Модели экономического поведения

Экономическое поведение личности

Экономическое поведение

Экономическое поведение – поведение, связанное с перебором экономических альтернатив с целью рационального выбора, то есть выбора, в котором минимизируются издержки и максимизируется чистая выгода.

Предпосылки экономического поведения:

- экономическое сознание,

- экономическое мышление,

- экономические интересы,

- социальные стереотипы.

При этом каждый из перечисленных феноменов по-своему формирует тот или иной тип экономического поведения.

Техника экономического мышления – это некая предпосылка, которой человек руководствуется в своем поведении; исходя из баланса рациональности и эмоциональности своего мышления человек предпринимает лишь те действия, которые принесут ему наибольшую чистую пользу (то есть пользу за вычетом возможных затрат, связанных с этими действиями).

В общении между собой, особенно по поводу распределения и потребления ограниченных экономических ресурсов, субъекты преследуют свои экономические интересы, удовлетворяют свои насущные потребности. Действуя в собственных интересах, люди создают возможность выбора для других, и общественная координация формируется как процесс непрерывного приспособления к изменениям в чистой выгоде, возникающим в ходе их взаимодействия.

В западной теории сложился ряд вариантов классификации экономического поведения.

Например, М. Вебер различает

- экономическое действие и

- экономически ориентированное действие.

Разница между ними заключается в том, что «экономически ориентированное действие» в меньшей степени, чем экономическое, носит рационально направленный характер.

Экономическое поведение как совокупность экономических действий и экономически ориентированных действий может быть направлено на:

- достижение рациональных экономических целей – формальная рациональность, выражаемая численно, или

- экономически нерациональные цели, но детерминированные какими-либо этическими, религиозными, национальными и другими абсолютными ценностями – субстантивная рациональность, не выражаемая численно.

Однако, по мнению Вебера, экономическая деятельность так или иначе ориентирована на определенные конечные цели; будь то этические, политические, утилитарные, гедонистические цели, достижение социального отличия, равенства или чего-нибудь еще.

Пример субстантивной рациональности – обычай восточного предпринимателя, который, открывая дело, нанимает группу родственников или земляков, оказывая им пожизненное предпочтение.

Субстантивная рациональность не может быть определена на основе только формальных расчетов, она также включает отношение к абсолютным ценностям или к содержанию тех определенных целей, на которые она направлена. В принципе, существует неопределенное число возможных стандартов ценностей, которые в этом смысле рациональны. Категория субстантивной рациональности позволяет выразить очень важную идею: единство экономических отношений и тех отношений, которые традиционно остаются за пределами экономического анализа. В действительности экономические отношения «корректируются» той своеобразной формой человеческих отношений, которая присуща той или иной общности людей – будь то кровнородственная, этническая, конфессиональная или любая другая общность. Каждая такая общность действует в определенных экономических отношениях, но эти отношения, в свою очередь, обладают той формой, которая задается отношениями между членами данной общности, концептуальным пониманием человека и его статуса в общественных отношениях. Такая деятельность выходит за рамки рационального экономического поведения. Будем относить ее к иррациональному экономическому поведению.

Для концепций рационального экономического поведения характерно понимание человека, стремящегося исключительно к достижению личной выгоды. Главным экономическим мотивом его поведения является собственный интерес, который в рамках экономическое деятельности проявляется по отношению к повышению своего благосостояния либо денежному накоплению.

Иррациональный тип экономического поведения предполагает также определенную выгоду экономических действий, но выгоду не обязательно в экономических показателях. Помимо дохода и богатства в цели иррационального экономического поведения может входить поддержание моральных, национальных, религиозных и культурных традиций, бездоходное альтруистическое действие и т. д.

Модели экономического поведения

Существует несколько моделей экономического поведения, содержащих механизмы общественной координации.

Первая модель, основанная на методологии английского экономиста и философа А. Смита, строится на признании компенсаторной роли заработной платы в качестве основы экономического поведения субъекта. Функционирование модели детерминируется пятью главными условиями, которые компенсируют малый денежный заработок в одних занятиях и уравновешивают большой заработок в других:

1) приятность или неприятность самих;

2) легкость и дешевизна или трудность и дороговизна обучения им;

3) постоянство или непостоянство занятий;

4) большее или меньшее доверие, оказываемое тем лицам, которые занимаются ими;

5) вероятность или невероятность успеха в них.

Эти условия определяют баланс действительных или воображаемых выгод и издержек, на которых основывается рациональный выбор индивида. Альтернативные варианты, выбираемые в каждом из пяти условий зарабатывания денег исходя из склонностей и предпочтений людей, определяют их экономическое поведение.

Вторая модель экономического поведения, основанная на методологии американского экономиста П. Хейне, исходит из того, что экономический образ мышления имеет четыре взаимосвязанные особенности:

1) люди выбирают;

2) только индивиды выбирают;

3) индивиды выбирают рационально;

4) все общественные отношения можно трактовать как рыночные отношения.

Названные условия создают определенный баланс действительных или воображаемых выгод и издержек, на которых основывается рациональный выбор индивида. Делая этот выбор, индивид предпринимает действие, которое принесет ему в соответствии с его ожиданиями наибольшую чистую пользу. При этом чем серьезнее экономические обоснования выбора, тем больше вероятность того, что он будет рациональным.

Необходимыми свойствами-ограничениями экономической теории П. Хейне являются:

1) во-первых, признание безусловной рациональности человека;

2) во-вторых, абсолютизация рационального выбора;

3) в-третьих, акцентирование внимания на возможности осуществления выбора единичным индивидом.

Ограниченность объяснительных возможностей экономической теории П. Хейне преодолевается в ходе создания социологизированной модели экономического поведения. Последняя включает в себя:

1) детерминированные коллективным выбором;

2) иррациональные выборы индивидов, которые часто имеют место в жизни и связаны с присутствием в структуре человеческой психики компонентов бессознательного;

3) действия, детерминированные экономическими интересами и социальными стереотипами.

Согласно этой модели, выбор индивидов в реальной ситуации определяется:

- состоянием баланса рационального и эмоционального в экономическом мышлении;

- подвижностью равновесия нормативного и индивидуального в социальном стереотипе;

- более глубинными причинами (часто не зависящими от них) – их экономическими интересами.

Преследуя свои экономические интересы, люди приспосабливаются к поведению друг друга, соблюдая принятые правила игры, адаптируются к меняющейся ситуации, стремясь получить максимальную чистую выгоду (за вычетом издержек) в результате своих выборов.

Наши рекомендации