Понятие стандартизации и сертификации
Общая и частные цели стандартизации; два варианта определения стандартизации; функции стандартизации; уровни стандартизации; органы по стандартизации; определение сертификации; социальное и экономическое значение стандартизации и сертификации.
1.1. Определение стандартизации и сертификации
В процессе трудовой деятельности специалисту приходится решать систематически повторяющиеся задачи: измерение и учет количества продукции, составление технической и управленческой документации, измерение параметров технологических операций и т.д. Существуют различные варианты решения этих задач. И одним из таких вариантов является стандартизация.
Общая цель стандартизации состоит в выявлении наиболее правильного и экономичного варианта, т.е. нахождение оптимального решения. Найденное решение дает возможность достичь оптимального упорядочения в определенной области стандартизации. Для превращения этой возможности в действительность необходимо, чтобы найденное решение стало достоянием большого числа предприятий (организаций) и специалистов. Только при всеобщем и многократном использовании этого решения существующих и потенциальных задач возможен экономический эффект от проведенного упорядочения [41, с. 44].
В настоящее время в России используются как минимум два определения стандартизации, которые даны в Федеральном законе РФ «О техническом регулировании» (2002 г.) и в межгосударственном основополагающем стандарте ГОСТ 1.1–2002 «Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения» (введен в действие на территории России с 1 июля 2003 г. Постановлением Госстандарта России от 8 октября 2002 г.).
В указанном Федеральном законе стандартизация определяется как деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг [126]. В ГОСТ 1.1–2002 дано определение стандартизации как деятельности, направленной на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач [12]. В данном стандарте в примечании к этому определению говорится, что «важнейшими результатами деятельности по стандартизации являются повышение степени соответствия продукции, процессов и услуг их функциональному назначению, устранение барьеров торговле, содействие научно-техническому сотрудничеству и достижение иных целей стандартизации, в том числе обеспечение безопасности, охраны окружающей среды, совместимости, взаимозаменяемости, унификации, защиты продукции, единства измерений, взаимопонимания, обороноспособности и мобилизационной готовности» [Там же].
Сертификация определена как форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров [126].
Объектом стандартизации являются продукция, работа, процесс и услуги, подлежащие или подвергшиеся стандартизации.
Стандартизация направлена на защиту интересов потребителей и государства по вопросам качества продукции, процессов и услуг и осуществляется в следующих целях:
1) повышение уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных или растении и содействия соблюдению требований технических регламентов;
2) повышение уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
3) обеспечение научно-технического прогресса;
4) повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг;
5) рациональное использование ресурсов;
6) техническая и информационная совместимость;
7) сопоставимость результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;
8) взаимозаменяемость продукции [41, с. 54].
Для достижения социальных и технико-экономических целей стандартизация выполняет определенные функции.
Во-первых, это функция упорядочения и ресурсосберегающая функция. Функция упорядочения состоит в преодолении неразумного многообразия объектов (раздутая номенклатура продукции, ненужное многообразие документов). Она сводится к упрощению и ограничению. Чем объект более упорядочен, тем он лучше вписывается в окружающую предметную и природную среду с ее требованиями и законами. Что касается ресурсосберегающей функции, то она обусловлена ограниченностью материальных, энергетических, трудовых и природных ресурсов и заключается в установлении в нормативных документах обоснованных ограничений на расходование ресурсов.
Во-вторых, это охранная и цивилизующая функции. Охранная (социальная) функция заключается в обеспечении безопасности потребителей продукции (услуг), изготовителей и государства, объединение усилий человечества по защите природы от техногенного воздействия цивилизации, охрана жизни или здоровья животных и растений. Цивилизующая функция направлена на повышение качества продукции и услуг как составляющей качества жизни. Например, от жесткости требований национальных стандартов к содержанию вредных веществ в пищевых продуктах, питьевой воде, сигаретах непосредственно зависит продолжительность жизни населения страны. В этом смысле стандарты отражают степень общественного развития страны, т.е. уровень цивилизации.
В-третьих, это коммуникативная и информационная функции. Коммуникативная функция обеспечивает общение и взаимодействие людей, в частности специалистов, путем личного обмена или использования документальных средств, аппаратных (компьютерных, спутниковых и пр.) систем и каналов передачи сообщений. Эта функция направлена на преодоление барьеров в торговле и на содействие научно-техническому и экономическому сотрудничеству. Информационная функция состоит в том, что стандартизация обеспечивает материальное производство, науку и технику и другие сферы нормативными документами, эталонами мер, образцами – эталонами продукции, каталогами продукции как носителями ценной технической и управленческой информации. Считается, что ссылка в договоре (контракте) на стандарт является наиболее удобной формой информации о качестве товара как главного условия договора (контракта).
В-четвертых, речь идет о функции нормотворчества и доказательной функции. Функция нормотворчества в системе стандартизации проявляется в задании норм и требований (правил, значений параметров, условий для выполнения) применительно к объекту стандартизации. Задаваемые стандартом (как и техническим регламентом) требования через механизм подтверждения соответствия продукции (например сертификацию) определяют решение о доступе продукции на рынок. Доказательная функция проявляется в том, что гармонизированные с конкретным техническим регламентом стандарты раскрывают существенные требования регламента [41, с. 57–58].
Таким образом, в нормативно-правовых актах Российской Федерации содержание определений стандартизации и сертификации реализуется через выполняемые ими функции по защите интересов всех заинтересованных сторон.
1.2. Уровни стандартизации. Органы по стандартизации
Работы в области стандартизации проводятся в каждой стране в соответствии с ее законодательством. Речь идет о том, что в отдельном государстве создается своя система нормативно-правовых актов по стандартизации (нормы, правила, стандарты и др.). Для этого создаются специальные органы, которые ответственны за проведение государственной политики в указанной области, организуется определенная структура управления данной системой.
Вместе с тем, существование своей системы стандартизации не является препятствием для международного сотрудничества. В этом случае страны, расположенные, как правило, в рамках одного географического региона, имеющие тесные исторические, культурные, экономические связи между собой могут принять решение о проведении общей политики в области стандартизации через создание наднационального органа.
Кроме того, в эпоху глобализации региональная интеграция в ряде случае недостаточна. Возникает потребность в создании определенных международных организаций, которые бы могли решать проблемы, имеющие мировое значение.
Таким образом, речь идет о проведении политики в области стандартизации на разных уровнях. Уровень стандартизации – участие в деятельности по стандартизации с учетом географического, политического или экономического признаков.
Выделяют международную, региональную и национальную уровни стандартизации [12]:
а) международная стандартизация – стандартизация, участие в которой открыто для национальных всех стран мира;
б) региональная стандартизация – стандартизация, участие в которой открыто для национальных органов по стандартизации только одного географического, политического или экономического региона.
К региональной стандартизации относится стандартизация в рамках СНГ, которая обозначается как межгосударственная стандартизация. Представители правительств стран СНГ подписали «Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации», а национальные органы по стандартизации участвуют в работе Евразийского совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ЕАСС). В дальнейшем возможно расширение уровня межгосударственной стандартизации по географическому или экономическому признаку (за счет государств, сопредельных со странами СНГ или связанных с ними экономически) при условии присоединения государства к указанному Соглашению и вступления национального органа по стандартизации в ЕАСС;
в) национальная стандартизация – стандартизация, проводимая на уровне одной конкретной страны.
Соответственно уровню стандартизации выделяют органы по стандартизации. Орган по стандартизации определяется как занимающийся стандартизацией орган, признанный на национальном, региональном или международном уровнях, основная функция которого, согласно его статусу, заключается в разработке и/или принятии стандартов, доступных широкому кругу пользователей.
Выделяют следующие по уровню органы по стандартизации:
Во-первых, это международная организация по стандартизации – организация по стандартизации, членство в которой открыто для соответствующего национального органа по стандартизации любой страны. Международными организациями по стандартизации являются: ИСО (ISO, Международная организация по стандартизации), МЭК (IEC, Международная электротехническая комиссия) и МСЭ (ITU, Международный союз электросвязи). Они формируют специализированную систему всемирной стандартизации.
Во-вторых, речь идет о региональной организации по стандартизации, которая определяется как организация по стандартизации, членство в которой открыто для соответствующего органа любой страны, но только одного географического, политического или экономического региона мира. Примером региональной организации по стандартизации является Европейский комитет по стандартизации (CEN). В СНГ региональной организацией по стандартизации является ЕАСС [6]. Ее членами являются национальные органы по стандартизации стран СНГ и могут стать национальные органы по стандартизации других стран. Для этого необходимо их присоединение к «Соглашению о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации» и, соответственно, аккредитации в этих областях деятельности, а также признание установленных в соответствующих основополагающих межгосударственных стандартах основных целей, принципов и порядка проведения работ в области стандартизации, метрологии, сертификации и аккредитации.
В СНГ в рамках ЕАСС создан межгосударственный технический комитет по стандартизации, который является рабочим органом ЕАСС для разработки межгосударственных стандартов, а также для проведения подготовительных и вспомогательных работ по межгосударственной и региональной стандартизации по закрепленным за ними объектам стандартизации или областям деятельности.
В соответствии с приказом Госстандарта России от 5 января 2004 г. (в сети Интернет существует специальный сайт региональной организации по стандартизации стран СНГ) национальный орган РФ по стандартизации представляет на сайт указанной организации материалы по следующим тематическим рубрикам:
а) Официальная информация;
б) Панорама. Вести из национальных органов по стандартизации, метрологии и сертификации;
в) В научно-технических комиссиях и рабочих группах и Межгосударственных технических комитетах;
г) Сегодня (обмен опытом по актуальным проблемам и их решению);
д) Окно в мир (о международных и региональных организациях по стандартизации и участии в них стран СНГ) [54, с. 67-68].
В-третьих, это национальный орган по стандартизации – орган по стандартизации, признанный на национальном уровне, который имеет право представлять интересы страны в области стандартизации в соответствующей международной или региональной организации по стандартизации. В национальной стандартизации наряду с термином «национальный орган по стандартизации» может применяться также термин «государственный орган исполнительной власти по стандартизации», а при необходимости – краткое официальное наименование этого органа, например Госстандарт Республики Беларусь.
Национальный орган по стандартизации или специально уполномоченный орган исполнительной власти осуществляет в пределах, установленных действующим в стране законодательством, государственный надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и межгосударственных стандартов, введенных в действие на территории данного государства.
В границах одной страны (на национальном уровне) разработка проектов стандартов осуществляется в рамках специально создаваемых технических комитетов по стандартизации. Технический комитет по стандартизации – общественное объединение заинтересованных предприятий, организаций, органов власти, в том числе национальных органов по стандартизации, которое создано на добровольной основе для разработки государственных, межгосударственных, международных и региональных стандартов, а также для проведения подготовительных и вспомогательных работ в области государственной, межгосударственной, международной и региональной стандартизации по закрепленным объектам стандартизации или областям деятельности.
Таким образом, участие страны в работах в области стандартизации на региональном и международном уровнях позволяет использовать новейшие достижения в указанной сфере деятельности, что способствует более динамичному развитию национальной экономики.
1.3. Значение стандартизации в мировой экономике
В современном мире роль сферы услуг как обеспечивающего сектора экономики постоянно возрастает. Так, в развитых странах на эту сферу приходится более двух третей валового внутреннего продукта (ВВП). Быстро растет доля индустрии сервиса в международной торговле. По имеющимся данным, в будущем объем торговли услугами значительно превысит объем торговли товарами. Отсюда возрастает внимание к качеству и безопасности услуг, культуре обслуживания. На сегодняшний день доля услуг в мировой торговле больше 25% [122, с. 56].
О возрастающей роли услуг свидетельствует и то, что Международная организация по стандартизации (ИСО) 1996 год объявила годом услуг [Там же].
Подъем сферы услуг наблюдается и в России. Так, доля услуг в валовом внутреннем продукте в настоящее время составляет около 50%, а ежегодный прирост доли услуг с 1998 по 2000 гг. составил около 7%, в основном за счет развития малого и среднего предпринимательства. Однако это явление, как отмечается, носит двойственный характер: с одной стороны оно соответствует тенденциям, существующим в развитых странах, с другой – рост и объем услуг не всегда обеспечивает их качеством и безопасностью [34, с. 33].
В мире расширяются процессы экономической и политической интеграции, распространяется стандартизированный гостиничный продукт на различных туристских направлениях. Но с другой стороны социальный, научный, технический и культурный прогресс ведет к усложнению экономической и социальной жизни общества, возрастанию факторов здоровья и жизни человека. И в этой ситуации большая роль принадлежит стандартизации услуг. Так, исследователи, занимавшиеся изучением гостиничной индустрии США, пришли к выводу, что стандартизированное обслуживание стало одним из факторов, которое вывело гостиничную отрасль этой страны на передовые позиции в мире [88].
В России в конце 1990-х гг. распространилось мнение о необходимости придать действовавшим в то время государственным стандартам статуса добровольных стандартов [9, с. 5]. Тем не менее, опыт стран, применяющих добровольные стандарты, показывает, что роль государства при этом не уменьшается. Так, 20 июня 2002 г. между Правительством Великобритании и Британской организацией по стандартизации (BSI) был подписан Меморандум о взаимопонимании. В нем заявлено, что разработка и распространение стандартов имеют государственное значение, так как другие документы по стандартизации (например, корпоративные технические условия) в меньшей степени отвечает интересам всех сторон, в частности потребителей [108, с. 4–5].
Таким образом, рост и значение сферы услуг поставили проблему безопасности жизни человека и окружающей среды, а стандартизация и сертификация рассматриваются как способы, позволяющие предотвратить нежелательные последствия, которые могут возникнуть в результате действий предпринимателей.
Краткое резюме
На основании изложенного материала мы можем отметить несколько моментов:
– в России в настоящее время определения стандартизации используются в нормативно-правовых документах разных уровней (в Федеральном законе РФ «О техническом регулировании» и ГОСТ 1.1–2002 “Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения”);
– стандартизация осуществляется на международном, региональном и национальном уровнях и, соответственно, регулируется органами по стандартизации указанных уровней;
– стандартизация и сертификация вызваны социально-экономическими потребностями общества и являются частью государственной политики высших органов власти данной страны.
Таким образом, стандартизация и сертификация имеют не только экономическое, но и социальное значение.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Дайте определение стандартизации по Федеральному закону РФ «О техническом регулировании».
2. Как звучит определение стандартизации в ГОСТ 1.1–2002?
3. Дайте определение сертификации в соответствии с Федеральным законом РФ «О техническом регулировании».
5. Что такое технический комитет?
6. Назовите уровни стандартизации.
Тема 2