Землеустроительные органы РФ

Согласно ст. 72 Конституции РФ, вопросы владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. В силу этого правовое регулирование земельных отношений осуществляется как федеральными органами законодательной (представительной) и исполнительной власти, так и органами представительной и исполнительной власти субъектов Федерации.

К органам общей компетенции относятся правительство Российской Федерации и соответствующие органы исполнительной власти субъектов РФ. Каждый из них в пределах своей компетенции осуществляет функции по управлению земельным фондом на всей территории данной административно-территориальной единицы не зависимо от того, в чьей собственности, пользовании или ведомственном управлении находятся земли.

Органы специальной компетенции подотчетны органам общей компетенции и, в свою очередь, подразделяются на функциональные и отраслевые.

К функциональным органам специальной компетенции относятся Государственный комитет РФ по земельной политике (Госкомзем России) и Государственный комитет РФ по охране окружающей среды (Госкомэкология России).

Отраслевыми (ведомственными) органами являются министерства и ведомства, в ведении которых находятся земли определенного целевого назначения: Министерство природных ресурсов РФ, Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ, Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральная служба лесного хозяйства России.

1.3

Образование несельскохозяйственных землепользований, очень разнообразных по своему назначению, обычно сопровождается перераспределением земель между их категориями и отраслями народного хозяйства, а иногда и расходованием продуктивных земель. Поскольку преобладающую часть территории России (в обжитых, хорошо освоенных регионах) занимают земли сельскохозяйственных предприятий, образование новых землепользовании обычно происходит за их счет. Законодательством РФ не допускается: изъятие особо ценных и продуктивных земель; необоснованное изъятие земель из сельскохозяйственного оборота. Образование несельскохозяйственных землепользовании предполагает следующий порядок землеустроительных действий:

подготовительные работы;

составление и обоснование проекта;

принятие компетентным органом решений о предоставлении участка и утверждении проектной документации;

отвод земельного участка в натуре;

выдача землеустроительных материалов и документа, удостоверяющего право на землю.

По характеру влияния на организацию территории, использование земли, окружающую среду можно выделить следующие основные виды несельскохозяйственных землепользовании.

1. Небольшие по площади участки, размещение которых не нарушает существующую организацию территории. Влияние на окружающую среду в данном случае зависит от характера размещаемого объекта.

2. Большие по площади массивы, занимаемые крупными

промышленными и другими предприятиями, размещение которых затрагивает землевладение и землепользование нескольких

сельскохозяйственных предприятий. Это может потребовать переселения жителей населенных пунктов, попадающих в границы предоставленного массива, перенесения построек, сооружений, дорог и др. Влияние на окружающую территорию выражается в загрязнении земель, водоемов, атмосферы, радиационной опасности, шуме и т. п.

3. Протяженные участки, занимаемые линейными сооружениями:

железными и шоссейными дорогами, линиями электропередач и связи, трубопроводами, каналами и т. п. Занимаемая ими площадь относительно невелика, но они могут серьезно нарушить целостность существующих землепользовании и организации территории, так как часто создают труднопреодолимые преграды для перемещения транспортных средств.

4. Значительные по площади массивы или участки, на которых размещаются предприятия, ведущие добычу полезных ископаемых (железная руда, строительные материалы и др.) открытым или подземным способом. Предоставление им земель связано с реорганизацией существующих землевладений и землепользовании, нарушением земель, загрязнением атмосферы и другими последствиями. При этом образуются глубокие карьеры, большие отвалы, провалы поверхности, происходит нарушение гидрологических условий, иссушение земель.

5. Большие земельные массивы, занимаемые водохранилищами и сооружениями ГЭС. При этом происходит затопление значительных площадей, что может вызывать реорганизацию существующих хозяйств, подтопление окружающей территории, переселение и т. д. Таким образом, несельскохозяйственные землепользования весьма разнообразны по площади, размещению, конфигурации и характеру влияния на окружающую территорию. Это влияние нередко имеет отрицательный характер и складывается, во-первых, из воздействия размещаемого (проектируемого) землепользования на размещение других хозяйств, а во-вторых, из влияния самого объекта (например, промышленного предприятия) на окружающую среду. Все это должно тщательно учитываться при землеустроительном проектировании.

Выделение земель всегда осуществляется исходя из приоритета сельскохозяйственного землепользования. Суть его заключается в том, что площадь и состояние земель, используемых сельскохозяйственными предприятиями, не должны уменьшаться (ухудшаться).

Проект образования несельскохозяйственного землепользования включает следующие составные части:

1) установление и обоснование площади предоставляемого участка (образуемого землепользования);

2) размещение участка на территории;

З) определение состава и ценности земель в границах землепользования, выявление отрицательных последствий изъятия и размещения объекта, разработка мер по их предотвращению;

4) установление размера потерь сельскохозяйственного производства;

5) определение видов и размеров убытков землевладельцев и землепользователей, включая упущенную выгоду;

б) подготовку технических условий снятия, сохранения и использований плодородного слоя почвы с занимаемого участка;

7) подготовку технических условий рекультивации нарушаемых земель;

8) подготовку предложений по условиям предоставления земельного участка;

9) разработку предложений по реорганизации (упорядочению) существующих землевладений и землепользовании, производства, расселения.

1.4

Социальные условия

К числу основных социальных условий, учитываемых при зем­леустройстве, относятся:

1. существующая система расселения, плотность населения, его структура, динамика миграционных процессов;

2. число, размеры, размещение, целевое назначение и уровень благоустройства населенных пунктов, развитие социальной инф­раструктуры на данной территории;

3. виды, число, размеры и размещение производственных цент­ров (животноводческих ферм, хозяйственных дворов), уровень ме­ханизации производственных процессов в земледелии и животно­водстве;

4. разграничение земель по формам собственности, имеющиеся земельные отношения;

5. формы организации, оплаты и материального стимулирования труда, применяемые на предприятия, а также способы закрепле­ния земли (собственность, аренда и т. д.);

6. состояние дорожной сети, уровень транспортного обслужива­ния населения;

7. наличие источников воды, организация снабжения ею населен­ных пунктов, производственных центров, полей и пастбищ;

8. развитие личного подсобного хозяйства, возможности его рас­ширения и кооперации с общественным производством, улучше­ния условий жизни сельского населения.

Существующая в России система сельского расселения неодно­родна. В течение всего XX в. продолжался отток населения из сельской местности в города, что существенным об­разом повлияло на обеспеченность сельскохозяйственных пред­приятий трудовыми ресурсами, характер организации труда. При землеустройстве учет этого фактора очень важен.

Практика показывает, что хозяйства с большей плотностью на­селения и числом сел на единицу площади производят больше продукции, имеют лучшие условия для возделывания трудоемких культур, в особенности в напряженные периоды работ, более ин­тенсивно используют землю.

При землеустройстве учитывают также виды населенных пунк­тов. По функциям они подразделяются:

на основные хозяйственные центры (центральные усадьбы) хо­зяйств;

усадьбы отделений, производственных участков, бригад;

дополнительные хозяйственные центры производственных подразделений, имеющие постройки различного производствен­ного назначения (фермы, кошары, полевые станы), а также жилье и культурно-бытовые здания и сооружения;

населенные пункты, не имеющие производственных объектов;

усадьбы крестьянских (фермерских) хозяйств.

На центральной усадьбе и в усадьбах производственных под­разделений обычно сосредоточиваются значительная часть насе­ления, управленческие службы, производственные здания и со­оружения, жилые дома и культурно-бытовые учреждения (школы, клубы, больницы, столовые и др.).

В настоящее время в связи с образованием крестьянских (фер­мерских) хозяйств, новых производственных сельскохозяйствен­ных кооперативов, арендных коллективов нередко возникает воп­рос о восстановлении заброшенных и создании новых хуторских усадеб и мелких поселений.

При землеустройстве рассматривают возможности развития су­ществующих населенных пунктов. При этом учитывают, что затра­ты на строительство, инженерное оборудование и благоустройство территории в более крупных населенных пунктах в расчете на од­ного жителя меньше, но мелкие селения обычно более удобно расположены по отношению к окружающим их земельным угодь­ям.

Дальнейшее развитие экономики и социальной инфраструкту­ры села находится в прямой зависимости от состояния дорожной сети.

При землеустройстве нужно учитывать сложив­шиеся транспортные связи, наличие и протяженность дорог с твердым покрытием, размещение полевой дорожной сети, рассто­яния до основных населенных пунктов, пунктов реализации сель­скохозяйственной продукции, угодий и севооборотов, основные грузооборотные потоки.

Изучение экономических и социальных условий, важных для землеустройства, осуществляется на этапе подготовительных работ к составлению проекта. При этом обязательно учитываются пожелания землевладельцев и землепользователей. Результаты исследования отражают в материалах землеустроительной под­готовки, в актах и на чертежах полевого землеустроительного обследования территории, учитывают при разработке заданий на проектирование. Перечень и содержание этих материалов могут различаться в зависимости от вида и объема землеустрои­тельных работ.

1.5

Наши рекомендации