Государственное регулирование фирмы
Государственное регулирование деятельности фирмы представляет собой форму целенаправленного воздействия на фирмы с целью реализации государственных интересов.
Методы государственного воздействия на фирмы можно подразделить на прямые методы и косвенные.
К прямым методам относят методы непосредственного вмешательства государства в деятельность фирмы. Оно осуществляется путем финансирования новых отраслей, системы государственных заказом и контрактов, финансирования подготовки кадров, предоставления субсидий, дотаций и субвенций, через механизм ценообразования.
На современном этапе важную роль играют государственные заказы. Это обязательные для выполнения задания по поставкам продукции или услуг для государственных нужд. Через государственные заказы удовлетворяются важнейшие потребности общества, проводится определенная государственная политика.
В настоящее время все большее распространение получает такая форма государственного заказа, как контракты. Это соглашение между государством и фирмой на основе взаимных обязательств по поставкам и приобретению товара либо определенного объема работ.
В необходимых случаях государство может оказывать фирме и финансовую помощь в форме субсидий, дотаций, субвенций и т.д.
Субсидии – это безвозмездное финансовое пособие для технического перевооружения, реорганизации и т.д.
Дотации представляют собой финансовое пособие для покрытия убытков в случаях, когда цены на продукцию ниже издержек на производство и реализацию. В некоторых отраслях от дотаций зависит само их существование. Во многих странах, например, дотируется производство сельскохозяйственной продукции. Для Беларуси и России данное обстоятельство особенно актуально, поскольку большая часть сельскохозяйственных угодий наших стран расположена в зоне рискованного земледелия. И вообще, продукция нашего сельского хозяйства по природно-климатическим условиям и без поддержки государства просто не сможет конкурировать со странами Запада и Восточной Европы. Дело в том, что биологическая продуктивность почв (теоретически достижимое количество биомассы с га) у нас в 2 раза меньше, чем в Западной Европе, и в 5 раз меньше, чем в США. Другой фактор – продолжительность вегетационного периода. В Центральной Европе и в Англии, например, работы на земле начинаются в марте, а заканчиваются к началу декабря, следовательно, продолжаются 9 месяцев. В Беларуси же они продолжаются с апреля до октября. Почему бы тогда не отказаться от производства мяса, молока, зерна и др. видов продукции сельского хозяйства и не покупать её в странах ЕС? Во-первых, сельскохозяйственная продукция обеспечивает нашу экономическую безопасность и независимость. Во-вторых, она удовлетворяет первичные потребности людей, И, в-третьих, где мы возьмем деньги на покупку продовольствия в таких объемах? Прежде, чем что-то купить, надо что-то продать.
И, наконец, субвенции – это особый вид денежного пособия местным органам государственной власти или отдельным фирмам для финансирования определенного мероприятия и подлежит возврату в случае нарушения его целевого использования.
В связи со сказанным возникает вопрос, а стоило ли оказывать помощь таким белорусским предприятиям, например, как МТЗ, МАЗ, «Горизонт» и др.? Давайте порассуждаем вместе. Без помощи государства некоторые из них наверняка бы стали банкротами, так как не выдержали бы конкуренции со стороны известных иностранных фирм. Предположим, что в Беларуси обанкротился МТЗ? Тогда, во-первых, было бы потеряно 20 тыс. рабочих мест на этом предприятии, а на смежных предприятиях – около 140 тыс. Цифры, как видим, внушительные! Во-вторых, для того, чтобы трактора были конкурентоспособны, для МТЗ надо готовить высококвалифицированные кадры и разрабатывать новейшие технологии. Это значит, что такие предприятия, как МТЗ, являются локомотивами науки и образования. В-третьих, канет в лету и торговая марка этого предприятия. Другое дело, что государственная поддержка должна быть взвешенной.
Вмешательство государства в механизм ценообразования, как правило, носит социальную направленность. Государство может, например, устанавливать предельный уровень цен на предметы первой необходимости (соль, хлеб, лекарства), чтобы не допустить падения уровня жизни людей в условиях монополизма и дефицита продукции. Оно регулирует тарифы на услуги жилищно-коммунальные, общественного транспорта и т.д. Довольно часто государство устанавливает фиксированные цены на природные ресурсы, так как с них начинается вся цепочка цен на готовую продукцию.
В странах с социально ориентированной экономикой роль государства в ценообразовании часто состоит не столько в назначении конкретной цены, сколько в разработке мер воздействия на принятие решений по ценам. Эти меры включают систему правовых актов и законов, с помощью которых регулируются цены на рынке.
К методам косвенного воздействия государства на фирмы, в первую очередь, относят налоговую и амортизационную политики. Подробный разговор о налогах ведется в таком разделе экономической теории, как «Макроэкономика». Здесь же укажем на то, что, изменяя налоговые ставки, государство может активно воздействовать на спрос и предложение, сбережения и инвестиции. Высокие ставки налогов приводят к уменьшению капитальных вложений в производство, льготные же – позволяют предприятиям возмещать издержки и при низких рыночных ценах. Поэтому, если спрос и предложение надо сдерживать, тогда государство увеличивает налоговые ставки, а в случае их расширения — проводит льготную налоговую политику.
Одним из косвенных методов государственного регулирования деятельности фирмы является метод ускоренной амортизации. Дело в том, что высокие нормы амортизации позволяют предприятию повышать уровень накопления, способствуют интенсивному росту основного капитала в наукоемких отраслях, прогрессивным структурным сдвигам в экономике. Система ускоренной амортизации (до пяти лет) приводит к сокращению сроков службы оборудования, позволяет списывать уже в первые годы эксплуатации в качестве издержек большую часть стоимости оборудования и тем самым занижать облагаемую налогом прибыль. Таким образом, ускоренная амортизация является механизмом, обеспечивающим инвестиции в производство.
Итак, нами была выяснена экономическая роль государства в деятельности фирм. К ней и ее социальной роли мы ещё вернёмся, когда будем рассматривать вопросы функционирования национальной экономики. Теперь же пришла пора подвести некоторые итоги.
ВЫДЕЛИМ ГЛАВНОЕ
¨ Управление фирмой нацелено на такое использование ограниченных ресурсов, при котором в наибольшей степени удовлетворяются потребности потребителей в продукции фирмы с максимальной для неё выгодой.
Функционирование фирмы возможно в трёх типах экономических систем: централизованной, децентрализованной и смешанной. На современном этапе развития общества доминирует смешанная экономическая система, или социально ориентированная рыночная экономика.
¨ В рыночной подсистеме современной экономики управление фирмой принимает форму менеджмента. Это совокупность принципов, методов и других средств наиболее эффективного использования ресурсов с целью увеличения прибыли.
Сущность менеджмента проявляется в таких его функциях, как целеполагание, планирование, организация, координация, регулирование, стимулирование, контроль и анализ деятельности фирмы.
Для выживания в условиях конкуренции фирма должна иметь стратегию. Она представляет собой единство долгосрочных целей фирмы и средств их достижения. Стратегическая цель фирмы состоит в том, чтобы добиться долгосрочных преимуществ, обеспечивающих высокую рентабельность.
Выделяются три вида стратегии: портфельная, деловая и функциональная.
Важную роль в менеджменте играет мотивация труда. Её механизм представляет собой формы, методы и средства привлечения людей к труду.
Теории мотивации труда подразделяются на теории содержательные и процессуальные. К числу наиболее известных содержательных теорий относятся теории Маслоу, МакКлеланда и Герцберга. Среди процессуальных выделяются теории ожиданий, справедливости и Портера-Лоуренса.
¨ В условиях рыночной экономики фирма может добиться успеха только тогда, если в её системе управления большое внимание уделяется маркетингу. Маркетинг — это система организации производства и сбыта продукции, ориентированная на рынок.
В основе маркетинга лежит концепция жизненного цикла продукта (ЖЦП) фирмы. ЖЦП фирмы включает пять фаз: разработку продукта, внедрения его на рынок, роста, зрелости и спада.
¨ В условиях смешанной экономики активную экономическую роль играет государство. Она проявляется, прежде всего, в регулировании деятельности фирмы — целенаправленном воздействии на фирму с целью реализации государственных интересов.
Выделяются две группы методов государственного воздействия на фирмы: прямые и косвенные.
К методам прямого государственного воздействия на фирмы относятся: государственные заказы, контракты, финансирование подготовки кадров, предоставление субсидий, дотаций, субвенций, регулирование цен на социально значимые товары.
К методам косвенного воздействия государства на фирмы, главным образом, относятся налоговая и амортизационная политики. Они призваны стимулировать рост спроса, предложения и инвестиционной активности фирм.
Государственное регулирование деятельности фирм, в конечном счете, должно способствовать повышению уровня и качества жизни населения страны на основе устойчивого экономического роста.