Государственное финансирование ниокр в российской федерации

В соответствии с существующей до настоящего времени практикой львиная доля затрат на проведение НИОКР в России осуществляется за счет государственного бюджета. По некоторым оценкам, она составляет около 90%. Такой подход вряд ли отвечает новым экономическим реалиям. Промышленным предприятиям, которые в будущем намере­ны прочно утвердиться на внутреннем, а тем более на внеш­нем рынках, необходимо иметь высокую инновационную предприимчивость, держаться «на гребне» научно-техничес­кого прогресса. Для этого промышленные предприятия дол­жны интенсифицировать свои собственные научные иссле­дования и разработки либо финансировать их в специализи­рованных научных центрах и высших учебных заведениях.

В условиях формирования рыночных отношений суще­ственным образом меняются функции государства в облас­ти организации, финансирования и осуществления инновационной деятельности. Основой нового подхода к управлению инновационным процессом являются множество источников финансирования и его программно-целевая ориентация.

Для фундаментальных научных исследований, которые являются основой научно-технического прогресса и носят некоммерческий характер, главным источником финансиро­вания являются бюджетные ассигнования. Финансирование НИОКР по приоритетным для нашей страны направлениям (микроэлектроника, машиностроение и др.) должно осуществ­ляться на основе гибкого сочетания бюджетных источников и средств заинтересованных предприятий и организаций. Причем прикладные исследования должны обеспечиваться главным образом за счет средств хозяйствующих субъектов при определенной государственной поддержке.

На данный момент говорить о количественных соотноше­ниях между государственным и частным финансированием инновационной деятельности для России не приходится, по­скольку последнего практически нет. Поэтому важно, что­бы этот процесс сдвинулся с места и развивался в том на­правлении, по которому идут развитые страны.

Пользуясь традиционным делением науки на фундамен­тальную и прикладную, систему государственного финан­сирования НИОКР в России можно представить как финан­сирование:

• фундаментальных исследований;

• прикладных исследований;

• внедренческих работ.

В рамках первого направления различают целевое бюд­жетное финансирование научных организаций, специализи­рующихся на фундаментальных исследованиях государ­ственных научных центров, академических институтов и вузов и конкурсную поддержку наиболее перспективных и важных инициативных проектов путем предоставления суб­сидий (грантов) научным коллективам и отдельным ученым.

В настоящее время существует множество правитель­ственных и околоправительственных организаций, фондов и консультативных групп, которые призваны содействовать развитию фундаментальных исследований, повышению на­учной квалификации ученых, установлению научных контактов и распространению информации в области фундамен­тальных научных исследований в России и за рубежом, меж­дународному сотрудничеству в области науки и техники. К сожалению, видимой практической отдачи от их деятель­ности немного. Тем не менее необходимость и перспектив­ность такой организационной формы финансирования фун­даментальной науки сомнений не вызывает.

В финансировании прикладных исследований выделяют два различных механизма: государственный заказ и долевое государственное финансирование. Государственный заказ осуществляется в стратегически важных направлениях при­кладной науки в двух основных формах: 1) целевого кон­тракта под конкретные высокоприоритетные цели и опреде­ленных исполнителей с исключительным правом государства на использование полученных результатов; 2) конкурсного контракта с разделением права собственности на получен­ные результаты между государством и исполнителем. В пос­леднем случае также предусматривается право государства на выкуп у исполнителя его доли собственности на конкрет­ные результаты.

Долевое государственное финансирование прикладных исследований может выступать в различных формах. В част­ности, иногда прибегают к созданию научно-исследователь­ских консорциумов промышленных предприятий и научных организаций в целях объединения имеющихся ресурсов и проведения совместных работ на этапах освоения новых видов продукции и технологий. Иногда, наоборот, разраба­тывается целевая государственная программа развития при­кладных исследований в том или ином перспективном на­правлении. Курирующее ее министерство или ведомство совместно с учеными и заинтересованными представителя­ми промышленности формирует основные задачи и устанав­ливает сроки их решения. После чего объявляется конкурс, в котором могут принять участие любые организации неза­висимо от формы собственности. Отобранные по итогам конкурса исполнители должны обеспечить не менее 50% финансирования проектов с их непосредственным участием.

Механизм долевого участия помимо мобилизации допол­нительных ресурсов автоматически повышает ответственность исполнителей за качество выполняемых прикладных исследований и уменьшает вероятность выделения бюджет­ных финансовых средств случайным организациям.

Среди организационных механизмов финансирования вне­дренческих работ различают государственный заказ и льгот­ный кредит. Государственный заказ осуществляется в фор­ме целевых контрактов под определенных исполнителей, а также в форме конкурсных контрактов, на которые могут претендовать сразу несколько конкурирующих организаций. Следует заметить, что практика конкурсных контрактов способствует повышению эффективности разработок и пре­одолению монополии отдельных производителей.

Льготный кредит может быть предоставлен либо целевым образом, либо на конкурсной основе. Механизм льготного кредита предполагает снижение процентной ставки за предо­ставляемый кредит в зависимости от степени важности для государства продвигаемых на рынок научных разработок, уровня рентабельности при коммерческой реализации проек­та в сочетании с достигнутым социальным эффектом, воз­можностей повышения конкурентоспособности национальной промышленности на мировом рынке и других показателей.

Таким образом, расширение практики долевого и кредит­ного финансирования прикладных исследований и внедрен­ческих работ позволяет уменьшить трудности, связанные с формированием и распределением государственного бюдже­та на НИОКР. Однако это предполагает ряд дополнитель­ных мер, направленных на стимулирование негосударствен­ных инвестиций в сферу науки. В частности, необходима сильная аудиторская служба, выполняющая функции экспер­тизы проектов и контроля за использованием бюджетных средств в цикле наука—производство.

ГЛАВА 7

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

И ФОРМИРОВАНИЕ ТЕМПОВ,

ПРОПОРЦИЙ, СТРУКТУРЫ

НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Наши рекомендации