Тема 1. Теоретические основы корпоративной социальной ответственности
Методические указания по изучению дисциплины
«Корпоративная социальная ответственность (КСО)»
Для студентов направления подготовки
«Менеджмент (бакалавриат)»
Очной и заочной форм обучения
Составитель: В.Л. Афанасьевский
Самара
2014
УДК 316
Методические указания по дисциплине «прикладная социология» для студентов всех форм обучения по специальности «управление персоналом» / Составитель: В.Л. Афанасьевский – Самара: СамГУПС, 2014. – 35с.
Утверждены на заседании кафедры 25.12. 14г., протокол № 4.
Печатается по решению редакционно-издательского совета университета.
Методические указания включают в себя тематику дисциплины, планы семинарских занятий с вопросами и литературой, вопросы к зачёту, темы контрольных работ для студентов-заочников.
Составитель: Афанасьевский Вадим Леонидович, доцент
Рецензенты: Бубнова Галина Ивановна, кандидат исторических наук, доцент кафедры «Социальные технологии и право»;
Лазарев Виктор Тимофеевич, кандидат политических наук.
Редактор: Е. А. Краснова
Компьютерная верстка:
Подписано в печать Формат 60х84 1/16
Бумага писчая. Печать оперативная. Усл. п.л.
Тираж 300 экз. Заказ №
© Самарский Государственный Университет путей сообщения, 2014
Одной из главных тенденций современного социально-экономического развития является социализация бизнеса, отчетливо прослеживаемая с начала 1990-х годов. Международная конференция по устойчивому развитию, состоявшаяся в 1992 г. в Рио-де-Жанейро, стала поворотным пунктом, зафиксировавшим новые требования со стороны мирового сообщества к корпорациям по повышению их социальной ответственности. Эта конференция явилась мощным импульсом активизации изучения роли крупных компаний в решении социальных проблем, а также разработки программных политических документов на корпоративном, национальном и международном уровнях, определяющих сферы социальной ответственности и социальные функции бизнеса.
Сложившаяся в настоящее время в России ситуация делает корпоративные социальные программы, в частности, и активное участие компаний в общественном развитии, вообще, необходимым условием устойчивого ведения бизнеса и - одновременно - фактором повышения социальной стабильности и уровня жизни. Согласно исследованиям Ассоциации менеджеров, 52,9% выборки крупных и средних российских компаний приветствуют модель, в которой «государство и бизнес совместно определяют приоритеты социальной политики, а также области, в которых бизнес может нести социальную нагрузку с максимальным учетом своих интересов». Еще 17,6% опрошенных считают, что бизнес должен брать на себя «основную часть функций в осуществлении социальных программ» Деловое сообщество России совершенствует свою социальную стратегию, разрабатывает и внедряет механизмы согласования интересов в диалоге «бизнес-общество-государство», выходит на этап формирования консолидированной позиции социально ответственного бизнеса. Концепция социальной ответственности бизнеса коренным образом изменяет роль корпораций в капиталистическом устройстве экономики. Бизнес рассматривается теперь не только и не столько в качестве основного катализатора экономического прогресса, но также в качестве института, принимающего активное участие в поддержании социальной стабильности в обществе.
Репутация фирмы складывается из множества понятий. Доверие к компании растет, если деятельность фирмы социально ориентирована. Так, социальная ответственность бизнеса перестает быть лишь безвозмездной тратой денег, а превращается в дополнительное средство повышения имиджа компании. Проблема участия бизнеса в решении социальных проблем общества актуальна для России. Мировой опыт показывает, что от успешности формирования системы партнерских отношений частного предпринимательства, власти и гражданского общества в социальной сфере, от эффективности такого партнерства во многом зависит качество жизни населения и социальная стабильность.
Планы семинарских занятий
Тема 1. Теоретические основы корпоративной социальной ответственности
1. Что включает в себя понятие «социальная ответственность бизнеса» или «корпоративная социальная ответственность»?
2. Каковы основные теоретические подходы к определению и трактовке корпоративной социальной ответственности?
3. Какие факторы сформировали концепцию корпоративной социальной ответственности?
4. Какие уровни корпоративной социальной ответственности Вы можете выделить?
5. Каковы основные элементы корпоративной социальной ответственности?
6. В чем состоит концепция корпоративного эгоизма М.Фридмана? Что такое «корпоративный альтруизм»?
7. Как обосновывается концепция «разумного эгоизма» бизнес организации?
8. Из каких этапов состоит эволюция корпоративной социальной ответственности?
Задания для самостоятельной работы:
1. На конкретных примерах социально ответственных компаний (как российских, так и западных) проанализируйте потенциальные преимущества корпоративной социальной ответственности для бизнеса.
2. Проанализируйте развитие представлений о корпоративной социальной ответственности через эволюцию понятий: «социальная ответственность фирмы», «корпоративная социальная ответственность», «корпоративная социальная способность к реагированию», «корпоративная социальная нравственность».
Литература:
1. Корпоративная социальная ответственность / Н.А. Кричевский, С.Ф. Гончаров. М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2007.
2. Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект // Под. ред. И.Беляевой, М. Эскиндарова. М.: КноРус, 2008.
3. Корпоративная социальная ответственность / Хассел Л., Исмагилова Л., Линфельт Л., Семенова Н. Уфа: Уфимский гос. авиационный технический ун-т, 2006.
4. Фридман М., Фридман Р. Свобода выбирать: Наша позиция. - М.: Новое издательство, 2007.
5. Шевчук А.В. Социальная роль бизнеса в моделях корпоративного управления // СПЭРО, № 2. Зима 2005.
Тема 2. Практические подходы к корпоративной социальной ответственности: мировой и отечественный опыт
1. Что отличает модель корпоративной социальной ответственности, используемую странами Северной Европы?
2. В чем специфика североамериканской модели корпоративной социальной ответственности?
3. Каковы особенности развития корпоративной социальной ответственности в азиатско-тихоокеанском регионе?
4. Каковы особенности развития корпоративной социальной ответственности в России?
5. В чем состоит специфика мотивации предпринимателей в отношении корпоративной социальной ответственности в России?
Литература:
1. Корпоративная социальная ответственность / Н. А. Кричевский, С. Ф. Гончаров. М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2007.
2. Корпоративная социальная ответственность / Хассел Л., Исмагилова Л., Линфельт Л., Семенова Н. Уфа: Уфимский гос. авиационный технический ун-т, 2006.
3. Перегудов С.П. Корпоративное гражданство: концепции, мировая практика и российские реалии. М.: Изд-во: Прогресс-Традиция, 2008.
Задания для самостоятельной работы:
На основе анализа основных характерных черт западных моделей корпоративной социальной ответственности, оцените возможности их применения в практике российского бизнеса.