Контроль качества образования

Законодательные проблемы не обошли вниманием и вопросы порядка осуществления контрольной деятельности соответствующих органов, применяемых ими методов воздействия на деятельность образовательных учреждений. Совершенно по-иному "взглянул" законодатель на государственный контроль – ст. 38 Закона РФ "Об образовании в РФ"[42], название и содержательная "нагрузка" которой значительно изменилась.[43]

По сравнению с прежним названием статьи "Государственный контроль над качеством образования в аккредитованных образовательных учреждениях", действующее ее наименование достаточно полно "охватывает" подконтрольных субъектов. Статья именуется "Государственный контроль качества образования".

Теперь независимо от наличия/отсутствия у образовательного учреждения государственной аккредитации, т.е. статуса аккредитованного (признанного государством), контролю подлежат все образовательные учреждения, реализующие образовательные программы соответствующего уровня и направленности.

Нововведения касаются порядка контроля над образовательной деятельностью высшего учебного заведения. Уточнены подконтрольные субъекты: высшее учебное заведение, образовательное учреждение дополнительного профессионального образования, научная организация.

Государственный контроль качества образования осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки. Контроль в отношении высших учебных заведений проводится с привлечением органа исполнительной власти субъекта, на территории которого расположены такие образовательные учреждения или такая научная организация.

Особенность заключается в том, что устанавливаются формы контрольной деятельности. Государственный контроль, как и прежде, будет осуществляться по результатам государственной (итоговой) аттестации выпускников аккредитованных образовательных учреждений (т.е. в форме государственной аккредитации), а также в форме плановых и внеплановых проверок содержания и качества подготовки обучающихся, уровня и направленности образовательных программ, реализуемых в аккредитованных образовательных учреждениях или научных организациях и их филиалах (тем самым устанавливается важный элемент – контроль качества образовательной деятельности).

При этом установлены периодичность проведения проверки – не более одного раза в два года.

Расширены основания, по которым может быть проведена соответствующая проверка. К ним отнесены обращения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, граждан.

Основанием для принятия решения о проведении проверки являются:

решение общего собрания родителей (законных представителей) обучающихся, обращение органа государственной власти или органа местного самоуправления, на территориях которых находится данное образовательное учреждение, – в отношении образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы, или образовательного учреждения дополнительного образования детей;

решение общего собрания обучающихся, обращение органа государственной власти или органа местного самоуправления, на территориях которых находится данное образовательное учреждение, представление органа службы занятости населения – в отношении образовательного учреждения, реализующего профессиональные образовательные программы.

Средством "реагирования" на нарушения и несоответствие содержания качества образования является предписание Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки об устранении такого несоответствия. При этом основанием для вынесения предписания в отношении высшего учебного заведения является несоответствие качества подготовки обучающихся и выпускников соответствующего учреждения.

Закреплен порядок рассмотрения вопроса Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки или исполнительного органа субъекта о направлении либо в отказе в направлении предписания. Решение сообщается заявителям в месячный срок. Отказ в направлении такого предписания может быть оспорен в суде.

Законодатель расширяет сферу частного регулирования отношений по получению образования в негосударственных образовательных учреждениях. Взаимоотношения обучающегося и образовательного учреждения строятся на основе договора. Соответственно, к формулированию его условий в большей степени применяются нормы гражданского законодательства, определяющие предоставление образования как "образовательную" услугу. В этом "ключе" построены изменения п. 3 ст. 46 Закона РФ "Об образовании в РФ"[44], предлагающей регулировать договором в качестве дополнительных условий гарантии и ответственность образовательного учреждения в случае приостановления действия или аннулирования лицензии, либо лишения образовательного учреждения государственной аккредитации, либо прекращения деятельности образовательного учреждения.[45]

Изменения претерпели вопросы возмещения затрат государства, связанных с некачественным образованием. Учитывая, что государство является заказчиком конкретных специалистов, обучение которых производится за счет бюджетных средств, то расходы по их переподготовке могут быть возложены только на государственное или муниципальное образовательное учреждение.

Государство в лице уполномоченных государственных органов управления образованием в случае некачественной подготовки выпускников государственным или муниципальным образовательным учреждением вправе предъявить данному образовательному учреждению иск по возмещению дополнительных затрат на переподготовку этих выпускников в других образовательных учреждениях (п. 1 ст. 49 Закона РФ "Об образовании в РФ"[46]).

В отличие от предыдущей редакции, правило данной нормы носит корректирующий характер, уточняющий круг потенциальных организаций, обязанных компенсировать убытки государства в данной ситуации.

Кроме того, в п. 2 ст. 49 Закона РФ "Об образовании в РФ" установлены правовые фактические основания для предъявления соответствующего иска: приостановление действия государственной аккредитации образовательного учреждения или лишение его государственной аккредитации.[47]

Кроме того, в случае прекращения деятельности или лишения лицензии учредитель образовательного учреждения среднего или высшего профессионального образования обязан обеспечить перевод студентов в другое образовательное учреждение. Эта достаточно важная и объективно необходимая норма, гарантирующая право на образование, закреплена в п. 17 ст. 50 Закона РФ "Об образовании в РФ".[48]

Для реализации данной нормы необходима разработка порядка и условий перевода Министерством образования и науки РФ.

2.5. Исполнение предписаний

Организация, которой было направлено предписание, должна исполнить его в установленный срок и представить в Региональную службу по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области (сокращенное наименование: Ростобрнадзор)[49] отчет об исполнении предписания с приложением копий документов, подтверждающих исполнение указанных в предписании требований.

Поступивший в Ростобрнадзор отчет об исполнении предписания рассматривается и в случае полного исполнения предписания в организацию по почте направляется письмо о принятии отчета в полном объеме или вручается под расписку руководителю, заместителю руководителя или уполномоченному представителю организации.

Если на основании отчета об исполнении предписания невозможно установить факт исполнения или неисполнения предписания Ростобрнадзором принимается решение о проведении внеплановой проверки организации.

В случае если организация не исполнила предписание в установленный срок (в том числе, если отчет об исполнении предписания не представлен в Ростобрнадзор до истечения срока, установленного предписанием, или представленный отчет не подтверждает исполнение в установленный срок предписания):

а) Ростобрнадзором в соответствии с ч. 7 ст. 93 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»[50] принимается решение о запрете приема обучающихся в организацию полностью или частично.

б) возбуждаются дела об административных правонарушениях, предусмотренные ст. 19.5 КоАП РФ[51], в отношении организации и его должностного лица.

в) вновь выдает предписание об устранении выявленного нарушения. Указанный в предписании срок его исполнения не может превышать трех месяцев.

В соответствующем разделе сайта Вы можете проверить сроки исполнения вынесенных Ростобрнадзором предписаний (Проверить сроки исполнения предписаний).

До истечения срока исполнения выданного повторно предписания Ростобрнадзор должен быть уведомлен организацией об устранении нарушения требований законодательства об образовании с приложением документов, содержащих сведения, подтверждающие исполнение указанного предписания.

После получения такого уведомления Ростобрнадзор проводит проверку содержащейся в нем информации.

Временный запрет на прием в организацию снимается по решению Ростобрнадзора со дня, следующего за днем подписания акта проверки, устанавливающего факт исполнения выданного повторно предписания либо со дня, следующего за днем вступления в законную силу судебного акта о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ.[52]

В организацию направляется соответствующее извещение.

В случае вынесения судом решения о привлечении организации, осуществляющей образовательную деятельность, и (или) должностных лиц этой организации к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания и в случае неустранения нарушений требований законодательства об образовании в установленный органом по контролю и надзору в сфере образования срок исполнения выданного повторно предписания:

а) Ростобрнадзор приостанавливает действие лицензии организации полностью или частично.

б) Ростобрнадзор обращается с заявлением в суд об аннулировании лицензии.

В случае если в установленный Ростобрнадзором срок исполнения выданного повторно предписания орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования, не устранил нарушение требований законодательства об образовании, Ростобрнадзор направляет в вышестоящий орган местного самоуправления предложение о рассмотрении вопроса об отстранении от должности руководителя органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Последние изменения в образовательное законодательство призваны решить ряд принципиальных вопросов, связанных с необходимостью устранить нормативные коллизии, оптимизировать структуру и функции уполномоченных органов в области управления образованием. Общим итогом законотворческой деятельности является упорядочение многих механизмов, определение процедурных вопросов, устранение некоторых технических противоречий.

Основные изменения сводятся к следующему:

- уточнены и разграничены федеральные полномочия и полномочия субъектов федерации, а также определены органы исполнительной власти, наделенные компетенцией в сфере управления образованием по лицензированию и государственной аккредитации;

- из порядка регламентации деятельности образовательных учреждений исключена аттестация как самостоятельная процедура;

- из отношений по аккредитации исключена аттестационная служба, так и не созданная за период действия Закона РФ "Об образовании в РФ"[53];

- закрепляется система относительно независимых государственных органов на федеральном и региональном уровне, осуществляющих контроль и надзор в сфере образования (устанавливается двухуровневая государственная система контроля и надзора);

- государственная аккредитация представлена в качестве отдельной процедуры;

- вводится новый административный механизм – контроль качества, реализуемый в форме плановых и внеплановых проверок образовательных учреждений;

- отменено лицензирование филиалов образовательных учреждений;

- устанавливается единая лицензия на право ведения образовательной деятельности для образовательного учреждения, включающая его обособленные подразделения.

К элементам новой системы качества относятся лицензирование, государственная аккредитация и контроль качества. При этом данные элементы функционально могут быть использованы только специально созданной системой, имеющей необходимую структуру органов, обладающих целенаправленными задачами и необходимыми "инструментами" для их решения.

В целом, предложенная законодателем "модель" оптимизации контроля и надзора над качеством образования является шагом вперед в дальнейшей реализации административной реформы и модернизации российской системы образования.

Практической реализацией изменений в законодательство должно стать создание и эффективное формирование системы контроля и надзора, обеспечивающей высокое качество образования в Российской Федерации. Несмотря на такой оптимистический прогноз, основываясь на существующей практике в данной сфере, следует более четко определить некоторые технико-процедурные вопросы реализации положений законодательства. В связи с чем предстоит разработать достаточно объемную нормативную базу, которая будет служить мощным "рычагом" в деятельности специализированных государственных институтов, направленную на решение актуальных задач, стоящих перед современным образованием.

Одним из важнейших аспектов в рамках данного исследования должно было стать осмысление контроля и надзора в сфере образования. До сих пор, к сожалению, в науке не уделено должного внимания этой проблеме. Нет единства в освещении содержания данных терминов. Разные мнения сложились в раскрытии их соотношения. Вместе с тем, отрадным является тот факт, что органы государственной власти субъектов Федерации обращают внимание на проблемы контроля и надзора в сфере образования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Наши рекомендации