Теории общественного благосостояния (классика, неоклассика)

Классическая:

• исследование общественного богатства с позиции его производства

• максимизация индивидуального благосостояния ведет к максимизации экономического благосостояния всего общества. Оно достигается благодаря действиям свобод­ного конкурентного рынка.

• общественное богатство сводится к вещественному, исследуется теория производительного труда, за­траченного на материальное производство. Пример классической теории - теория факторов производства.

• труд, капитал, земля - триединая формула общественного богатства.

• справедливость достигается при распределении богатства между собственниками факторов производства.

• эффективность определяется путем превыше­ния стоимости производства продукта над затратами использования факторов.

• все факторы производства экономики равнозначны и взаимо­заменяемы, уровень з/п определяется "железным за­коном1', но "эк. законы производства отличаются от за­конов распределения богатства"(Дж. Милль)

Неоклассическая теория

1.Парето-эффективное распределение. Эффективность по Парето или оптимум Парето соответствует теории рыночной справедливости, в соответствии с которой растрата ресурсов - плохо, а эффективное использование ресурсов - хорошо. Поэтому устранение растрат, которое сопровождается улучше­нием благосостояния одних за счет других является справедливым с позиции Парето-эффективного распределения. Однако с позиции сдвигов в рас­пределении доходов различных групп населения, такое эффективное распределение ресурсов мо­жет быть социально не оптимальным => идея ком­пенсации Колдора-Хикса

2. Маршалл

Совокупное богатство - сумма совокупных излишков производителей и потребителей. Потери общества -сокращение потребительских излишков. Потребительский (производнтельский) излишек - разница меж­ду максимальной суммой покупки (продажи) и действительной суммой покупки (издержек производства).

Достоинство концепции Маршалла - сочетание производственного н потребительского, подходов к проблеме общественного богатства.

3. Энгель

Законы, связывающие доходы и структуру расхо­дов на потребление => практическое значение, для срав­нительного измерения уровня благосостояния человека, страны. Особенность неоклассической теории: формирование микроэкономических основ макроэкономики общественного благосостояния.

38. Особенности теоретических подходов к проблемам благосостояния общества (утилитаризм, либертаризм, эгалитаризм)

1.Утилитаризм

• функция общественного благосостояния = сумме индивидуальных функций полезности.

• благополучие общества складывается из достижений индивидов.

• оправдывает перераспределение (но в узких пределах), т.к. при росте дохода предельная полезность его единицы падает (бедняки способны приобрести больше, чем потребляют богачи)

2. Либертаризм

• индивидуальные полезности несравнимы

• приоритет индивидуальных свобод и право частной собственности

• гос-во обязано содействовать лишь таким изменениям, которые отвечают критерию Парето

• принудительное распределение заведомо неприемлемо

• индивидуализм, исключающий возможность суммирования индивидуальных полезностей

3. Эгалитариэм

• Приоритет равенства

• связан с идеями коллективизма

• благосостояние общества - это нечто, отвечающее высшим интересам самого общества как единого организма, в котором индивидуумы выполняют функции членов.

• сплоченность и солидарность важнее, чем индивидуальные достижения и независимость индивида от гос-ва.

• активная деятельность гос-ва по выравниванию доходов.

• не требовали абсолютного равенства доходов. но максимально возможного при данном уровне экономической эффективности

• частный случаи Эгалитаризма - роулзианский подход (акцентирует заинтересованность каждого индивида в социальных гарантиях). мысленный эксперимент "вуаль незнания" - определение предпочтений индивида, исходя из незнания собственного будущего. В таком случае индивиды предпочитают такую политику распределения, которая направлена главным образом на улучшение положения членов общества, находящихся в наихудшем положении.

Сейчас общественный сектор основывается на всех трех концепциях: признается право индивида на собственный выбор и частную собственность (либертализм), необходимо максимизировать благосостояние большинства (утилитаризм), а так же признается необходимость ответственности общества за положение своих наименее благополучных членов (эгалитаризм). В современном обществе эта ответственность за слабейших, возложенная на гос-во, определяет большинство перераспределительных процессов в обществе (особенно тех, которые пользуются широким одобрением граждан и которые целенаправленно осуществляются гос-вом).

39. Модели распределения доходов.

Центральное место в теории благосостояния занимают концепции распределения доходов населения. Сущ-ет несколько концепций распределения и, соответственно, несколько моделей распределения богатства. Распределение, рассматриваемое только с позиции рынка, с точки зрения экономической эффективности, относится к классической теории распределения в рыночной экономике и представляет собой рыночную модель справедливости. Равновесие, оцениваемое только с позиции критериев социального равенства и не связанное с экономической эффективностью, имеет отношение к уравнительной теории распределения и представляет собой уравнительную (эгалитарную) модель справедливости.

Рыночная и уравнительная модели находятся на разных полюсах. Между ними существует несколько моделей распределения, которые тяготеют в большей или меньшей степени к тому или иному полюсу. Каждая модель обладает своими достоинствами и недостатками.

При рыночной модели распределения понятие справедливости сводится к справедливости, свойственной совершенному рынку; под этим понимается равенство всех участников рынка перед законом, соблюдение всеми единых правил игры и создание справедливой рыночной конкуренции путём обеспечения равных стартовых возможностей. Соблюдение свободного рыночного равновесия рассматривается как условие эффективности распределения ресурсов, недопущения расточительности в их использовании. В соответствии с этой позицией справедливо всё то что эффективно и наоборот. Рыночная трактовка справедливости предусматривает принцип равных возможностей и исключает вторичное перераспределение доходов (с помощью прогрессивного налогообложения или трансфертов). Рыночная модель распределения рассматривает неравенство доходов как объективно сложившуюся реальность.

Распределение доходов, если оно полностью подчиняется законам рынка, описанным в теории факторов производства и оптимумом Парето, приводит к усилению имущественного расслоения и социально-классовой поляризации общества, обостряются социальные конфликты, что ставит под угрозу существование рынка. Поэтому возникает необходимость компромиссного решения проблемы распределения богатства. В 20-м. веке именно на такой путь развития встали высокоразвитые страны Запада. Он потребовал многообразия форм государственного вмешательства и широкого использования нерыночного распределения богатства.

Были введены законы о минимальной зарплате, о социальном страховании работников, о социальном обеспечении нетрудоспособных и наиболее бедных слоёв общества. Был очевидным отход от рыночной модели распределения, от рыночной справедливости к эгалитарной, уравнительной модели. В разных странах и на разных этапах их развития степень отхода была неодинаковой. В период войны и экономических кризисов тенденция к уравнительности была сильней, чем в период нормального экономического развития.

В настоящее время общепризнанно, что не может быть как классической, так и уравнительной модели в чистом виде. Современные модели распределения являются моделями смешанного типа. Они сочетают в различных пропорциях требования рыночной модели к экономической эффективности с одной стороны и требование к социальной справедливости с другой.

В нашей стране в период функционирования плановой экономики действовала смешанная модель распределения. В ней экономическая эффективность обеспечивалась на основе принципа по труду, а принцип социальных гарантий реализовывался с помощью общественных фондов потребления. Советская модель предусматривала постепенный переход в распределительных отношениях от принципа по труду к принципу по потребностям.

Во второй половине 20-го века в развитых странах сложился цивилизованный тип рыночной экономики и западное общество вступило в стадию постиндустриального развития. Сформировался средний класс, составляющий 2/3 численности населения. Произошла революция в потреблении и доходах у широких масс населения.

Современная политика распределения предусматривает сочетание равенства перед законом с перераспределением доходов через механизм прогрессивного налогообложения и систему трансфертных платежей. Она включает программу по созданию равных стартовых возможностей, в том числе с помощью государственных программ развития человеческого капитала, поддержки малого и среднего бизнеса, антимонопольной политики, высоких налогов на наследство и имущество. Важное место в современной модели смешанных экономик занимает предоставление гарантий социальной защиты. Предусматривается установление прожиточного минимума (уровень бедности) как основы для определения минимального размера зарплаты, социальных пособий и выплат. Устанавливается общественный уровень социального обеспечения и социального обслуживания.

40. Социальные трансферты: природа, механизмы реализации, недостатки.

Трансфертный платеж представляет собой безвозмездную передачу части дохода или имущества индивида или организации в распоряжение других лиц. Социальные трансферты обслуживают домашние хозяйства. Через трансфертные платежи меняется структура производства товаров личного потребления. Социальные трансфертные платежи составляют примерно 12% национального доход страны (США)

Природа - предоставление социальных трансфе­ртов обществом исходя из принципа справедливости, ресурсных возможностей (состояние экономики и структуры населения) Рациональная стратегия распределения социальных трансфертов

• те, кто не способен вносить вклад в формирование страховых фондов, должен получать социальную помощь в пределах установленных гарантий

• остальные члены общества должны быть охвачены обязательным страхованием с определенным уровнем гарантий, не превышающим уровень эффективности и справедливости

• государственная политика должна быть на основе добровольной реализации социального госстрахования и трансфертных платежей.

Множество социальных пособий и слабый контроль за их использованием может создать т.н. ловушку бедности, т.е. ситуацию социального морального риска, когда можно иметь определённое материальное положение за счёт получения разного рода пособий, которые не создают стимулов для поиска работы и трудовой мотивации.

Наши рекомендации