Методология экономической теории

Методология — наука о методах. Методология определяет, с помощью каких научных способов (методов) наука изучает свой предмет. Методология экономической теории — наука о методах изучения экономических явлений. В методологии экономической науки выделяют несколько подходов. При субъективистском под­ходе рассматривается хозяйствующий субъект, воздействующий на внешнюю среду. В этом случает экономическая теория изучает выбор, сделанный данным хозяйствующим субъектом. Рациона­листический подход опирается на положение о рациональном по­ведении субъектов экономической деятельности, каждый из ко­торых стремится получить пользу (например, фирмы стремятся максимизировать свои прибыли; потребители стремятся распоря­диться своим доходом таким образом, чтобы извлечь из него мак­симальную полезность). В этом случае экономическая теория изучает не само поведение экономических субъектов, а законы, регулирующие это поведение. Диалектико-материалистический подход исходит из того, что все экономические процессы и явле­ния находятся в движении. Поэтому в данном случае экономиче­ская наука решает возникающие перед ней проблемы, опираясь на эмпирический позитивизм (опыт). При неопозитивистско-эмпирическом подходе тщательно изучаются экономические процес­сы и явления. В данном случае экономическая наука широко применяет технический инструментарий исследования.

Между методологией науки и ее методами существует значи­тельная разница. Слово «метод» в переводе с греческого означает путь к чему-либо. Методы — инструменты, приемы исследова­ния, применяемые наукой. Когда говорят о методах науки, то под этим понимают, каким образом она изучает свой предмет. Экономическая теория использует широкий спектр методов на­учного познания.

При изучении своего предмета экономическая теория широ­ко использует такой метод, как формальная логика. Формальная логика — изучение экономического явления со стороны его структуры и формы. Формальная логика использует обширный набор приемов познания, среди них анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение и аналогия. Анализ — мысленное расчлене­ние анализируемого объекта на части и изучение каждой его час­ти отдельно. Синтез — соединение уже изученных частей пред­мета в единое целое и получение знаний о предмете в целом. Ин­дукция — выведение теории из фактов, следование от частного к общему. Здесь факты собираются, анализируются и на их основе строятся теории. Дедукция— выдвижение гипотез, которые затем сопоставляются с фактами, т. е. следование от общего к частно­му. Если выдвинутая гипотеза не выдерживает проверки факта­ми, то она отвергается. Сравнение — определение сходства или различий явлений и процессов. Этот прием позволяет соотносить неизвестное с известным, выразить новое через уже познанное и изученное. Аналогия — перенос одного или нескольких свойств с известного явления на неизвестное. В принципе аналогия явля­ется частным случаем индукции.

Экономическая наука широко использует такой метод по­знания, как диалектика. Диалектика — учение о наиболее общих законах развития человеческого общества. Диалектический ме­тод использует обширный набор приемов познания, среди них абстракция, исторический и логический методы и др. Метод на­учной абстракции предполагает, что все другие явления, за ис­ключением того, которое сейчас изучается, являются неизмен­ными. Исследователь отвлекается от второстепенных сторон данного явления, изучает только те, которые постоянно повто­ряются. Исторический метод предполагает, что экономические явления исследуются в той последовательности, в которой они возникали. Экономические явления имеют свою историю от мо­мента появления до современного состояния. Этот метод дает возможность оценить особенности различных экономических систем. Логический метод предусматривает движение от простого к сложному. Но логика научного исследования избегает перипе­тии исторического развития и отражает современную структуру явления.

Еще один метод исследования, широко используемый эконо­мической наукой, — экономико-математическое моделирование. Экономическая модель — упрощенное описание реальности, по­зволяющее определить причины экономических явлений, зако­номерности их изменений и последствия таких изменений. При построении экономических моделей важную роль играет функ­циональный анализ. В окружающем мире повсюду наблюдаются явления, функционально зависимые между собой. Примером та­кой зависимости в экономике являются спрос на товар и цена этого товара: если повышается цена товара, то спрос на него пада­ет, и наоборот. При этом говорят, что цена товара является аргу­ментом, а спрос — функцией. Большинство экономических моде­лей и принципов можно выразить графически. График является простейшим видом экономико-математического моделирования в двухмерном пространстве. График — изображение зависимости между двумя или более переменными, заданными числами. Гра­фики наиболее наглядно определяют характер взаимоотношений переменных величин. В рамках экономико-математического мо­делирования широко применяются диаграммы. Диаграмма — ри­сунок, показывающий соотношение между показателями.

Множество наук используют в качестве основного метода познания эксперимент, который позволяет на практике оценить верность выдвинутой гипотезы. Экономической теории широкое использование этого метода недоступно. Экономический экспери­мент — искусственное воспроизведение экономического явле­ния в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практи­ческого применения. Экономические эксперименты опасны тем, что нельзя точно спрогнозировать все их вероятные результаты.

3. Функции экономической теории

В общей системе наук экономическая теория выполняет ряд функций. В первую очередь экономическая теория, как и любая другая наука, выполняет познавательную функцию, которая со­стоит в описании, обобщении и объяснении экономических процессов. Необходимо отметить, что только описания и кон­статации тех или иных экономических явлений недостаточно. Экономическая теория должна находить и описывать законы, на основе которых происходит изменение окружающей экономиче­ской действительности, предлагать пути использования этих за­конов на практике. Вторая функция — методологическая. Эко­номическая теория служит базой для ряда экономических наук: отраслевых (например, экономика промышленности, торговли и общественного питания, транспорта), функциональных (финан­сы, маркетинг, рынок ценных бумаг), межотраслевых (экономи­ческая география, демография, статистика). Она разрабатывает методы и средства научного инструментария, необходимого для исследований всем экономическим наукам. Третьей функцией экономической теории является практическая, показывающая, какие конкретные действия желательны или нежелательны для общества сегодня. Дисциплина разрабатывает принципы и мето­ды рационального хозяйствования, служит для научного обосно­вания экономической политики правительства, диктует необхо­димость определенного поведения людей.

4. Экономические потребности

Экономи­ческие потребности — это часть человеческих нужд, для удовлет­ворения которых необходимы производство, распределение, обмен и потребление благ и услуг.

Современная цивилизация (нынешняя ступень развития материальной и духовной культуры общества) знает не­сколько уровней потребностей:

  • физиологические (в пище, воде, одежде, жилье, воспроизвод­стве рода)
  • в безопасности (защите от внешних врагов и преступников, помощи при болезни, защите от нищеты)
  • в социальных контактах (общении с людьми, имеющими те же интересы; в дружбе и любви)
  • в уважении (признании со стороны других людей, самоуваже­нии, в приобретении определенного общественного положения)
  • в саморазвитии (совершенствовании всех возможностей и способностей человека)

Перечисленные формы человеческих потребностей можно изобразить в виде пирамиды.

Методология экономической теории - student2.ru

5. Экономические блага – это совокупность материальных предметов и услуг, которые являются предметом производственной деятельности и обмена, используются для удовлетворения человеческих потребностей и количество которых ограничено по сравнению с потребностями, которые они удовлетворяют.

Часть благ, существующих свободно в природе и не являющихся предметом экономической деятельности, относят к благам, но не к экономическим благам. К таким благам относится, в частности, воздух. Вместе с этим, воздух при определенных условиях превращается в экономическое благо, например, на подводной лодке.

С экономическими благами органически связана категория редкости.

Экономические блага делятся на долгосрочные и недолгосрочные, взаимозаменяемые и взаимодополняемые, настоящие и будущие, прямые и косвенные.

Долгосрочные экономические блага используются для удовлетворения одной и той же потребности несколько раз, потребляются постепенно в течение длительного применения (использования). К ним относятся автомобили, телевизоры и другие предметы длительного пользования.

Недолговременные экономические блага могут удовлетворять определенную потребность один раз, они полностью потребляются в течение одного акта использования (например, блага, предназначенные для потребления).

К взаимозаменяемым экономическим благам (субститутам, конкурирующим в потреблении) относятся сливочное масло и маргарин, автомобили разных марок и т.п.

Взаимодополняющие экономические блага – это экономические блага, способные удовлетворишь определенные потребности лишь в случае их совместного использования (например, автомобиль и бензин).

К настоящим экономическим благам относятся блага, которые находятся в непосредственном распоряжении экономического субъекта, к будущим – блага, которыми индивид сможет распорядиться лишь в будущем (например, положенные в сберегательный банк на срочный вклад деньги).

Прямые экономические блага (такие потребительские блага, как еда, одежда и т.д.) непосредственно удовлетворяют определенные потребности, их не нужно преобразовывать. Косвенные экономические блага удовлетворяют потребности людей лишь как средство (оборудование, машины, сырье и т.п.).

6. Основные факторы производства - это труд, земля, капитал и предпринимательская деятельность.

Труд (L) - целесообразная деятельность людей, направленная на удов­летворение их потребностей. Это затраты физической и умственной энер­гии, позволяющие создавать полезные для общества товары и услуги.

Земля (Т) - это все природные ресурсы, которые используются в про­изводстве. Когда о земле говорят как о факторе производства, сюда вклю­чают: пахотные и другие земли, леса, полезные ископаемые, воду и т.п.

Капитал (С) - товары длительного пользования, используемые для производства других товаров. К капиталу относят: здания, сооружения, станки, оборудование и другие средства производства. Капитал позволяет увеличить отдачу земля и труда в производственном процессе.

Предпринимательская деятельность (Е) - целесообразная деятель­ность людей, направленная на получения прибыли. Функция предприни­мателя состоит в:

- соединении факторов производства в одном предприятии;

- нахождении наиболее эффективных вариантов соединения этих факторов;

- принятии на себя риска (предприниматель рискует своим ка­питалом, деньгами, авторитетом и т.п.)

Все факторы производства можно рассматривать как вещественные, или имущественные (земля и капитал) и личные (труд и предприниматель­ская деятельность) либо как первичные (труд, земля, предпринимательская деятельность) и производные факторы (капитал).

Сразу необходимо обратить внимание на то, что деньги не являются производственным фактором. Из денег нельзя ничего сделать, но они являются условием приобретения факторов производства. Денежные средст­ва привлекаются для покупки факторов производства у их владельцев, и тем самым обеспечивается реальная возможность соединить ресурсы в едином производственном процессе.

Проблема производства состоит в том, что человеческие потребности практически не ограничены, тогда как в любом обществе имеется ограни­ченное количество ресурсов. Ограниченность ресурсов - объективный факт, диктующий необходимость соответствующего хозяйственного пове­дения людей. В каждый момент жестко фиксировано количество трудо­вых, природных, капитально-технических ресурсов, которые могут при­нимать участие в производстве. Ограниченность всех экономических ре­сурсов остается и даже возрастает по мере развития общества. Это обу­словлено не только истощением природных ресурсов, но и тем, что по­требности постоянно возрастают, давая импульс производству новых то­варов и услуг, требующих новых ресурсов.

8. Общественный продукт– это совокупность материальных и нематериальных благ, созданных в границах национальной экономики.

Общественный продукт есть результат поточного и условие будущего производства. Таким образом обеспечивается беспрерывность процесса кругооборота производства товаров и услуг. Результаты производства, которые материализуются в созданном продукте, становятся факторами нового производства т.е назначением производства является увеличение и совершенствование факторов воспроизводства, удовлетворяющих потребность как производственных, так и непроизводственных (личных) потребностей участников общественного производства.

Сам общественный продукт имеет 2 формы: стоимостную и натурально-вещественную.

Натурально-вещественнаяформа общественного продукта – это предметы производства и предметы потребления. Это I и II подразделения. Это деление на подразделения в натурально-вещественной форме на макроэкономическом уровне было дано К.Марксом в «Капитале» . Маркс показал в натуре, в натурально-вещественной форме, что группа «А» есть выпуск станков, металла, оборудования и т.д. И изготовляются эти средства производства в соответствующих отраслях производства: в станкостроении, в металлургии, угольной промышленности, добивающих отраслях. А товары группы «Б» в натурально-вещественной фирме представлены во II-ом подразделении общественного производства. Маркс показал взаимосвязь, взаимообусловленность этих подразделений и дал формулу расширенного воспроизводства.

Классификация натурально-вещественных форм общественного продукта на 2 подразделения была дана К.Марксом в 19 веке. А в 20 веке этой классификации предложено III-е подразделение – создание средств обороны и IV-ое подразделение – производство услуг.

Все эти подразделении кроме натуральной формы: станков в I подразделении, продуктов потребления во II подразделении, вооружения в ΙΙΙ-ем подразделении, прокат автомобилей, оказания услуг для отдыха в IV подразделении кроме натуральной формы всё это имеет стоимостное, денежное выражение.

Стоимостнаяформа общественного продукта выражена в системе национальных счетов. Система Национальных счетов – это комплекс балансовых таблиц в форме бухгалтерских счетов, которые характеризуют кругооборот товаров в процессе производства, распределения, обмена и конечного использования в границах национальной экономики. Эти таблицы создаются для обоснования экономики государства, планирования, экономического прогнозирования народного хозяйства, связи теории с практикой.

9. Типы общ.производства

Общественное хозяйство — это определенный способ организации хозяйственной деятельности людей, реальное функционирование общественной экономики.

Натуральное производство — это такое производство, при котором продукты производятся для непосредственного потребления. Его характерные особенности:

o все виды работ ведутся в самом хозяйстве;

o слабое развитие общественного разделения труда, преобладание естественного разделения труда;

o замкнутость, отсутствие связей с другими хозяйственными единицами;

o все потребности производителя удовлетворяются за счет собственного производства;

o ограниченная структура потребления;

o использование примитивных орудий труда и низкий уровень производительных сил;

o консерватизм, рабочая сила прочно закреплена за хозяйством;

o повторение производства преимущественно в прежних размерах, на прежних основаниях.

Следует отметить, что главным недостатком натурального хозяйства является то, что оно не позволяет добиться высокой производительности труда и обеспечивает удовлетворение незначительных по объему и однообразных по качественному составу потребностей

Товарное производство — это тип организации хозяйственной деятельности, при котором экономические отношения между людьми проявляются через рынок, куплю-продажу продуктов их труда.

Основными признаками товарного производства являются:

1. товарное производство основывается на общественном разделении труда, которое предполагает специализацию производителей на изготовлении определенных продуктов. В истории общества известны три крупных общественных разделения труда: выделение скотоводческих племен, отделение ремесла от земледелия и появление купечества. По мере развития производительных сил углубляется общественное разделение труда. Последнее приводит к тому, что хозяйства, специализирующиеся на производстве какой-либо продукции, не могут полностью использовать ее на свои нужды и в то же время удовлетворить ею все свои потребности. Это и обусловливает необходимость обмена, а вместе с ним – товарного производства.

2. продукты труда становятся товарами только тогда, когда их производят для обмена самостоятельные, экономически обособленные производители.

3. продукт труда принимает форму товара, поскольку изначально производится в целях последующего обмена, продажи другим людям.

4. характерной чертой является установление косвенных, опосредованных связей между производством и потреблением, когда изготовленная продукция прежде поступает на рынок для обмена на другие товары и лишь затем попадает в сферу потребления.

Таким образом, характерными чертами, признаками товарного производства являются: общественное разделение труда; экономическое обособление хозяйствующих субъектов; производство продукта на продажу, а не для собственного потребления; обмен товарами и его эквивалентность.

Наши рекомендации