Предпринимательские и научные ресурсы мира

Предпринимательские ресурсы мира. Предпринимательский ресурс становится все более важным экономическим ресурсом. Но во многих странах он активно используется в теневой, а не легальной экономике.

Предпринимательский ресурс (предпринимательский потенциал, предпринимательские способности, предпринимательство) – это способность к эффективной организации взаимодействия, таких экономических ресурсов, как: труд, земля, капитал, знания – для осуществления хозяйственной деятельности.Этот ресурс реализуется в сфере менеджмента, т.е. при управлении деятельностью фирм и организаций. В состав предпринимательского ресурса входят его носители – предприниматели, его инфраструктура – рыночные институты, этика и культура.

К предпринимателям относят владельцев компаний и менеджеров, не являющихся собственниками компаний, а также тех организаторов бизнеса, которые сочетают в одном лице владельцев и управляющих. В русском языке у термина «предприниматель» есть два значения: капиталист, владеющий предприятием, и предприимчивый человек, делец. Таким образом, предприниматель – это лицо, занимающееся организацией экономических процессов на микроуровне. Границы слоя предпринимателей расплывчаты. Так, многие владельцы компаний не принимают реального участия в их управлении. Большинство менеджеров низшего звена являются в основном простыми исполнителями, а не организаторами экономических процессов, и поэтому они также не могут быть отнесены к предпринимателям. К ним нельзя отнести и чиновников государственных учреждений, хотя их деятельность оказывает серьезное воздействие на предпринимательство.

Выдающийся американский экономист австрийского проис­хождения Йозеф Шумпетер в рамках своей теории созидательного рушения (создавая новые эффективные производства, капитализм разрушает прежние неэффективные) главную роль отводит предпринимателю. Внедряя в хозяйственную жизнь и реализуя на рынке на свой страх и риск новые изобретения, идеи, организационные мероприятия, предприниматель осуществляет тем самым нововведения (инновации). Подобная инновационная деятельность предпринимателей и является, по Шумпетеру, двигателем экономического развития, С его точки зрения, предпринимательские способности – это уникальная и нечасто обнаруживаемая способность продвижения инноваций посредством рискового бизнеса.

Другая составная часть предпринимательского ресурса той или иной страны – это рыночная инфраструктура, т.е. такие институты и нормы рыночной экономики, как: биржи и банки, страховые и аудиторские компании, консультационные и юридические фирмы, суды, государственные экономические органы, хозяйственное законодательство.

Наконец, составная часть национального предпринимательского потенциала – это этика и культура, сам предприни­мательский дух общества. Если предпринимательская этика (а не только национальное законодательство) не допускает обмана партнера, а культура предпринимательства имеет длительную историю, и значительная часть общества стремится к нему, то подобная атмосфера способствует изобилию предпринимательского ресурса в стране.

Мировой опыт также показал, что предпринимательские спо­собности наиболее эффективно реализуются в указанных странах, если сильная степень либерализации хозяйственной деятельности сочетается с высокой эффективностью государственных институтов, а также активной государственной поддержкой мелкого и среднего предпринимательства и политикой поощрения конкуренции на внутреннем рынке [16 с.227–229]

Научные ресурсы мира. Научные ресурсы (научно-технический потенциал, наука)определяют возможности той или иной страны осуществлять у себя научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР).

На научно-технический потенциал страны, его состояние и тенденции развития влияют две группы факторов. Первую группу образуют количественные факторы – наличие в стране подготовленных научных исследователей, а также материально-техническое обеспечение НИОКР, прежде всего, объем выделяемых на науку и научное обслуживание финансовых ресурсов. Вторая группа факторов (качественных) включает систему организации НИОКР, приоритеты научных разработок, а также уровень развития такой отрасли, как научное обслуживание.

Важнейшими показателями, характеризующими научные ре­сурсы отдельных стран и групп стран, являются:

§ доля расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в ВВП;

§ расходы на НИОКР на душу населения;

§ доля бюджетных ассигнований на НИОКР в общих расходах государственного бюджета;

§ численность специалистов, занятых в науке и научном обслуживании (в том числе и относительно численности населения данной страны);

§ количество международных премий (прежде всего, Нобелевских) за выдающиеся научные достижения;

§ индекс цитирования (частота ссылок в научных трудах на
работы исследователей из данной страны);

§ доля наукоемкой продукции в ВВП и промышленной про­дукции (по определению национального научного фонда США,к наукоемким относятся отрасли, в которых доля расходов наНИОКР составляет более 3,5 %, а доля научного персонала – не менее 2,5%; в число наукоемких отраслей входят авиакосмическая, приборостроительная, электротехническая, электронная и др.);

§ доля данной страны на мировом рынке высоких технологий (к числу высоких технологий чаще всего относят четыре важнейших направлений технологического развития: информационные технологии; технологии, основанные на использовании новых материалов; космические технологии; ядерные технологии) [16, с.240–241].

В проведении исследований и разработок предпринимательский сектор различных стран играет ведущую роль, опережая университеты и государственные лаборатории по объемам затрат на исследовательские работы, численности научных кадров, количеству получаемых патентов и потоку технических новинок в виде продуктов, процессов и услуг. К концу прошлого века предпринимательский сектор в развитых странах финансировал подавляющую часть общенациональных затрат на исследовательские работы (ИР) (в %): во Франции – 61%, Великобритании – 65%, Германии – 68%, Японии – 72%, США – 7%, Швеции – 75% [7, с.54].

Основная часть фундаментальной науки по-прежнему базируется в университетах, но корпоративные исследовательские центры зачастую выступают по отношению к ним равными партнерами. В Японии, например, корпорации осуществляют более 1/3 общенациональных затрат на фундаментальную науку, в США – свыше 1/4, а в Южной Корее, где университеты и государственный сектор науки относительно слабы, – почти половину [8, с.58].

Наиболее интенсивно исследования и разработки в предпринимательском секторе развитых стран ведутся в высокотехнологичных отраслях. Так, в середине 1990-х гг. в США лидерами по объектам ИР являлись: сфера услуг (23%), автомобилестроение (11%) и аэрокосмическая промышленность (10%); в ЕС – электротехника (15%), автомобилестроение (13%) и услуги (11%); в Японии – электроника (более 18%) и электротехника (11%) [8, с.61–62].

Главным финансовым инструментом научно-технической политики государства является использование бюджетных средств. За их счет фи­нансируется от 1/5 до 1/2 национальных научных расходов. По данным за 1999 г., в Японии государ­ство финансировало 19,3% всех затрат на науку, в США – 28,6%, в Германии – 33,8%, в Италии – 51,1%. Доля расходов на науку в общей сумме государственных расходов в развитых странах относитель­но невелика и составляет 3–5%. Так, например, в США расходуется на науку более 160 млрд долл., или 2,54% ВВП, в Японии и Швеции – по 3% ВВП (в расчете на душу населения от 700 (США) до 250 долл. (Италия), в России этот показатель не превышает 10 долл.) [21, с.298]. Из государственных бюджетов практически полностью финанси­руется фундаментальная наука в университетах, оборонные исследования в гослабораториях и по контрактам в частном секторе, а также создание наиболее сложных и дорогостоящих экспериментальных установок – ускорителей, телескопов, космических станций и т.д. На фундаментальную науку в развитых странах расходуется от 6 до 22% всех средств, вкладываемых государством в науку. Финансирование оборонных исследований и разработок поглощает большую часть государст­венных научных бюджетов. Только в США и Великобритании – 53,2 и 34,9% в 1999 г.

Государственные приоритеты в сфере науки и инноваций в развитых странах по мере подъема на новые ступени научно-технического прогресса пересматриваются и уточняются. В рамочных программах научной политики ЕС, например, исследования, связанные с генетической природой живых организмов, улучшением качества и про­длением жизни человека, начинают вытеснять исследования, направленные на информатизацию производства, услуг и образования. В США комплекс информационных технологий и Интернет остаются приоритетом высокого уровня.

Инновационные системы, опирающиеся на использование рыночных механизмов и активную государственную научно-техническую политику, служат в развитых и догоняющих их странах мира инструментом постоянного наращивания вложений в научно-техническую сферу, образование, создание лабораторий, институтов и научных школ по широкому фронту исследований. Это – надежный фундамент для развития отрас­лей и секторов, основанных на знаниях, их долго­срочной конкурентоспособности в рамках нацио­нальных границ и на мировых рынках [30, с.7–8].

Контрольные вопросы к теме 3

1. Какова роль природных ресурсов в мировой экономике?

2. Дайте характеристику обеспеченности мировой экономики разведанными запасами угля, нефти, природного газа?

3. Верно ли предположение о скором исчерпании мировых запасов нефти?

4. Какие отрасли предъявляют наибольший спрос на водные ресурсы в мировом хозяйстве?

5. Какие страны являются главными экспортерами минерального топлива (продовольственных товаров)?

6. Какова обеспеченность природными ресурсами Республики Беларусь?

7. Сформулируйте современным тенденциям использования природных ресурсов?

8. Охарактеризуйте динамику и структуру населения мира.

9. Назовите основные факторы, влияющие на размещение населения.

10. Дайте характеристику факторам, влияющим на естественное движение населения и перечислите показатели естественного движения населения.

11. Дайте характеристику типам воспроизводства населения.

12. Какие категории населения входят в состав трудовых ресурсов?

13. Каковы современные тенденции в динамике структуры экономически активного населения мира?

14. Кого можно отнести к предпринимателям?

15. Какие основные показатели характеризуют результативность сферы НИОКР?

16. Дайте характеристику демографическому потенциалу Республики Беларусь.

Наши рекомендации