функциональная, конкуренция видовая, конкуренция межфирменная, конкуренция внутриотраслевая и межотраслевая, конкуренция совершенная и несовершенная, конкуренция ценовая и неценовая, нечестная конкуренция, отраслевая структура рынка, квазиконкурентный рынок, чистая конкуренция, условие максимизации прибыли конкурентной фирмы, аллокативная эффективность, чистая монополия, естественная монополия, искусственная монополия, государственная монополия, монопсония, практикующая дискриминацию монополия, двусторонняя монополия, олигополия, дуополия, олигопсония, монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта, барьер входа в отрасль, концентрация и централизация производства и капитала, ценовая дискриминация, антимонопольное законодательство, слияния и картель.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Может ли фирма в условиях совершенной конкуренции влиять на величину своего валового дохода? Если да, то каким образом? Если нет, то почему?
2. При каких условиях фирме— совершенному конкуренту — следует прекратить производство и уйти с рынка с целью минимизации убытков в краткосрочном периоде?
3. Существуют ли реальные возможности деятельности на рынке монополии как единственного продавца? Как долго может осуществляться такая деятельность?
4. Какая зависимость существует между эластичностью спроса на продукцию фирмы и степенью монопольной власти? Какие факторы можно отнести к источникам монопольной власти фирмы?
5. В каком случае монополист может прибегать к снижению цен? Ведь, будучи монополистом, он должен быть заинтересован в максимально высокой цене?! Аргументируйте свой ответ.
6. С точки зрения устойчивости экономической прибыли разница между краткосрочным и долгосрочным периодами важнее для совершенного конкурента или монополиста?
7. Большим или меньшим будет предложение продукции фирмы на рынке при осуществлении ценовой дискриминации по сравнению с ситуацией, когда такая политика ценообразования не проводится?
8. При каких условиях рынок можно охарактеризовать как олигополистический и какие существуют методы максимизации прибыли фирмой-олигополистом?
9. По каким признакам можно судить о рынке как о монопсонии? Какие факторы усиливают, а какие — ослабляют степень власти монопсониста?
10. На чем основана рыночная власть у фирм— монополистических конкурентов (ведь объем производства и продаж может быть очень малым)? Какие могут быть доводы в защиту монополистической конкуренции с точки зрения потребителя, несмотря на то что нередко в экономической теории подчеркиваются вред и потери для общества, связанные с монополистической конкуренцией?
ТЕСТЫ
1. Какие из перечисленных признаков можно отнести к признакам рынка совершенной конкуренции:
а) в каждой отрасли имеется широкий круг фирм, конкурирующих между собой путем улучшения качества и расширения ассортимента продукции;
б) фактор информации не играет никакой роли на данном рынке;
в) все фирмы отрасли имеют равные прибыли в краткосрочном периоде;
г) все фирмы отрасли производят однородную продукцию.
2. Если в краткосрочном периоде на рынке совершенной конкуренции рыночная цена на продукцию, производимую данной фирмой, вдруг значительно снизится, то фирма:
а) сократит производство, руководствуясь равенством Р = МС;
б) расширит производство, чтобы компенсировать снижение цены ростом объема продаж;
в) оставит объемы производства неизменными в расчете на кратковременность спада;
г) прекратит производство, чтобы не работать с убытками;
д) будет продолжать производство, пока цена превышает средние переменные издержки фирмы.
3. Фирма обладает монопольной властью, если она:
а) определяет объемы своего производства исходя из цели максимизации прибыли;
б) определяет объем выпуска продукции, руководствуясь равенством MR = MC;
в) имеет возможность устанавливать цену выше уровня предельных издержек;
г) производит продукцию высокоэластичного спроса.
4. Ценовая дискриминация осуществляется при условиях:
а) наличия на рынке отношений свободной конкуренции;
б) наличия покупателей с разными уровнями доходов;
в) сочетания разных уровней эластичности спроса у покупателей с наличием барьеров при вступлении в отрасль;
г) отсутствия контроля за ценами со стороны государства.
5. Естественной монополией следует считать:
а) монополию, возникшую без вмешательства государства;
б) фирму, эксплуатирующую ценное месторождение полезных ископаемых;
в) самую крупную фирму, господствующую в данной отрасли;
г) фирму, способную удовлетворить совокупный спрос на данный товар (услугу) с издержками меньшими, чем у двух и более фирм такого же профиля;
д) фирму — производителя продукции повышенного спроса.
6. Ценовое регулирование монополий:
а) выгодно обществу, т.к. заставляет монополию продавать свою продукцию по менее высокой цене и в большем объеме, чем в случае нерегулируемой монополии;
б) невыгодно обществу, поскольку монополия лишается стимула снижать свои издержки;
в) ничего не дает обществу, т.к. монополия завышает уровень своих издержек;
г) помогает государству реализовать интересы монополий за счет населения;
д) все варианты возможны при определенных условиях.
7. Государство выступает в качестве монопсониста, когда:
а) финансирует фундаментальные научные исследования;
б) обеспечивает армию военной техникой;
в) организует работу коммунальных служб;
г) выделяет бюджетные средства в пользу депрессивных регионов;
д) распределяет государственный заказ между частными фирмами.
8. Какие из перечисленных признаков характерны для ситуации олигополии:
а) фирмы отрасли производят дифференцированную продукцию;
б) несколько мелких фирм объединяются, чтобы противостоять единой крупной;
в) одна крупная фирма поглощает ряд мелких фирм;
г) доля продаж четырех ведущих фирм превышает 25% общих объемов продаж отрасли.
9. Признаком монополистической конкуренции является:
а) наличие множества мелких фирм в отрасли при ведущей роли одной крупной фирмы;
б) господство нескольких крупных фирм в отрасли;
в) превышение восемью ведущими фирмами в отрасли 50%-ного отраслевого объема продаж;
г) конкуренция между фирмами–производителями товаров–субститутов.
10. Монополистическая конкуренция расценивается многимиэкономистами как высокоэффективная структура рынка с позиций потребителей потому, что:
а) в условиях монополистической конкуренции в каждой отрасли обеспечиваются необходимые потребителям объемы продукции;
б) при монополистической конкуренции обеспечивается самое эффективное с позиций потребителей распределение и использоваие ресурсов;
в) равновесие фирм!производителей с позиций максимизации прибыли достигается раньше, чем их средние издержки снижаются до минимального уровня;
г) постоянно расширяется круг и обновляется ассортимент товаров-заменителей в пределах каждой товарной группы.
ОТВЕТЫ
1. г; 2. а, д; 3. в; 4. в; 5. г;
6. д; 7. д; 8. г; 9. г; 10. г.