Система панъевропейских транспортных коридоров
Транспортный коридор | Основной маршрут | Ответвление |
№ 1 | Хельсинки — Таллинн — Рига — Каунас — Варшава | Рига — Калининград — Гданьск |
№ 2 | Берлин — Варшава — Минск — Москва — Нижний Новгород | — |
№ 3 | Берлин — Вроцлав — Катовице — Львов — Киев | Дрезден — Вроцлав |
№ 4 | Дрезден — Прага — Братислава — Дьер — Будапешт — Арад — София — Стамбул | Нюрнберг — Прага; Вена — Дьер; Арад — Бухарест — Констанца; София— Салоники |
№ 5 | Венеция — Триест/Копер — Любляна — Будапешт — Ужгород — Львов | Копер — Дивака; Риека — Загреб — Будапешт; Плос — Мостар — Домбовар/Сараево — Будапешт; Братислава — Кошице — Ужгород |
№ 6 | Гданьск — Катовице — Жилина | Торунь — Познань |
№ 7 | р. Дунай (Регенсбург — Вена — Братислава — Будапешт — Белград — Констанца/Измаил) | — |
№ 8 | Дуррес — Тирана — Скопье — София — Пловдив — Бургас | — |
№ 9 | Хельсинки — Санкт-Петербург — Москва — Киев — Любашевка — Кишинев — Бухарест — Димитров-град —Александруполис с параллельным ходом Санкт-Петербург — Псков — Витебск — Киев | Киев — Минск — Вильнюс — Каунас — Калининград/Клайпеда; Любашевка — Одесса |
№ 10 | Зальцбург — Любляна — Загреб — Белград — Ниш — Скопье — Валес—Салоники | Грац — Загреб/Любляна; Будапешт — Белград; Ниш — София — Димитровград — Стамбул; Белее — Флорина — Игуменица |
Формирование названных коридоров с обустройством их по современным требованиям предусматривалось завершить до 2010 г., для чего была проведена предварительная укрупненная оценка необходимых инвестиций в развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта и автомобильных дорог.
Для управления развитием коридоров созданы руководящие органы из представителей заинтересованных стран. Российская Федерация принимает участие в работе таких органов по коридорам № 1, 2 и 9.
Официальным органом управления по развитию коридора № 2 является Руководящий комитет, в который входят представители России, Германии, Польши, Белоруссии, а также Комиссии ЕС. Комитет выполняет в основном информационно-консультативные функции. Совещания Комитета проводятся один раз в год. Для обобщения информации и подготовки материалов к заседанию Руководящего комитета создан Секретариат, который располагается в Брюсселе. Руководит Секретариатом германская сторона.
Координацию функционирования и развития коридора № 9 осуществляют три региональных руководящих комитета: Северный, Центральный и Южный. В их работе участвуют представители Минтранса России и МПС России. Северный комитет возглавляют представители Финляндии, Центральный — Литвы, Южный — Румынии. Деятельность этих комитетов носит главным образом информационный характер путем обмена данными на ежегодных заседаниях о строительстве объектов инфраструктуры в странах-участницах.
Функции национального координатора по развитию коридора № 1 выполняет Администрация Калининградской области.
На Третьей Общеевропейской конференции по транспорту было также признано, что система общеевропейских транспортных коридоров должна дополняться мерами по развитию транспорта отдельных зон экономического сотрудничества для учета особенностей регионов, окруженных морскими бассейнами или имеющими выход к ним, и более полного отражения потребностей развития в них транспортной инфраструктуры. В этих случаях некорректно применение концепции развития коридоров, основанной на связях между центрами экономической активности.
В качестве таких регионов были выделены Баренцево-Евроарк-тический регион и зона Черноморского экономического сотрудничества. В перспективе такой зоной может стать также регион Балтийского моря.
Концепция развития транспорта в зонах экономического сотрудничества, одобренная заинтересованными странами, предусматривает осуществление развития транспортной инфраструктуры этих регионов в тесной увязке с формированием панъевропейских коридоров и возможного их продления в восточном направлении. Управление развитием транспорта в зонах экономического сотрудничества осуществляется на основе меморандумов о взаимопонимании, заключаемых между заинтересованными странами на той же основе, что и по транспортным коридорам.
Финансирование инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры коридоров предусматривается главным образом за счет средств заинтересованных инвесторов и государств. Часть средств выделяется по линии международных финансовых организаций, фондов программ Евросоюза — ФАРЕ и ТАСИС.
В Российской Федерации реализация инвестиционных проектов по развитию отдельных объектов транспортной инфраструктуры, входящих в МТК, осуществляется в соответствии с президентскими федеральными целевыми программами «Дороги России» и «Внутренние водные пути», «Возрождение торгового флота России» и «Терминал». Они направлены на приведение характеристик транспортной системы страны в соответствие с новыми экономическими и политическими условиями (переход на рыночные отношения, институциональные изменения, необходимость обеспечения экономической и политической независимости России), современными техническими и технологическими требованиями, обеспечение прогнозируемых объемов, структуры и географии грузо- и пассажиропотоков.
Однако разработанные без должной увязки друг с другом и с завышенной ориентацией на федеральный бюджет эти программы выполнялись с большим отставанием. Вследствие этого на транспорте в целом и на каждом из его видов накопилось много нерешенных проблем, в том числе и в сфере международных перевозок.
Решения по развитию международной транспортной системы на европейском континенте послужили отправной точкой для создания всеобъемлющей системы трансконтинентальных транспортных связей между Европой и Азией, в которой одно из важнейших мест занимает Российская Федерация. Как одна из наиболее заинтересованных сторон, она выступила с предложениями по созданию системы евро-азиатских коридоров, которые были рассмотрены и поддержаны на прошедшем в Женеве в 2000 г. Совещании по установлению евро-азиатских транспортных связей с участием представителей Германии, России, ЕС, ООН и Международного союза железных дорог.
Для достижения этих целей предусматривалось распространение соглашений ЕЭК ООН по инфраструктуре транспортных сетей автомобильного, железнодорожного, водного и комбинированного транспорта категории «Е» на Кавказ, Среднюю Азию и Российскую Федерацию, осуществление интегрированного проекта по сетям азиатских шоссейных и трансазиатских железных дорог, воссоединение железнодорожной системы Корейского полуострова и реализация ряда других мер по интеграции европейской и азиатской транспортных систем. На Второй Международной евро-азиатской конференции по транспорту, прошедшей в 2000 г. в г. Санкт-Петербурге, эти предложения были одобрены, и на их основе зафиксированы четыре наземных евро-азиатских коридора.
Система евро-азиатских транспортных направлений с основными маршрутами и ответвлениями от них представлены в табл. 7.5.
Таблица 7.5