Преподаватель: к.э.н. Мельник С.А
ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ФАСТ (спец. 220 301 А) К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИКА» 2012 - 2013 УЧ. ГОД
Преподаватель: к.э.н. Мельник С.А.
РАЗДЕЛ «МИКРОЭКОНОМИКА»
Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ
А. Подготовьте ответы на следующие вопросы:
1. Какое место экономическая теория занимает в системе экономических наук?
2. Дайте характеристику вещественным и личным факторам производства.
3. Что представляет собой система экономических отношений ? Какова роль собственности в этой системе?
4. Что такое права собственности и в чём они выражаются?
5. Дайте понятие, характеристику и структуру экономических потребностей. В чем сущность закона возвышения потребностей?
6. Какова взаимосвязь экономических благ и экономических ресурсов? Дайте их характеристики и структуру.
7. Что понимается под ограниченностью (редкостью) ресурсов?
8. Что такое кривая производственных возможностей и что она иллюстрирует? В чем сущность закона возрастания вмененных (альтернативных) издержек производства?
9. Что такое рациональность поведения экономического субъекта (экономического агента)?
10. Охарактеризуйте методы изучения экономической теории.
11. Что такое экономическая модель?
12. Что такое позитивная и нормативная экономика?
13. В чем содержание формационного и цивилизационного подходов к характеристике экономических систем?.
14. Охарактеризуйте доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную экономические системы.
15. Дайте ответ на вопросы Что? Как? Для кого? производить в традиционном, рыночном, смешанном и командном хозяйстве?
16. Охарактеризуйте следующие экономические школы: меркантилизм, классическая экономическая школа,, неоклассицизм, кейнсианство, монетаризм, теории общественного выбора, институционализм (когда возникли, основные представители, основные взгляды ).
Тема 2. РЫНОК: СОДЕРЖАНИЕ, ФУНКЦИИ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
А. Подготовьте ответы на следующие вопросы:
1.Что такое товарное производство и каковы условия его возникновения ?
2. Что такое экономическое обособление производителей и на чем оно основано?
3. Каковы подходы к определению сущности стоимости товара в классической и неоклассической школах?
3. Раскройте подробно функции рынка.
4. Раскройте подробно принципы рыночных отношений.
5. Какова роль рынка в экономике?
6. Чем отличаются понятия структура и инфраструктура рынка?
7. По каким признакам могут выделяться различные виды рынков?
8. Охарактеризуйте инфраструктуру рынка.
9. Каковы преимущества рыночной системы хозяйства по сравнению с административной системой?
10. Что понимается под домохозяйствами и фирмами ?
11. Каким образом осуществляется кругооборот продуктов и дохода между фирмой и домохозяйством?
Тема 3. ОСНОВЫ ТЕОРИИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А. Подготовьте ответы на следующие вопросы:
1.Чем отличаются понятия спрос и величина спроса (предложение и величина предложения)?
2. От каких факторов зависит величина спроса (предложения)?
3. В чем сущность закона спроса (закона предложения)?
4. В чем состоит различие понятий: изменение самого спроса и изменение величины спроса (изменение самого предложения и изменение величины предложения)? Как эти изменения отражаются на графике спроса (предложения)?
5. Чем отличается рыночный спрос от индивидуального спроса (рыночное предложение от индивидуального предложения)?
6. Почему при снижении цены товара объем рыночного спроса растет в большей степени, чем объем спроса отдельного потребителя?
7. Какие выделяют разновидности рыночного спроса в зависимости от факторов, влияющих на него?
8. Что такое равновесная цена?
9. Каким образом происходит приспособление предложения товара к спросу на него?
10. Каким образом на рыночное равновесие может воздействовать государство через налоги, дотации и фиксированные цены? Покажите это на графиках.
11. Что такое эластичность спроса (предложения) и как она измеряется?
12. Что такое точечная, дуговая и перекрестная эластичность и в каких случаях используются эти виды эластичности?
13. Какие факторы влияют на эластичность спроса (эластичность предложения)?
14. Что такое нормальные товары, товары-субституты и комплементарные товары ?
Б. Выполните следующие практические задания к семинару (с пояснениями Ваших ответов)
1. Можно ли сдвиг кривой спроса вправо на бытовые пылесосы объяснить (да или нет и почему):
а) внедрением новых технологий в производство бытовых пылесосов;
б) сокращением цены на бытовые пылесосы и, как следствие, увеличением объема их продаж;
в)инфляционными ожиданиями потребителей, вызвавшими повышенный интерес к данному товару;
г) сокращением издержек производства бытовых пылесосов;
д) ростом реальных доходов населения.
2. На потребительском рынке некоторого товара можно выделить две группы потребителей. Индивидуальный спрос первой группы (250чел.) задан уравнением Qd1=10-2P, второй группы (400чел.) - уравнением Qd2=5-4P. Определите рыночный спрос.
3. Могут ли привести к сдвигу точки экономического равновесия из Е1 в Е2 следующие причины (да или нет и почему):
а) рост заработной платы в отрасли, производящей данный товар; P
б) сокращение налогов на фирмы-производители;
в) увеличение среднего дохода населения; E1
г) расширение спроса на данный товар вследствие E2
успешной рекламной компании;
д) приход на местный рынок иностранных компаний;
е) рост издержек производства вследствие удорожания
транспортных расходов.
Q
4. Согласны ли вы со следующими высказываниями? (поясните ваш ответ):
а) Относительно худшими (некачественными) товарами называются товары, спрос на которые уменьшается по мере роста доходов при прочих равных условиях.
б) Коэффициент эластичности может быть измерен как в денежных показателях. так и в процентах.
в) Наличие и доступность товаров-заменителей - существенный фактор эластичности спроса по цене.
г) Если перекрестная эластичность спроса товара А по цене товара Б является величиной отрицательной. то товары относятся к группе взаимодополняющих.
5. Издательство обнаружило. что при исходной цене книги 12 у.е. оно смогло продать 100 экз. в неделю, а после того как цены поднялись до 16 у.е. - только 90 экземпляров. Какова эластичность спроса по цене? Какой вид эластичности здесь описывается?
6. Какое из следующих утверждений относится к характеристике неэластичного спроса?
а) Имеется большое количество товаров-заменителей.
б) Потребители расходуют на товар значительную долю своего бюджета.
в) Рассматривается продолжительный период времени.
г) Товар является для потребителя предметом первой необходимости.
д) Замена продавца чревата значительными рисками.
7.В ходе опроса покупателей были выяснены максимальные цены, по которым люди готовы приобретать микроволновые печи. Ответы сведены в таблицу. Определите рыночный спрос.
Цена, ден.ед. | ||||||||
Число покупателей, готовых приобретать товар по данной цене |
8.На местном рынке предложение учебников по экономической теории обеспечивается семью магазинами, которые предлагают следующие цены. Определите рыночное предложение.
Магазин | А | Б | С | Д | Е |
Цена, ден. ед. | |||||
Предложение, шт. |
Тема 4. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
А. Подготовьте ответы на следующие вопросы:
1. Какая экономическая теория (школа) лежит в основе теории потребительского поведения?
2. Охарактеризуйте допущения, на которые опирается теория потребительского поведения.
3. Дайте подробное описание характеристик потребителя, которые определяют его поведение в рыночной экономике.
4. Чем отличаются принципиально кардиналистский и ординалистский подходы к теории потребительского поведения?
5. Охарактеризуйте кардиналистскую теорию потребительского поведения и условие равновесия потребителя в соответствии с этой теорией.
6. Охарактеризуйте ординалистскую теорияю потребительского поведения и условие равновесия потребителя в соответствии с этой теорией.
7. Дайте определения понятий: кривая безразличия, бюджетная линия, предельная норма замены.
8. Охарактеризуйте кривые безразличия взаимозаменяемых и взаимодополняемых благ.
9. Как влияет на потребительский выбор цена и доход? Постройте кривую «доход – потребление» и кривую «цена – потребление.
Б. Выполните следующие практические задания:(с пояснениями Ваших ответов)
1. Постройте кривые общей полезности, предельной полезности и спроса на апельсины на основе следующих данных (цена за один апельсин – 7 руб.):
количество апельсинов (шт.) общая полезность (руб.)
1 10
2 19
3 27
4 34
5 40
6 42
Ответьте на вопросы:
а) как изменится спрос и построенные Вами кривые при увеличении цены до 8 рублей?
в) на основе какого подхода к рассмотрению полезности Вы основывали свои построения и суждения?
2. Оцените верность следующих утверждений (верно или неверно):
а) рациональный потребитель будет покупать разные товары по одинаковым ценам только тогда, когда полезность этих товаров тоже будет для него одинакова;
б) реклама построена в основном на использовании эффекта сноба;
в) в кардиналистской теории полезности не учитывается ограниченность денег у покупателя;
г) общая полезность пропорциональна предельной полезности;
д) оптимальное правило покупки рационального потребителя состоит в том, что он покупает товар по наивысшей цене.
3. В равновесии рациональный потребитель потребляет 2 кг помидоров по цене 30 руб. за кг и 4 кг груш по цене 50 руб. за кг. Чему равна для него предельная норма замены груш помидорами (выберите верный ответ):
а) 2/4; б) 1/4; в) 3/5; г) 5/3.
4. Потребитель тратит 20 руб. в день на апельсины и яблоки. Предельная полезность яблок для него равна 20 – 3х, где х – количество яблок в шт. Предельная полезность апельсинов равна 4- 5у, где у – количество апельсинов в шт. Цена одного яблока составляет 1 руб., цена одного апельсина 5 – руб. Какое количество яблок и апельсинов купит рациональный потребитель?