Основные принципы рыночного хозяйства и их проявление в российской экономике. Конкуренция, ее виды и роль в рыночном механизме
Тема 3. Общие характеристики рыночного хозяйства
Экономические системы, их типы и сравнительная эффективность. Российская экономика как переходная экономика деформированного типа
Экономическая система - это упорядоченная совокупность социально-экономических и организационно-экономических отношений между экономическими агентами (домохозяйствами, фирмами, государством).
К социально-экономическим отношениям относятся отношения, связанные с формами собственности на ресурсы и конечные блага и их взаимодействием. К ним относятся, например, сделки купли-продажи, найма на работу, обучения студента в вузе и т.д.
К организационно-экономическим отношениям относятся отношения, связанные с характером организации производства, обусловленным особенностями того или иного производства, применяемыми технологиями и т.п.
К ним можно отнести, например, отношения между начальником и подчиненные, преподавателем и студентом и т.п.
Экономические системы можно классифицировать по двум фундаментальным критериям: 1) господствующие формы собственности на экономические ресурсы; 2) способ координации в управления экономической деятельностью.
По этим критериям можно выделить 4 принципиально различных типа экономических систем.
1. Традиционные (натурально-патриархальные) системы - характеризуются родоплеменной (общиной) формой собственности на ресурсы, а на более поздних этапах - паразитической частной собственностью на основные орудия труда, и натуральным замкнутым циклом воспроизводства при ограниченных отношениях обмена. В истории экономики к этим системам можно отнести все доиндустриальные экономики.
2. Рыночные системы - характеризуются предпринимательской частной собственностью на экономические ресурсы и координацией экономической деятельности через рыночную куплю-продажу. В истории экономики эти системы существовали в европейских странах в период после промышленных переворотов и достигли своей зрелости к последним десятилетиям XIX века. В западных учебниках эти системы часто называют чистым капитализмом.
3. Командные системы (плановые) - характеризуются господством государственной собственности на ресурсы и жестким централизованным государственным регулированием экономики. Подобные системы существовали в СССР в 30-30-е гг. XX века, в так называемых социалистических странах Восточной Европы, в Монголии, Северной Корее, на Кубе. Их также называют коммунистическими.
4. Смешанные системы - характеризуются преобладанием частной собственности на ресурсы, которая дополняется государственной собственностью на часть ресурсов (10-30% всей экономики); регулирующая роль рынка дополняется государственным регулированием ряда макроэкономических процессов. Смешанные системы являются результатом своеобразного симбиоза лучших черт рыночной и командной систем. Они существуют в ныне развитых странах Запада. Японии, Австралии.
В экономике конкретной страны могут сочетаться элементы разных экономических систем. В гитлеровском Германии причудливо сочетались элементы рыночном и командном систем в виде господства частной собственности и жесткого контроля над экономикой. В экономике союзной Югославии государственная собственность сочеталась с рыночным регулированием. Эти типы экономики можно охарактеризовать как авторитарный капитализм и рыночный социализм.
Российская экономика, также как и экономики других стран СНГ, бывших социалистических стран, являются переходными экономиками от плановых систем к рыночным, с креном в сторону смешанных систем, однако данный процесс займет много десятилетий.
Рынок как регулятор экономики и его функции. Преимущества и недостатки рынка. Экономические агенты, их виды и взаимосвязь между ними. Кругообороты благ и доходов разных уровней анализа.
В экономической теории рынок - это совокупность всех отношений свободной купли-продажи товаров в соответствии с законами товарного обращения.
Рынок достаточно эффективно решает пять основных задач экономики, которые обозначаются как функции рынка.
Первая функция - удовлетворение платежеспособного спроса экономических агентов в необходимых им благах. Погоня за прибылью в условиях жесткой конкуренции заставляет производителей насыщать рынок необходимыми товарами.
Вторая Функция – информационная - реализуется через механизм рыночного ценообразования. По величине и динамике цен можно судить о динамике потребностей, степени насыщения рынка, выгодности или невыгодности производства.
Третья функция - распределительная. Рынок достаточно эффективно распределяет финансовые, материальные и трудовые ресурсы в нужном направлении через их свободную куплю-продажу.
Четвертая функция - стимулирующая Рынок стимулирует всех производителей работать как можно лучше и эффективнее, используя механизм конкуренции.
Конкуренция - это борьба между производителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров и получение максимально возможной прибыли. Конкуренция решает 3 основные проблемы экономики:
1) способствует скорейшему насыщению рынка товарами;
2) способствует снижению издержек и рыночных цен;
3) способствует росту качества к постоянному совершенствованию продукции.
С точки зрения степени контроля над, рынком конкуренция может быть совершенной (чистой, свободной), когда ни один производитель не имеет ни малейшего влияния на рынок, и несовершенной, когда проявляются различные формы контроля над рынком. Совершенная и несовершенная конкуренция будут рассмотрены вдальнейших темах курса.
Конкуренция может быть стихийной (на ранних этапах развития индустриального общества) и регулируемой (с конца XIX века и особенно с 30-50-х гг. ХХ в. в развитых странах). Конкуренция может быть добросовестной (по правилам цивилизованного рынка) и недобросовестной (с нарушением этих правил). Наконец, конкуренция может быть внутриотраслевой (между производителями одинаковых или аналогичных товаров) и межотраслевой, которая ведется как в виде борьбы между производителями-поставщиками и производителями-потребителями ресурсов за условия ее продажи, так и в виде перелива капиталов из менее прибыльных в более прибыльные отрасли (конкуренция капиталов).
Наконец, пятая функция рынка - оздоровляющая. Рынок разоряет всех неэффективно работающих производителей и делает экономику более эффективной.
Перечисленные выше функции показывают «преимущества» рынка по сравнению с командной экономикой. Однако рыночный механизм далеко не идеален и имеет ряд недостатков:
1) он не способствует сохранению не воспроизводимых и общих ресурсов человечества, не исключает их хищнического использования ради максимизации прибыли;
2) игнорирует негативные экономические и социальные последствия принимаемых хозяйственных решений, что порождает загрязнение окружающей среды, безработицу, инфляцию;
3) не имеет достаточных стимулов для производства общественных благ в нужном объеме (услуг образования, здравоохранения, науки и т.п.);
4) не гарантирует права на труд доход, способен порождать опасное для общества социальное расслоение;
5) не способен обеспечить стабильное, бескризисное развитие экономики;
6) не имеет естественной защиты от тенденции к монополизации экономики:
7) не гарантирует равномерного распространения экономической информации ("асимметричность информации") для всех экономических агентов, ставя их в неравноправное положение.
Экономические агенты (субъекты) - это субъекты экономических отношений, участвующие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ. В экономике действуют четыре вида экономических агентов: 1) домохозяйства, 2) фирмы (производственные единицы), 3)государство в виде различных структур, 4) негосударственные некоммерческие организации (ИНО). Первые два вида относятся к рыночным агентам, хотя могут вступать и в нерыночные отношения, например домохозяйство, получает гуманитарную помощь; фирма получает дотации
от государства и т.д. Вторые два вида относятся к нерыночным агентам, хотя могут вступать в рыночные отношения, (например, государственные коммерческие предприятия, коммерческие услуги ННО)
Примечание: чистые налоги с фирм = валовые налоги - дотации;
чистые налоги с домохозяйств = валовые налоги - социальные пособия и зарплаты
Каждый экономический агент преследует определенные цели: домохозяйства стремятся максимизировать свое потребление конечных благ, фирмы - максимизировать прибыль, государство и негосударственные некоммерческие организации - обеспечить эффективность экономии в целом и достойную социальную защиту.
Основные принципы рыночного хозяйства и их проявление в российской экономике. Конкуренция, ее виды и роль в рыночном механизме.
Принципы рыночного хозяйства - это сущностные характеристики сложившееся рыночной экономики. Можно выделить следующие принципы.
1. Экономически свободный производитель, стремящийся к максимизации прибыли.
Основу экономической свободы производителя гарантирует частная собственность на ресурсы, независимая от государства. Экономически свободный производитель сам решает три задачи 1) что и как производить; 2) кому и по каким ценам продавать; 3) как распоряжаться своим чистым (после уплаты налогов) доходов. При видимости абсолютной свободы рынок достаточно жестко регламентирует поведение свободного производителя: 1) производить нужно только те товары, которых требует рынок, причем найти свою нишу рынке достаточно сложно; 2) продажные цены товаров также задает рынок, хотя можно вести ценовую конкуренцию путей снижения, а не повышения цены; 3) рынок задает и норму накопления для производителя, которой он вынужден придерживаться, чтобы избежать разорения в ходе конкурента.
По всем принципам рыночной экономики при подготовке к семинарам, зачету и экзамену студенту необходимо самостоятельно продумать, в какой мере все эти принципы проявляются в российской экономике. Например, созданы ли в России условия для действительной экономической свободы производителя? Что ограничивает свободу предпринимательства в России?
2. Равноправные партнерские отношения между экономическими агентами на эквивалентной основе, т.е. без ущерба для какой-либо стороны.
Фирмы и конечные потребители приобретают ресурсы и конечные блага оплачивают их в соответствии с требованиями. Экономические агенты сами выбирают, с кем иметь дело и меняют невыгодного партнера. Государство собирает с домохозяйств и фирм налоги и оказывает населению социальную поддержку, создает нормальные условия для функционирования экономики, дотирует отдельные сферы производства,
3. Конкуренция, т.е. борьба между производителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров и получение максимально возможной прибыли. Конкуренция как характеристика рынка рассмотрена в вопросе 9.
4. Свободные рыночные цены, меняющиеся взависимости от соотношения спроса и предложения в условиях высокой насыщенности товарного рынка. Отличительными чертами сложившегося механизма рыночного ценообразования являются: 1) большая гибкость цен в условиях меняющейся конъюнктуры рынка;2) доступность цен на основные товары для основной массы населения; 3) отсутствие заметных перепадов цен по территории страны (кроме различий, связанных с различиями в условиях производства и транспортных издержках).
5. Целостность структуры рыночной систем. Рыночная экономика представляет из себя сложную совокупность взаимодействующих между собой различных видов рынков: потребительского, рынка средств труда (машин, оборудования и т.п.), рынка предметов труда (сырья, материалов и т.п.) рынка рабочей силы, финансового рынка (кредитного, фондового, валютного страхового и т.п.) и рынка информации. Сбои на каком-то рынке (например, финансовый кризис и паралич финансового рынка) вызывает сбой во всей рыночной системе.
6. Устойчивая кредитно-финансовая система, которая выражаетсяв:
1) устойчивой денежной единице с низкими темпами инфляции) 2-5% в год) 2) развитой сети доступного для производителей кредитования; 3) отлаженной системе денежно-кредитного регулирования; «прозрачности» финансовых потоков на все уровнях экономики
7 Открытость экономики, т.е. ее тесная связь с мировой экономикой. Она позволяет эффективно использовать ресурсы, снижать издержки, поддерживать высокую конкурентоспособность национальной экономики. Особенности открытости той или иной национальной экономики связаны с ее стратегическими интересами и она не должна быть абсолютной.
8. Рыночная психология людей, которая предполагает высокую дисциплинированность, образованность и профессионализм, большое трудолюбие законопослушность, рациональное поведение человека )умение ценить своё время, правильно распоряжаться деньгами, мобильность, способность не теряться в сложных рыночных условиях и т.п.)
9. Государственное регулирование экономических процессов, неподвластных рыночному механизму.
10, Социальная защита населения от негативных последствий рынка.
Студент должен самостоятельно продумать, в какой степени все эти принципы проявляются в российской экономике и какие проблемы существуют.