Тема 7. Особенности квалификации преступлений, совершаемых в кредитно-банковской сфере
План изучения темы: лекция – 4 часа, семинар – 2 часа, практическое занятие – 4 часа, самостоятельная работа – 2 часа.
Семинарское занятие – 2 часа
Цель занятия – проверка, углубление и закрепление знаний, полученных курсантами на лекции и в процессе самостоятельного изучения темы занятия «Особенности квалификации преступлений, совершаемых в кредитно-банковской сфере».
Задачи семинарского занятия:
формирование у курсантов четкого представления об особенностях квалификации преступлений в кредитно-банковской сфере;
оказание курсантам помощи в усвоении теоретических знаний по данной теме, полученных в процессе лекции и самостоятельного изучения материала;
развитие у курсантов навыков творческого осмысления материала, его логичного изложения, умений преломлять теоретические знания в практическое применение в современных условиях, вести дискуссии;
воспитание у курсантов убежденности в необходимости уважения и соблюдения российского законодательства, в том числе в рамках дальнейшей практической деятельности, связанной с выявлением, предупреждением, пресечением и раскрытием преступлений в кредитно-банковской сфере.
Вопросы, выносимые на обсуждение
1. Понятие, общая характеристика и классификация преступлений в кредитно-банковской сфере.
2. Незаконное получение кредита: особенности квалификации, соотношение со смежными деяниями.
3. Проблемные вопросы квалификации злостного уклонения от погашения кредиторской задолженности.
4. Финансовое мошенничество: понятие, признаки, вопросы квалификации.
Подготовить рефераты:
1. Преступления в кредитно-банковской сфере по уголовному праву зарубежных стран.
2. Преступления в кредитно-банковской сфере, совершаемые организованными группами: квалификация и ответственность.
Практическое занятие № 1 – 2 часа
Цель занятия – проверка, углубление и закрепление теоретических знаний, приобретение практических умений и навыков по:
‑ квалификации преступлений, совершаемых в кредитно-банковской сфере, в рамках отдельных практических ситуаций;
‑ применению уголовно-правовой терминологии в дальнейшей практической деятельности.
Задачи практического занятия:
в рамках решения задач и рассмотрения подготовленных кроссвордов опросить курсантов по отдельным теоретическим вопросам квалификации рассматриваемых преступлений, совершаемых в кредитно-банковской сфере, в целях проверки, углубления и закрепления полученных знаний;
разобрать отдельные практические ситуации по теме занятия в целях приобретения практических умений и навыков по квалификации преступлений, совершаемых в кредитно-банковской сфере;
рассмотреть подготовленные кроссворды по преступлениям, совершаемых в кредитно-банковской сфере;
воспитание у курсантов убежденности в необходимости уважения и соблюдения российского законодательства, в том числе в рамках дальнейшей практической деятельности, связанной с выявлением, предупреждением, пресечением и раскрытием преступлений, совершаемых в кредитно-банковской сфере.
Решить задачи:
1. Липкин в целях получения кредита в банке предоставил заведомо подложные документы о его регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. После получения кредита в размере 2-х млн. руб. Липкин потратил денежные средства на собственные нужды, а кредит банку не выплатил, причинив тем самым кредитору крупный ущерб. Квалифицируйте содеянное. Обоснуйте свое решение.
2. Воронов, являясь индивидуальным предпринимателем, заключил с ООО «Крас» договор поставки товара на сумму 3 млн. руб. ООО «Крас» предоставило Воронову по указанному договору отсрочку по оплате товара на сумму 2 млн. руб. под залог оборудования, расположенного в цехах Воронова. Однако, когда Воронов не оплатил сумму долга (2 млн. руб.), выяснилось, что Воронов предоставил заведомо подложные документы о праве собственности на указанное оборудование. Квалифицируйте содеянное, обоснуйте свой ответ.
3. Киреев, являясь индивидуальным предпринимателем, получил в банке кредит на сумму 2,5 млн. рублей на строительство индивидуального жилого дома. Однако, дом он так и не построил, денежные средства кредитору не выплатил. Кроме того, выяснилось, что Киреев предоставил в банк заведомо ложные сведения о своем финансовом состоянии. Квалифицируйте содеянное. Обоснуйте свое решение.
4. Ливанов совместно с Решетовым установили на несколько банкоматов ОАО АКБ «Восток» устройства считывающие информацию. Получив необходимые сведения (в том числе ПИН-код), они изготовили поддельные банковские карты и с их помощью сняли со счетов клиентов указанного банка денежные средства всего на сумму 6,5 млн. руб. Квалифицируйте содеянное, обоснуйте свой ответ.
Составить кроссворд по теме занятия (20 слов по вертикали, 20 – по горизонтали).
Практическое занятие № 2 – 2 часа
Цель занятия – проверка, углубление и закрепление теоретических знаний, приобретение практических умений и навыков по:
‑ квалификации преступлений, посягающих на основы предпринимательской деятельности, в рамках отдельных практических ситуаций;
‑ анализу судебно-следственной практики с составлением соответствующих справок.
Задачи практического занятия:
в рамках рассмотрения практических ситуаций и анализа судебно-следственной практики опросить курсантов по отдельным теоретическим вопросам квалификации рассматриваемых преступлений, совершаемых в кредитно-банковской сфере, в целях проверки, углубления и закрепления полученных знаний;
разобрать отдельные практические ситуации по теме занятия в целях приобретения практических умений и навыков по квалификации преступлений, совершаемых в кредитно-банковской сфере;
проанализировать судебно-следственную практику по уголовным делам о преступлениях, совершаемых в кредитно-банковской сфере;
воспитание у курсантов убежденности в необходимости уважения и соблюдения российского законодательства, в том числе в рамках дальнейшей практической деятельности, связанной с выявлением, предупреждением, пресечением и раскрытием преступлений, совершаемых в кредитно-банковской сфере.
Задания на практическое занятие № 2:
1. Подготовить в практических тетрадях аналитическую справку по проблемам квалификации преступлений, совершаемых в кредитно-банковской сфере (на примере не менее пяти опубликованных дел).
2. Исходя из анализа судебно-следственной практики, составить в практических тетрадях фабулу (модель практической ситуации), связанную с преступлениями, совершаемыми в кредитно-банковской сфере.
Источники, рекомендуемые к изучению темы:
1. Рекомендуемая литература (основная):
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
Федеральный закон от 02 декабря 1990 года № 395-I «О банках и банковской деятельности» (с изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – 05 февраля. – № 6. – Ст.492.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2007 г. № 51 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате» // БВС РФ. – 2008. – № 1.
Уголовное право России. Особенная часть/ Под. ред. Лопашенко Н.А., Комисарова В.С., Наумова А.В. – М.: Эксмо, 2008.
Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть: Учебник. – Изд. второе, исправл. и доп. / Под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, А.И. Рарога, А.И. Чучаева. – М.: Юридическая фирма «Контракт»: ИНФРА-М, 2010. – 800с.
Уголовное право РФ: Учебник. Особенная часть. Под ред. И.Я. Козаченко. – М.: НОРМА, 2008.
2. Рекомендуемая литература (дополнительная):
Карпович О.Г. Финансовое мошенничество (преступления в кредитно-финансовой сфере). Научно-практическое пособие. – М.: Издательство «Юрист», 2010. – 276с.
Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.И. Радченко, А.С. Михлина. – СПб., Питер, 2008. – 784с.
Пишин А.Г. К вопросу об объективной стороне преступлений, состоящих в нарушении договорных обязательств // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. – 2010. – № 2 (12). – С. 236-239.
Романовский М.Э., Рагозина И.Г. Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности: законодательная конструкция и вопросы правоприменения // Российская юстиция. – 2010. – № 6. – С.35-37.
Русанов Г.А. Преступления в сфере экономической деятельности: учебное пособие. – М.: Проспект, 2011. – 264с.