Рыночный капитал, его противоречия

Рыночный капитал представляет собой авансированные денежные средства в сфере товарно-денежного обращения с целью получения дохода. Формой движения этого капитала является торговля, и поэтому в экономической литературе бытует мнение об идентичности рыночного и торгового капитала.

Сущность рыночного капитала вытекает из его понимания как части всего капитала, как важного элемента производства, выступающего в своеобразной форме. Но в экономических исследованиях нет однозначного понимания этой категории.

Движение торгового капитала характеризуется формулой: Д-Т-Д/. Здесь Д - авансированный торговый капитал в денежной форме, он предназначен для покупки товаров Т и их перепродажи с целью получения возросшей суммы Д/, размеры которой превышают авансированную стоимость на величину ΔД - добавочной стоимости.

Торговая прибыль ΔД, на первый взгляд, возникает в сфере обращения. Ведь она количественно равна разнице между покупной ценой и продажной ценой. В действительности, по мнению К. Маркса, в сфере обращения ΔД появиться не может, так как вся масса прибавочной стоимости создается в процессе производства. В сфере обращения происходит не создание прибавочной стоимости, а ее перераспределение между функционирующими в сфере производства и сфере торговли капиталистами. Часть созданной у себя прибавочной стоимости предприниматели-производители уступают предпринимателям-торговцам за вложенный в реализацию товаров капитал и труд.

Рыночный капитал обостряет присущие экономике противоречия. Дело в том, что обособление рыночного капитала позволяет функционирующим в сфере производства предпринимателям наращивать производство, не считаясь с тем, что товар еще не продан. Тем самым создается фиктивный спрос, поскольку существует вероятность того, что закупленная торговцами продукция не будет реализована, а прирост производимых товаров продолжается. Отсюда возможная нестыковка между размерами предложения и действительным платежеспособным спросом. Существенным противоречием является так же противоречие между производителями товаров и торговцами по поводу дележа созданной в процессе производства прибыли.

Итак, в данной главе был проанализирован рынок и его элементы. Исходя из данного анализа можно сделать следующие выводы.

Заключение

Во-первых, рынок в принципе эффективная, саморегулирующаяся система. Тем не менее, необходимы немалые усилия для его совершенствования. Стихийность рынка, тенденция к монополизации, социальное расслоение общества, безжалостность к слабым должны защищаться государством. Но при этом необходима особая осмотрительность, которая должна содействовать тому, чтобы не разрушить фундаментальные механизмы "самонастройки рынка".

Во-вторых, анализ моделей рынка приводит к выводу, что предприниматели, действующие на рынке, стремятся к такой комбинации издержек, цены, объема выпуска и стимулирующей сбыт деятельности, которая позволит максимизировать доход.

В-третьих, рыночные отношения связаны с парным отношением между продавцом и покупателем. Равновесная цена устанавливается на таком уровне, на котором намерения продавцов и покупателей совпадают. Изменения в спросе или предложении включают рыночные силы, которые автоматически устанавливают равновесие в новой точке.

В-четвертых, спрос и предложение, как и результаты их взаимодействия, являются важнейшим направлением микроэкономического анализа. В соответствии с законом спроса потребители при более низкой цене покупают большее количество товаров, а закон предложения предполагает прямую зависимость между ценой и объемом предлагаемых товаров.

В-пятых, эластичность является степенью реакции одной микроэкономической величины на изменение другой. Спрос может быть эластичным, неэластичным или единичным, что зависит от того, увеличивается, уменьшается или остается неизменной общая выручка при условии, что цены снижаются. Эластичность предложения показывает изменения предполагаемого количества товаров, при возрастании цены.

Практические задания

Тесты

1. Микроэкономика изучает:

а) движение цен в обществе

б) экономический рост

в) изменение национального дохода

г) величина и динамика заработной платы работников фирмы

2. К рыночной экономике нельзя отнести:

а) государственную собственность

б) частную собственность

в) олигополию

г) предпринимательский выбор

3. Рыночная цена ниже равновесной. В этом случае:

а) увеличится объем спроса на товар

б) произойдет падение спроса

в) появляется избыток товарной массы

г) появляется дефицит товаров

4. Каковы объективные условия возникновения и функционирования рыночного хозяйства:

а) общественное разделение труда

б) экономическая обособленность субъектов хозяйствования

в) самостоятельность субъектов предпринимательства

г) плановая система управления производством и распределением продукта

5. При классификации рынков на местный, региональный, национальный, мировой рынки главным критерием является:

а) степень конкурентности рынков

б) уровень насыщенности рынков товарами

в) степень соответствия рынков законам

г) территориальный признак

6. На рынке факторов производства (ресурсов) в качестве объекта купли - продажи выступает:

а) реальный капитал в виде товаров и услуг производственного назначения

б) труд

в) продукция научного производства в виде патентов, лицензий, опытных образцов, ноу - хау

г) земля и другие природные ресурсы

д) все перечисленное

7. К рыночной инфраструктуре относится все перечисленное, кроме:

а) товарных бирж и центров занятости

б) фондовой биржи

г) бюджета государства

д) банков и кредитных организаций

8. К преимуществам рынка относится все перечисленное ниже, кроме:

а) эффективного распределения и использования ресурсов

б) высокой степени адаптивности к условиям производства

в) свободы выбора продавцов и покупателей

г) неблагоприятного воздействия на окружающую среду

д) относительно быстрого восстановления рыночного равновесия

9. Характеристиками свободного рыночного хозяйства выступают:

а) неограниченное число участников конкуренции

б) свободный доступ к рыночной информации

в) ограниченная роль правительства в экономике

г) верно все указанное

10. В механизме ценообразования спрос характеризует:

а) обратную зависимость между ценой и покупаемым количеством товаров

б) постепенное убывание спроса покупателей на данный товар

в) прямую линейную зависимость между ценой товара и его покупаемым количеством

г) верны а) и б)

11. График рыночного равновесия цен показывает:

а) цену, при которой по каждому данному товару нет ни дефицита, ни излишков

б) цену предложения, т.к. между этой ценой и количеством продаж прямая линейная зависимость

в) цену спроса, поскольку рынок – это сфера, где покупатель всегда прав и каждая попытка повысить цены приведет к затовариванию рынков

12. При прочих равных условиях рост предложения приведет:

а) к росту равновесных цены и количества

б) к снижению равновесных цены и объема

в) к росту цены и снижению количества

г) к снижению цены и росту объема

13. Смещение кривой предложения вправо может произойти в результате:

а) повышения цен на ресурсы, используемые для производства данного товара

б) внедрения новых технологий, повышающих производительность труда

в) инфляционных ожиданий

Упражнения

1. Причины эффективного функционирования смешанной экономики - рациональное распределение рыночных и плановых начал. Назовите другие характеристики гибридной экономики.

2. Какой из кривых спроса (DD или D1D1) (см. рис.) представлен спрос на газ за более продолжительный промежуток времени? Обоснуйте ответ.

Задачи

1. Цена товара выросла с 2 руб. до 3 руб. Объем спроса сократился с 1 млн. до 900 тыс. единиц. Чему равен коэффициент ценовой эластичности?

2. На товар А вследствие ряда причин возрос спрос на 30%. Как изменится относительная цена товара А при 8%-ной инфляции?

Наши рекомендации