Тема 4. экономический рост, эффективность экономики и научно-технический прогресс

Логика курса

1.1. Ответьте на следующие вопросы:

1. Дайте понятие экономического роста. Каковы его количественные показатели?

2. Что понимается под качеством экономического роста? Идентичны ли понятия "экономический рост" и "экономическое развитие"?

3. Какие взаимосвязи выявляются при помощи кривой производственных возможностей?

4. Классифицируйте факторы экономического роста. Определите, что понимается под интенсивным и экстенсивным ростом.

5. Дайте понятие макроэкономической эффективности. Каковы ее основные показатели?

6. Объясните, каким образом эффекты мультипликатора и акселератора раскрывают механизм экономического роста.

7. Каков вклад научно-технического прогресса в экономический рост? Как его можно определить?

8. Существует ли проблема границ экономического роста? Что является ограничителем роста в современных условиях?

2. Выпишите определения следующих понятий и категорий.

Экономический рост -

Экстенсивный рост-

Интенсивный рост -

Производительность труда-

Капиталоемкость -

Капиталоотдача -

Материалоемкость-

Тесты и задачи

3.1. Экономический рост может быть отображен как:

а) сдвиг вправо кривой производственных возможностей;

б) сдвиг влево кривой производственных возможностей;

в) движение от точки на кривой производственных возможностей к точке внутри данной кривой;

г) движение от одной точки на кривой производственных

возможностей к другой точке на данной кривой.

3.2. Интенсивный тип экономического роста достигается за счет:

а) увеличения использования ресурсов;

б) более эффективного использования всех факторов

производства;

в) более эффективного использования фактора “труд”.

3.3. Реальный ВНП в стране составил 300 млрд. ден. ед., а через год увеличился до 309 млрд. ден. ед. При этом население возросло на 4%. Определить тип экономического роста и выяснять, достаточен ли он был для повышения благосостояния населения страны? Считать, что структура ВНП не изменилась.

3.4. Какой из перечисленных финансовых инструментов наиболее

сильно ограничит рост экономики:

а) сбалансированный бюджет;

б) бюджетный излишек как неиспользованный денежный запас;

в) бюджетный дефицит, покрываемый изготовлением новых денег;

г) бюджетный излишек, используемый на выплату долгов;

д) бюджетный дефицит, финансируемый за счет государственных займов.

3.5. В экономике с полной занятостью высокие темпы экономического роста говорят о:

а) низком уровне сбережений и низком уровне инвестиций;

б) высоком уровне сбережений и низком уровне инвестиций;

в) высоком уровне и сбережений, и инвестиций;

г) низком уровне сбережений и высоком уровне инвестиций.

3.6. Достижение полной занятости приведет к:

а) снижению производительности труда;

б) уменьшению уровня инвестиций в процентах к ВНП;

в) полностью использованы все трудовые ресурсы страны;

г) не окажет никакого влияния на темпы роста реального ВНП.

3.7. Снижение темпов экономического роста страны ведет к:

а) снижению роста уровня жизни;

б) уменьшению инвестиций;

в) снижению конкурентоспособности продукции;

г) всему вышеперечисленному.

ТЕМА 5. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Логика курса

1.1. Ответьте на следующие вопросы:

В каких областях рынок терпит фиаско, и государство вынуждено выполнять экономические функции?

Что такое общественные товары?

В чем единство и различия государственной экономической политики и государственного регулирования экономики?

Каковы основные направления государственного регулирования экономики?

Чем отличаются задачи краткосрочной и долгосрочной экономической политики?

2. Заполните пропуски в схемах.

Экономическая политика

Субъекты  
Цели    
Инструменты    

3. Выпишите определения следующих понятий и категорий.

Общественный товары -

Национализация -

Приватизация -

Экономическая политика государства-

Государственное регулирование экономики -

4. Тесты и задачи.

4.1. Государственная политика доходов в странах с рыночной экономикой – это:

а) установление государством размера заработной платы и жалованья всем категориям занятых;

б) перераспределение доходов через систему налогов и социальных выплат с целью сглаживания социальных различий;

в) поддержание равной заработной платы в различных отраслях национальной экономии.

4.2. Какие социальные категории более всего нуждаются в государственной политике доходов в период высокой инфляции:

а) лица с фиксированными номинальными доходами;

б) лица, у которых номинальные доходы растут медленнее, чем повышается уровень цен;

в) участники «теневой» экономики.

4.3. Правительство рассчитывает увеличить доходы госбюджета от налогов примерно на 10%. Одновременно это влечет повышение заработной платы работников бюджетной сферы на 40%, а пенсий – на 30%. Как эти меры отразятся на реальных доходах населения, включая перечисленные категории? Реальные доходы:

а) повысятся;

б) понизятся;

в) останутся неизменными.

4.4. Бюджет семьи – это:

а) общая сумма денежных доходов, которыми располагает семья;

б) общая сумма расходов, которые произведет семья за определенный период времени;

в) структура всех доходов и расходов за определенный период времени.

4.5. Что из перечисленного ниже не является общественным благом?

а) маяки;

б) электроэнергия;

в) полиция;

г) оборона страны;

д) защита от наводнений в масштабах страны.

Поясните свой ответ.

4.6. «Фиаско», или несостоятельность государства, вызываются:

а) периодическими спадами промышленного производства;

б) недостаточной информированностью правительства;

в) ограниченностью контроля над реакцией частного сектора;

г) несовершенством системы представительной демократии;

д) монополистическим ценообразованием на отдельных рынках.

Наши рекомендации