Модели человека в экономике
Многообразие человеческой личности, разнообразные мотивы ее деятельности делают необходимым при научном анализе экономической жизни использовать модель человека, т.е. унифицированное представление о человеке, действующем в определенной системе социально-экономических отношений. Модель человека, как и всякая научная модель, включает в себя основные параметры, характеризующие индивида: мотивы экономической активности, ее цели, а также познавательные возможности человека, используемые им для достижения поставленных целей.
Экономическая теория выделяет в человеке главным образом его экономическое поведение, т.е. индивидуальные и общественные действия в процессе создания различных материальных и духовных благ, их распределения и использования. Она рассматривает модель человека как определенную теоретическую предпосылку, на основе которой экономисты строят свои многочисленные теории: спроса и предложения, конкуренции, прибыли, поведения потребителей и производителей и др.
Среди многочисленных направлений создания модели человека в экономике можно выделить три.
Первое направление представлено английской школой, маржинализмом и неоклассиками. Данное направление ставит во главу угла эгоистический, прежде всего, денежный интерес, являющийся главным мотивом деятельности «человека экономического». В соответствии с этим подходом индивид ведет себя так, чтобы максимизировать полезность в рамках определенных ограничений, основным из которых является его денежный доход.
«Человек экономический» – это рациональный человек. Он обладает таким уровнем интеллекта, информированности и компетентности, который в состоянии обеспечить реализацию его целей в условиях свободной, или совершенной конкуренции. Рациональный человек в состоянии ранжировать свои предпочтения и стремится к достижению личной цели, обладая свободой выбора. Таким образом, концепция рационального человека опирается на предпосылку о том, что в свободном конкурентном обществе выигрывает тот, кто ведет себя рационально, и проигрывает тот, кто не придерживается рационального поведения.
Второе направление присуще кейнсианской школе, институционализму, исторической школе. Модели человека, выработанные в рамках этого направления, представляются более сложными и основаны на теории ограниченной рациональности. В частности, стимулы поведения включают в себя не только стремление к материальным, денежным благам, но и определенные элементы психологического характера – традиции, привычки, престиж, желание наслаждаться жизнью и др. В этих моделях общество имеет более сложную структуру, и для поддержания его в состоянии равновесия требуется вмешательство государства в экономические отношения.
Третье направление представлено новой разновидностью модели «экономического человека», для которой характерно возрастание значения не столько материальных, сколько духовных потребностей личности. Поэтому, хотя рациональное поведение в хозяйственной жизни базируется на личной материальной выгоде, оно может в ряде случаев означать отказ от этой выгоды ради других выгод, причем не всегда экономических.
Новую модель отличает многообразие потребностей, главной из которых является потребность в свободе самовыражения, свободного выбора типа культуры и общественно-политических взглядов. Эта модель социально-индивидуального человека предполагает общество, основанное на демократических и плюралистических началах с развитыми межгрупповыми связями и нежесткими границами между социальными общностями.
Носящие в целом абстрактный характер, эти модели отражают в обобщенной форме основные параметры, присущие «человеческому фактору» в хозяйственных процессах. Знание их позволяет не только оценивать роль человека в экономике на различных стадиях развития общества, но и формировать наиболее оптимальные направления в экономической политике, прогнозировать с достаточно высокой степенью вероятности последствия тех или иных экономических решений.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Можно ли свести предмет экономической теории к изучению трех фундаментальных проблем экономики?
2. Какое из определений предмета экономической теории кажется Вам более точным?
3. Какие значения имеет термин «экономика»?
4. В чем состоит отличие экономикс от экономической теории?
5. Какой анализ наиболее актуальный: позитивный или нормативный?
6. Какова роль экономической теории в системе экономических наук?
7. Охарактеризуйте принципы, законы, закономерности и категории.
8. Как связаны между собой экономическая политика и экономическая стратегия?
9. Назовите основные направления создания модели человека в экономике .
Т Е С Т Ы
1. Экономическая теория – это:
1) наука об основах хозяйственной жизни общества;
2) наука, изучающая экономические отношения отдельных рыночных субъектов;
3) наука, изучающая экономические отношения группы рыночных субъектов;
4) совокупность мероприятий, формирующих либо изменяющих экономические отношения рыночных субъектов.
2. Поиск наиболее эффективных способов использования ограниченных ресурсов с целью удовлетворения безграничных потребностей есть:
1) метод экономической теории;
2) предмет экономической теории;
3) объект экономической теории;
4) субъект экономической теории.
3.Функция экономической теории, состоящая в выяснении сути явлений и процессов, раскрытии законов, управлении хозяйственными процессами, называется:
1) теоретической функцией;
2) практической функцией;
3) методологической функцией;
4) познавательной функцией.
4.Функция экономической теории, состоящая в анализе накопившихся проблем и формулировании выводов для правильного решения задач, стоящих перед обществом, есть:
1) теоретическая функция;
2) практическая функция;
3) методологическая функция;
4) познавательная функция.
5. Функция экономической теории, состоящая в том, что она выступает в качестве теоретического фундамента для конкретных экономических наук, есть:
1) теоретическая функция;
2) практическая функция;
3) методологическая функция;
4) познавательная функция.
6. Метод, состоящий в очищении исследования объекта от случайного, временного и определении постоянных, типичных, характерных черт, является:
1) абстракцией;
2) индукцией;
3) дедукцией;
4) экономико-математическим моделированием.
7. Движение мысли от частных умозаключений к общим – это:
1) абстракция;
2) индукция;
3) дедукция;
4) экономико-математическое моделирование.
8. Движение мышления от общих положений к частным определениям – это:
1) абстракция;
2) индукция;
3) дедукция;
4) экономико-математическое моделирование.
9. Метод, позволяющий в формализованном виде определить причины изменений экономических процессов, закономерности этих изменений, их последствия, а также делает возможным прогнозирование экономических процессов называется:
1) абстракцией;
2) индукцией;
3) дедукцией;
4) экономико-математическим моделированием.
10. Искусственное воспроизведение явлений или процессов с целью их изучения в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического применения есть:
1) абстракция;
2) индукция;
3) дедукция;
4) экономический эксперимент.
11. Совокупность выработанных на основе эмпирической проверки обобщений и выводов есть:
1) экономическая теория;
2) экономика;
3) позитивная экономическая теория;
4) нормативная экономическая теория.
12. Система знаний, не нуждающаяся в фактических данных об экономическом развитии общества, называется:
1) экономической теорией;
2) экономикой;
3) позитивной экономической теорией;
4) нормативной экономической теорией.
13. Изучением функционирования отдельных рынков и их взаимодействия занимается:
1) позитивная экономическая теория;
2) нормативная экономическая теория;
3) микроэкономика;
4) макроэкономика.
14.Подход, основанный на исследованиях экономических отношений на уровне отдельных элементов экономической системы:
1) позитивная экономическая теория;
2) нормативная экономическая теория;
3) микроэкономика;
4) макроэкономика.
15. Какая из нижеперечисленных проблем исследуется в микроэкономике:
1) инфляция;
2) девальвация;
3) спрос;
4) безработица.
16. Какая из нижеперечисленных проблем исследуется в макроэкономике:
1) закон убывающей предельной полезности;
2) эластичность;
3) предельная производительность ресурса;
4) циклическая нестабильность.
17. Науки, служащие методологическим фундаментом целого комплекса конкретных, функциональных, межотраслевых и историко-экономических наук, относятся к:
1) общетеоретическим экономическим наукам;
2) конкретно-экономическим наукам;
3) межотраслевым экономическим наукам;
4) историко-экономическим наукам.
18. Науки, изучающие экономику особых форм и организаций, таких как финансы, кредит, менеджмент, маркетинг, прогнозирование, экономика природопользования, экономика отраслей, предприятий и организаций, являются:
1) общетеоретическими экономическими науками;
2) конкретно-экономическими науками;
3) межотраслевыми экономическими науками;
4) историко-экономическими науками.
19. Науки, представленные экономико-математическими методами, анализом хозяйственной деятельности, аудитом, статистикой, демографией, относятся к:
1) общетеоретическим экономическим наукам;
2) конкретно-экономическим наукам;
3) межотраслевым экономическим наукам;
4) историко-экономическим наукам.
20. Науки, обеспечивающие исторический взгляд на развитие экономических явлений и процессов через историю экономической мысли и историю народного хозяйства, называют:
1) общетеоретическими экономическими науками;
2) конкретно-экономическими науками;
3) межотраслевыми экономическими науками;
4) историко-экономическими науками.
21. Научные абстракции, логические понятия, отражающие наиболее общие и существенные стороны экономической жизни, есть:
1) экономические категории;
2) явления;
3) экономические процессы;
4) экономические законы.
22. Свидетельство чего-то другого – это:
1) экономические категории;
2) явление;
3) экономические процессы;
4) экономические законы.
23. Последовательная смена состояний экономики есть:
1) экономические категории;
2) явления;
3) экономические процессы;
4) экономические законы.
24. Внутренние, устойчивые, постоянно повторяющиеся причинно-следственные связи и взаимозависимости в системе экономических отношений – это:
1) экономические категории;
2) явления;
3) экономические процессы;
4) экономические законы.
25. Экономические законы, присущие всем экономическим системам, относятся к:
1) общим;
2) особым;
3) единичным;
4) нет правильного варианта.
26. Экономические законы, присущие нескольким экономическим системам, называют:
1) общими;
2) особыми;
3) единичными;
4) нет правильного варианта
27. Экономические законы, присущие отдельным экономическим системам:
1) общие;
2) особые;
3) единичные;
4) нет правильного варианта.
28. Какой из нижеперечисленных законов можно отнести к общим экономическим законам:
1) закон непрерывного роста производительности труда;
2) закон спроса;
3) законы, действующие на рынке рабов;
4) нет правильного варианта.
29. Какой из нижеперечисленных законов можно отнести к особым экономическим законам:
1) закон непрерывного роста производительности труда;
2) закон спроса;
3) законы, действующие на рынке рабов;
4) нет правильного варианта.
30. Какой из нижеперечисленных законов можно отнести к единичным экономическим законам:
1) закон непрерывного роста производительности труда;
2) закон спроса;
3) законы, действующие на рынке рабов;
4) нет правильного варианта.
31. Научное предположение есть:
1) гипотеза;
2) теорема;
3) теория;
4) концепция.
32. Доказанная гипотеза является:
1) теоремой;
2) теорией;
3) концепцией;
4) парадигмой.
33. Наборы положений, объясняющих те или иные явления хозяйственной жизни, есть:
1) гипотеза;
2) теорема;
3) теория;
4) парадигма.
34. Схему реализации концепции или теории называют:
1) гипотезой;
2) теоремой;
3) моделью;
4) парадигмой.
35. Подход, система взглядов и методов исследования, есть:
1) гипотеза;
2) теорема;
3) модель;
4) парадигма.
36. Набор определенных целей и мероприятий в области национальной экономики в совокупности с системой методов и средств, используемых для достижения поставленных целей, представляет собой:
1) экономику;
2) экономическую теорию;
3) экономическую политику;
4) экономическую стратегию.
37. Генеральная линия действий в области производства, распределения, обмена, потребления, экспорта и импорта общественных благ, намеченных к исполнению в будущих периодах, есть:
1) экономика;
2) экономическая теория;
3) экономическая политика;
4) экономическая стратегия.
38. Какая из школ считает, что главным мотивом поведения человека являются деньги, а сам человек является «человеком рациональным»:
1) английская;
2) кейнсианская;
3) институциональная;
4) школа Г. Беккера.
39. Какая из школ опирается на концепцию «ограниченной рациональности»:
1) английская;
2) неоклассическая;
3) институциональная;
4) школа Г. Беккера.
40. Какая из школ считает, что на экономическое поведение человека оказывают большое влияние не только материальные, но и духовные потребности:
1) английская;
2) неоклассическая;
3) институциональная;
4) школа Г. Беккера.
Тема 3