Среда функционирования предприятия. Факторы внешней и внутренней среды предприятия.
Любое предпринимательское предприятие работает как открытая система. В процессе получения ресурсов со стороны, проектирования и производства продукции или оказания услуг, реализации этой продукции или этих услуг во внешнюю среду предприятие активно взаимодействует с этой средой, а также со средой внутренней. Это и есть предпринимательский процесс, направленный на достижение целей предприятия.
Многообразны составляющие, входящие во внешнюю среду предприятия. Среди них:
(1) внешние экономические факторы;
(2) внешние политические условия;
(3) внешние правовые составляющие;
(4) внешние научные и технические факторы;
(5) коммуникационные внешние условия;
(6) природно-климатические факторы и др.
Внутренняя среда предприятия тесно связана с его внешней средой и в значительной степени зависит от нее, а также от целей и задач предприятия.
Важное значение для деятельности предпринимательской организации имеет такжеконкурентная внешняя среда, когда одновременно действуют несколько соперничающих друг с другом субъектов хозяйствования, предлагающих одноименные товары и услуги.
Не меньшее влияние на деятельность предпринимательского предприятия оказывают и составляющие внутренней среды предприятия:
(1) производственно-технические факторы;
(2) социальные условия и их составляющие;
(3) экономические факторы;
(4) информационная составляющая;
(5) маркетинговый фактор;
(6) фактор деловых отношений и поведения сотрудников.
Внутренняя среда предпринимательского предприятия
Рассмотрим содержание составляющих внутренней среды предпринимательского предприятия.
1. Производственно-технические факторы включают всю совокупность машин, оборудования, инструментов, приспособлений, сырья, материалов, полуфабрикатов, технологии производства продукции.
От состава машин и оборудования, инструментов и приспособлений, их прогрессивности, уровня физического и морального износа, интенсивности применения, технологии и качества обслуживания во многом зависит успех деятельности предприятия; количество и качество выпускаемой продукции, уровень рентабельности и размер прибыли.
Не меньшее влияние на эти показатели деятельности предприятия оказывают состав и качество используемых сырья и материалов, полуфабрикатов. Значительное воздействие на все составляющие внутренней среды предприятия оказывают применяемые на предприятии технологии. В современных условиях, когда предприятия все чаше применяют высокие технологии, это воздействие многократно возрастает. Применяемые на предприятии технологии оказывают влияние на все составляющие внутренней среды, они взаимосвязаны с ними. В том числе и на персонал предприятия, его квалификацию и уровень образования, методы стимулирования труда, культуру поведения.
2. В понятие социальная составляющая внутренней среды предприятия входит весь сложный комплекс отношений между людьми, работающими на предприятии. От их способностей, отношения к труду, мотивации, поведения во многом зависят результаты работы предприятий. Не случайно во всех промышленно развитых странах уделяется большое внимание подбору кадров, их расстановке на предприятии, повышению их квалификации, созданию ясной и четкой системы продвижения по служебной лестнице.
В последние годы большое внимание уделяется формированию организационной культуры. Высокая организационная культура помогает предприятию успешно достигать поставленных целей и задач. Важное значение приобретает профессиональная этика, отражающая особенности нравственного сознания, поведения и взаимоотношений людей, обусловленные спецификой профессиональной деятельности. Выделяют три наиболее важные и сложные проблемы на пути формирования деловой этики любого предпринимателя:
(1) выполнение деловыми партнерами взаимных обязательств;
(2) применение силовых методов в деловых отношениях;
(3) взаимоотношения с властными структурами и коррупция.
Чем выше образовательный и квалификационный уровень бизнесменов, тем нетерпимее они к недобросовестности партнеров. Что касается второй проблемы, то, к сожалению, организованное насилие стало почти обычной практикой для российского бизнеса. В наличии третьей проблемы - коррупции и вымогательства чиновников - одинаково виновны и чиновники и предприниматели. Нередко предприниматели используют корыстолюбие чиновников, чтобы добиться определенных льгот, выгод.
3. Экономическая составляющая представляет собой совокупность экономических процессов, включающих движение капитала и денежных средств, экономические показатели деятельности предприятия, в том числе такой как "рентабельность" - соотношение затрат и доходов.
4. Особое место в ряду факторов внутренней среды предприятий занимает информационная составляющая - совокупность организационно-технических средств, обеспечивающих каналы и сети предприятия информацией для эффективных коммуникаций в управлении предприятием. С появлением и развитием информационных сетей, включая Интернет, успех предприятия все в большей степени определяется уровнем используемых им информационных технологий.
Основное назначение информационных технологий - максимальное приближение персонала управления предприятием к выполнению ими основной функции - принятию решений. Информационные технологии освобождают работников от рутинных операций подготовки информации для принятия решения и выработки соответствующих рекомендаций.
5. Важное значение среди факторов внутренней среды предприятия имеет маркетинговая составляющая. Она предусматривает обеспечение потребностей покупателей в товарах или услугах предприятия путем изучения рынка, создания эффективной рекламы и системы сбыта. Маркетинг оказывает также активное воздействие на рынок, на существующий спрос в целях увеличения рыночной доли предприятия и повышения рентабельности продаж.
6. Деловые отношения и поведение сотрудников неотрывны от социальных условий. Однако, учитывая их актуальность и недостаточное к ним внимание, мы выделили их в самостоятельную составляющую. Действительно, многие предпринимательские предприятия теряют значительную долю успеха из-за наложившихся деловых отношений и поведения сотрудников. В процессе деловых отношений выделяют ряд этапов: установление контакта, ориентация в ситуации, обсуждение вопроса, проблемы, принятие решения, выход из контакта. Задача делового общения - не только успешно общаться с людьми, но и влиять на них в нужном для вас направлении.