МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЯСНЕНИЯ. Среднедушевые денежные доходы (в месяц) исчисляются делением годового объема денежных доходов на 12 и на среднегодовую численность населения
Среднедушевые денежные доходы (в месяц) исчисляются делением годового объема денежных доходов на 12 и на среднегодовую численность населения.
Денежные доходы населения включают доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью, выплаченную заработную плату наемных работников (начисленную заработную плату, скорректированную на изменение просроченной задолженности), социальные выплаты (пенсии, пособия, стипендии, страховые возмещения и прочие выплаты), доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов и другие доходы.
Реальные денежные доходы – относительный показатель, исчисленный путем деления индекса номинального размера (т. е. фактически сложившегося в отчетном периоде) денежных доходов населения на индекс потребительских цен за соответствующий временной период. Показатель в целом по Российской Федерации рассчитывается с 1992 г., по субъектам Российской Федерации - с 1994 г.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата исчисляется делением фонда начисленной заработной платы работников на среднесписочную численность работников и на количество месяцев в периоде. В фонд заработной платы включаются начисленные работникам суммы оплаты труда в денежной и неденежной формах за отработанное и неотработанное время, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, доплаты и надбавки, премии, единовременные поощрительные выплаты, а также оплата питания и проживания, имеющая системный характер. Пособия, получаемые работниками из государственных социальных внебюджетных фондов, не включаются в фонд заработной платы и среднемесячную заработную плату.
Реальная начисленная заработная плата характеризует покупательную способность заработной платы в отчетном периоде в связи с изменением цен на потребительские товары и услуги по сравнению с базисным периодом. Для этого рассчитывается индекс реальной начисленной заработной платы путем деления индекса номинальной начисленной заработной платы на индекс потребительских цен за один и тот же временной период.
Средний размер назначенных пенсий определяется делением общей суммы назначенных пенсий (1995-2001 гг. - с учетом компенсации) на численность пенсионеров, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации (до 2002 г. – в органах социальной защиты населения).
Реальный размер назначенных пенсий –относительный показатель, исчисленный путем деления индекса номинального размера (т.е. фактически сложившегося в отчетном периоде) назначенных пенсий на индекс потребительских цен за соответствующий временной период.
Величина прожиточного минимумав соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997г. №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.
Потребительская корзина включает минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности и устанавливается федеральным законом - в целом по Российской Федерации, законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации в субъектах Российской Федерации.
Стоимостная оценка потребительской корзины в целом по Российской Федерации осуществляется на основании Федерального закона от 31 марта 2006 г. №44-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» (в 2000-2004 гг. - на основании Федерального закона от 20 ноября 1999 г. № 201-ФЗ) и данных Росстата об уровне потребительских цен (тарифов) на товары и услуги, формирующие потребительскую корзину. Наблюдение за уровнем потребительских цен (тарифов) для исчисления величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации осуществляется органами государственной статистики во всех субъектах Российской Федерации по перечню товаров-представителей, включающему 156 наименований товаров и услуг.
Величина прожиточного минимума определяется ежеквартально в среднем на душу населения, а также для трех социально-демо-графических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети) и устанавливается: в целом по Российской Федерации - Правительством Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации – органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимумаопределяется на основе данных о распределении населения по величине среднедушевых денежных доходов и является результатом их соизмерения с величиной прожиточного минимума. Показатель рассчитывается с 1992 г.
Численность малоимущего населения домашних хозяйствопределяется на основе данных выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств путем соизмерения доходов каждого обследованного домашнего хозяйства с величиной прожиточного минимума. При этом величина прожиточного минимума для домашнего хозяйства в целом определяется исходя из его состава как сумма соответствующих показателей, установленных в конкретном субъекте Российской Федерации для различных социально-демографических групп населения, а доходы представляют собой сумму денежных средств и натуральных поступлений, которые находились в распоряжении домашнего хозяйства в течение учетного периода обследования для обеспечения всех расходов (как потребительских, так и не связанных с потреблением) и создания сбережений.
Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов) - характеризует степень социального расслоения и определяется как соотношение между средними уровнями денежных доходов 10% населения с самыми высокими доходами и 10% населения с самыми низкими доходами.
Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов) характеризует степень отклонения линии фактического распределения общего объема денежных доходов населения от линии их равномерного распределения. Величина коэффициента может варьироваться от 0 до 1, при этом чем выше значение показателя, тем более неравномерно распределены доходы в обществе.
Располагаемый доход домашних хозяйствпредставляет собой сумму доходов, полученных в результате первичного распределения (оплата труда, смешанные доходы, сальдо доходов от собственности), а также в результате перераспределения доходов в денежной форме (текущие трансферты).
Фактическое конечное потребление домашних хозяйстввключает их расходы на покупку потребительских товаров и услуг, а также стоимость потребления товаров и услуг в натуральной форме – произведенных для себя, полученных в качестве оплаты труда и в виде социальных трансфертов в натуральной форме, т.е. бесплатных или льготных индивидуальных товаров и услуг, полученных от государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства.
Денежные расходы и сбережения населения включают расходы на покупку товаров и оплату услуг, обязательные платежи и разнообразные взносы (налоги и сборы, платежи по страхованию, взносы в общественные и кооперативные организации, проценты за кредиты и др.), приобретение недвижимости, прирост финансовых активов.
Распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов характеризует дифференциацию населения по уровню материального достатка и представляет собой показатели численности (или долей) постоянного населения, сгруппированные в заданных интервалах по уровню среднедушевых денежных доходов. Ряды распределения строятся с применением метода имитационного моделирования в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Госкомстата России от 16 июля 1996 г. №61 по согласованию с рядом заинтересованных министерств и ведомств, путем преобразования эмпирического распределения, полученного на основе данных выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, в ряд распределения, соответствующий значению группировочного признака в генеральной совокупности (среднедушевому денежному доходу, полученному по данным баланса денежных доходов и расходов населения)
Выборочное обследование бюджетов домашних хозяйств является методом государственного статистического наблюдения за уровнем жизни населения.
Область изучения и распространения данных бюджетного обследования определяется целями: получения данных о распределении населения по уровню материального благосостояния; получения весовых показателей для расчета индекса потребительских цен, обеспечения данных для составления счетов сектора домашних хозяйств в системе национальных счетов.
Программа обследования основывается на ведении в домохозяйстве записей о текущих расходах и опросе (интервьюировании) членов домохозяйства по окончании учетного периода обследования.
Для формирования выборочной совокупности домашних хозяйств, начиная с 1997 г., применяется двухступенчатая случайная выборка, построенная по территориальному принципу. Конечной единицей отбора является домашнее хозяйство (за исключением коллективных и институциональных), представляющее собой совокупность лиц, проживающих в одном жилом помещении или в его части, как связанных, так и не связанных отношениями родства, совместно обеспечивающих себя пищей и всем необходимым для жизни, т.е. полностью или частично объединяющих и расходующих свои средства. Домашнее хозяйство может состоять из одного человека, проживающего самостоятельно.
Единицами обследования выступают домашние хозяйства и их отдельные члены. Выборка обеспечивает получение репрезентативных данных обследования на федеральном и региональном уровнях (субъектов Российской Федерации).
Расходы на конечное потребление домашних хозяйствсостоят из потребительских расходов, а также оценки в денежном эквиваленте стоимости натуральных поступлений продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг. В расходы на конечное потребление не включается стоимость товаров, если они были приобретены не для собственного потребления.
Потребительские расходы домашних хозяйствявляются частью денежных расходов, направленных на приобретение потребительских товаров и услуг. В их составе не учитываются расходы на покупку произведений искусства, антиквариата и ювелирных изделий, приобретенных в качестве капиталовложений, оплату материалов и работ по строительству и капитальному ремонту жилых или подсобных помещений, являющиеся инвестициями.
К пенсионерам относятся лица, реализовавшие право на получение пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и межгосударственными соглашениями, постоянно проживающие в Российской Федерации.
Жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.
Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
В составе жилищного фонда не учитываются дачи, летние садовые домики, спортивные и туристские базы, мотели, кемпинги, санатории, дома отдыха, пансионаты, дома для приезжих, гостиницы, казармы, кельи, железнодорожные вагончики и другие строения.
Учет ведется по основным видам собственности:
частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц;
государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации);
муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Виды жилых помещений. К жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.
Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного
использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.
Виды жилых помещений специализированного жилищного фонда: служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами, жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан.
Благоустройство населенных пунктов.В число населенных пунктов, имеющих централизованное водоснабжение и водоотведение (канализацию), включаются те города, поселки городского типа и сельские населенные пункты, в которых водопроводы и отдельные водопроводные сети отпускают воду населению и бюджетофинансируемым организациям, а канализационные сети осуществляют централизованный отвод сточных вод из жилых домов и бюджетофинансируемых организаций.
ОБРАЗОВАНИЕ
7.1. Основные показатели образования. 85
7.2. Уровень образования населения в возрасте 15 лет и более. 86
7.3. Уровень образования населения, в возрасте 15 лет и старше, по возрастным группам. 87
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 88
7.4. Дошкольные учреждения. 88
7.5. Численность педагогических работников дошкольных учреждений. 88
ИНТЕРНАТНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ. 89
7.6. Интернатные учреждения для детей. 89
7.7. Устройство детей и подростков, оставшихся без попечения родителей. 89
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 90
7.8. Число государственных общеобразовательных учреждений. 90
7.9. Техническое состояние и благоустройство зданий государственных дневных общеобразовательных учреждений. 91
7.10. Численность учащихся и учителей государственных общеобразовательных учреждений. 91
7.11. Дневные общеобразовательные учреждения 92
7.12. Численность учащихся и учителей дневных общеобразовательных учреждений. 93
7.13. Сменность занятий в государственных дневных общеобразовательных учреждениях 93
7.14. Государственные вечерние (сменные) общеобразовательные учреждения. 94
НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 94
7.15. Учреждения начального профессионального образования. 94
7.16. Выпуск квалифицированных рабочих учреждениями начального профессионального образования по профессиям. 95
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 95
7.17. Государственные средние специальные учебные заведения 95
7.18. Численность студентов государственных средних специальных учебных заведений
по группам специальностей. 96
7.19. Численность преподавателей государственных средних специальных учебных
заведений. 96
7.20. Прием в государственные средние специальные учебные заведения
по видам обучения. 96
7.21. Прием в государственные средние специальные учебные заведения по группам специальностей 97
7.22. Выпуск специалистов государственными средними специальными учебными
заведениями по группам специальностей. 97
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 98
7.23. Высшие учебные заведения 98
7.24. Численность студентов высших учебных заведений. 98
7.25. Численность студентов государственных высших учебных заведений по группам специальностей и направлениям подготовки. 98
7.26. Численность профессорско-преподавательского персонала государственных
высших учебных заведений. 99
7.27. Выпуск специалистов государственными высшими учебными заведениями по группам специальностей 99
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЯСНЕНИЯ. 100
Раздел содержит статистические данные об образовательных учреждениях дошкольного, общего, начального, среднего и высшего профессионального образования, интернатных учреждениях для детей. Статистические данные по государственным и муниципальным учреждениям, реализующим программы общего образования, интернатным учреждениям для детей, по устройству детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, разрабатываются Министерством образования Республики Карелия.
7.1. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ
(на конец года)
Число дошкольных учреждений | ||||||||
в них детей, человек | ||||||||
Обеспеченность местами детей, находящихся в дошкольных учреждениях (на 100 мест приходится детей) | ||||||||
Охват детей дошкольными образовательными учреждениями | 76,2 | 77,0 | 78,2 | 78,8 | 77,7 | 76,4 | 75,9 | 76,5 |
Численность детей, стоящих на учете для определения в дошкольные учреждения (за год), человек | … | |||||||
Число дневных общеобразовательных школ (на начало учебного года) | ||||||||
в том числе | ||||||||
государственных | ||||||||
негосударственных | ||||||||
Численность учащихся в дневных общеобразовательных школах | ||||||||
в том числе | ||||||||
в государственных | ||||||||
в негосударственных | ||||||||
Число вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений | ||||||||
в них учащихся | ||||||||
Число учреждений начального профессионального образования1) | ||||||||
в них учащихся 2) | ||||||||
Число средних специальных учебных заведений 3) |
Окончание табл.7.1.
Численность студентов в средних специальных учебных заведениях | ||||||||
на 10000 населения | ||||||||
Принято студентов в средние специальные учебные заведения | ||||||||
Выпущено специалистов из средних специальных учебных заведений | ||||||||
на 10000 населения | ||||||||
Число высших учебных заведений 3) | ||||||||
Численность студентов в высших учебных заведениях | ||||||||
на 10000 населения | ||||||||
Принято студентов в высшие учебные заведения | ||||||||
Выпущено специалистов из высших учебных заведений | ||||||||
на 10000 населения | ||||||||
_________________________
1)С 2007г. - с учетом образовательных учреждений среднего профессионального образования, реализующих программы начального профессионального образования. С 2009 г. включая училища Федеральной службы исполнения наказаний.
2 Обучающиеся за счет бюджета учредителя.
3) Включая филиалы.
7.2. УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
В ВОЗРАСТЕ 15 лет и более
(по данным переписей населения)
Годы | На 1000 человек, указавших уровень образования | |||||||||||||||
высшее профессиональное | неполное высшее профессиональное | среднее профессиональное | начальное профессиональное | среднее (полное) общее | основное общее | начальное общее | ||||||||||
- | ||||||||||||||||
- | ||||||||||||||||
- | ||||||||||||||||
- | ||||||||||||||||
7.3. УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ, в возрасте 15 лет и старше,
ПО ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ
(по данным Всероссийской переписи населения 2010 года)
Указавшие уровень образования | В том числе | |||||||||
имеют профессиональное образование | имеют общее образование | не имеют начального общего образования | ||||||||
после-вузовское | высшее | неполное высшее | среднее | начальное | среднее (полное) | основное | начальное | |||
Человек | ||||||||||
Все население | ||||||||||
в том числе в возрасте, лет: | ||||||||||
15 – 17 | - | - | - | |||||||
18 – 19 | - | - | ||||||||
20 – 24 | ||||||||||
25 – 29 | ||||||||||
30 – 34 | ||||||||||
35 – 39 | ||||||||||
40 – 44 | ||||||||||
45 – 49 | ||||||||||
50 – 54 | ||||||||||
55 – 59 | ||||||||||
60 – 64 | ||||||||||
65 – 69 | ||||||||||
70 и более | ||||||||||
На 1000 человек соответствующей возрастной группы | ||||||||||
Все население | ||||||||||
в том числе в возрасте, лет: | ||||||||||
15 – 17 | - | - | - | - | ||||||
18 – 19 | - | - | ||||||||
20 – 24 | ||||||||||
25 – 29 | ||||||||||
30 – 34 | ||||||||||
35 – 39 | ||||||||||
40 – 44 | ||||||||||
45 – 49 | ||||||||||
50 – 54 | ||||||||||
55 – 59 | ||||||||||
60 – 64 | ||||||||||
65 – 69 | ||||||||||
70 и более |
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
7.4. ДОШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
(на конец года)
Число дошкольных учреждений - всего | ||||||||
в том числе | ||||||||
в городах и поселках городского типа | ||||||||
в сельской местности | ||||||||
Численность детей в дошкольных учреждениях – всего, тыс. человек | 28,2 | 29,2 | 30,2 | 30,9 | 31,0 | 31,0 | 31,0 | 31,8 |
в том числе | ||||||||
в городах и поселках городского типа | 22,6 | 24,0 | 24,9 | 25,4 | 25,5 | 25,6 | 25,7 | 26,6 |
в сельской местности | 5,6 | 5,2 | 5,3 | 5,5 | 5,5 | 5,4 | 5,3 | 5,2 |
Обеспеченность местами детей, находящихся в дошкольных учреждениях (на 100 мест приходится детей) | ||||||||
в том числе | ||||||||
в городах и поселках городского типа | ||||||||
в сельской местности | ||||||||
7.5. ЧИСЛЕННОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
(на конец года; человек)
Численность педагогических работников | Из них имеют образование, процентов | |||
высшее | незаконченное высшее | среднее педагогическое | ||
Педагогические работники – всего 1) | ||||
26,4 | 1,9 | 69,4 | ||
30,3 | 3,3 | 64,1 | ||
31,2 | 3,8 | 62,9 | ||
3712 | 29,1 | - | 68,3 | |
29,6 | 1,7 | 65,9 | ||
31,1 | 2,2 | 64,3 | ||
31,3 | 2,5 | 63,5 | ||
33,0 | - | 63,0 | ||
в том числе: | ||||
заведующие 2) | ||||
52,7 | 1,0 | 41,9 | ||
56,6 | 1,5 | 38,9 | ||
58,1 | 2,2 | 37,0 | ||
507 | 55,8 | - | 27,0 | |
57,1 | 1,6 | 24,0 | ||
62,8 | 0,9 | 21,6 | ||
64,5 | 0,7 | 20,7 | ||
65,1 | - | 19,2 | ||
воспитатели (включая старших воспитателей) | ||||
18,3 | 2,0 | 77,8 | ||
22,4 | 3,3 | 72,0 | ||
22,9 | 4,0 | 71,3 | ||
24,3 | - | 73,3 | ||
24,2 | 1,8 | 70,6 | ||
25,3 | 2,2 | 69,9 | ||
26,2 | 2,6 | 68,5 | ||
28,2 | - | 67,5 | ||
музыкальные работники | ||||
23,5 | 1,6 | 69,5 | ||
24,4 | 3,4 | 67,5 | ||
24,5 | 2,8 | 67,1 | ||
25,0 | - | 67,9 |
Окончание табл.7.5.
Численность педагогических работников | Из них имеют образование, процентов | |||
высшее | незаконченное высшее | среднее педагогическое | ||
28,3 | 0,3 | 64,7 | ||
27,3 | 0,7 | 66,9 | ||
29,2 | 1,0 | 63,6 | ||
29,5 | - | 61,4 | ||
учителя-логопеды | ||||
95,0 | - | 5,0 | ||
93,5 | 3,6 | 2,9 | ||
91,8 | 4,5 | 3,0 | ||
97,6 | - | 2,4 | ||
94,6 | 3,1 | 2,3 | ||
92,8 | 3,6 | 3,6 | ||
93,6 | 2,1 | 4,3 | ||
95,5 | - | 3,0 | ||
учителя-дефектологи | ||||
96,0 | 4,0 | - | ||
96,4 | 3,6 | - | ||
100,0 | - | - | ||
100,0 | - | - | ||
100,0 | - | - | ||
100,0 | - | - | ||
96,1 | - | 3,9 | ||
100,0 | - | - | ||
_________________________
[1]) С 2007г не включаются заведующие детских дошкольных учреждений.
2) С 2007г. включены заместители заведующих детских дошкольных учреждений.