Несовершенства рынка и несовершенства государственного вмешательства
Несовершенство рынка проявляется в том, что:
1) рынок не способен противостоять монополизации экономики, ограничивающей свободу рыночной конкуренции. Монополисты для извлечения монопольных сверхприбылей диктуют цены, что вызывает необходимость регулирования государством цен на транспорт, услуги связи, электроэнергию, сырье;
2) рынок не заинтересован в производстве общественных благ, особенность которых состоит в том, что ими должны пользоваться все, но не обязаны за них платить. Общественные блага — это не конкурентные товары и услуги, доступные каждому. Например, регулирование дорожного движения с помощью знаков, услуги в сфере образования, здравоохранения, науки, культуры и многие другие. Несмотря на то что они бесплатны для потребителя, они не бесплатны для общества и связаны с издержками, которые не способен нести рынок;
3) рынок не обеспечивает социальные гарантии, не может нейтрализовать дифференциацию в распределении доходов, не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного населения. Все это ведет к социальному расслоению, усиливает социальную напряженность;
4) рынок не устраняет побочных эффектов, возникающих при росте производства и увеличении общественного богатства.
Чаще всего это связано с загрязнением окружающей среды, нарушением экологии;
5) имеют место неполные рынки, например, рынок пенсионного или медицинского страхования. Для их нормального функционирования требуются государственное регулирование и поддержка;
6) несовершенство информации, представляющей собой общественное благо. Без вмешательства государства информация не может быть полноценной и достоверной.
Все эти проявления несовершенства рынка указывают на необходимость государственного регулирования и выполнение государством своих экономических функций.
Государство — это форма существования и организации общества, представляющая собой систему общественных институтов и органов управления.
5. Общественные блага, их свойства и виды. Проблема «безбилетника».
Согласно проведенным исследованиям, общественное благо — благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят они за него или нет. Общественные блага совсем не похожи на частные блага, практически невозможно организовать их продажу: индивиды с удовольствием пользуются эффектами общественных благ, но избегают за них платить. Выделяют так же некоторые, наиболее значимые особенности общественных благ:
Общественное благо отличается двумя свойствами: неизберательностью (несоперничество) в потреблении и неисключаемостью. Свойство неизберательности означает, что благо доступно одновременно многим потребителям, и предельные издержки его предоставления индивидуальному потребителю равны нулю. Под неисключаемостью подразумевается техническая невозможность или запретительно высокие издержки предотвращения доступа к благу дополнительных потребителей. Блага, которым оба свойства присущи в высокой степени, называются чистыми общественными благами. Если хотя бы одно из указанных свойств проявляется лишь в ограниченной степени, то это смешанное общественное благо.
«Общественные блага можно классифицировать по территориальному охвату на общенациональные и локальные. Например, оборона или законодательство являются общенациональными благами, а услуги регулировщика уличного движения - локальное общественное благо. Так в одном месте для улучшения снабжения питьевой водой требуется бурить скважины, в другом - строить канал.»/5, с. 226/
Еще один критерий классификации общественных благ. Это степень заинтересованности в них государства. В этом случае блага подразделяются на следующие группы:
. Не предназначенные для индивидуального потребления и выражающие необходимость устойчивого развития всего общества.
. Предназначенные для индивидуального потребления и имеющие ярко выраженный внешний эффект.
. Не предназначенные для индивидуального потребления и выражающие возможность обеспечения потребления данного блага на определенном уровне всем обществом (группой людей).
. Предназначенные для индивидуального потребления и выражающие возможность и необходимость обеспечения потребления данного блага на заданном уровне всем обществом (группой людей).
Проблема безбилетника заключается в том, что безбилетники занижают ценность чисто общественного блага, а это приводит к более низкому объему его производства по сравнению с эффективным объемом. Таким образом, возможность бесплатного потребления чисто общественных благ обусловливает неэффективность их производства.
В конечном счете может сложиться ситуация, когда никто не будет платить и предоставление чисто общественного блага окажется невозможным. Другими словами, в потреблении чисто общественного блага заинтересованы все, а платить не хочет никто. В связи с этим задача производства чисто общественных благ сводится к решению вопроса о том, как обеспечить их производство при наличии безбилетников.
Решение проблемы безбилетника методом исключения либо связано со значительными издержками, либо приводит к недопроизводству чисто общественного блага, а следовательно, к уменьшению совокупной полезности. В этом случае предоставление чисто общественных благ становится возможным лишь при участии государства.