Задача № 10. Расчет рыночной доли организации в стоимостном выражении

Вариант 1

Потребление электроэнергии на одного жителя с 1995 г. по настоящее время возросло на 15%. В городе N проживает 110 тыс. жителей, среднее потребление электроэнергии на одного человека ранее было 42 кВт в месяц. На сколько возросла денежная емкость рынка электроэнергии этого города в месяц, если численность его населения прежняя, а стоимость

1 кВт увеличилась с 0,035 руб.* в 1995 г. до 1,95 руб. в настоящее время (*данные приведены с учетом деноминации денег).

Вариант 2

Стоимость литра бензина марки АИ-92 в Саратовской области в 2008 г. была 22 руб., в 2009 г. - 17,5 руб. Население Саратова - 910 тыс. человек, сегмент АЗС «Спринт» - 15% населения города, средний размер потребления в месяц - 85 л на одного потребителя. Как изменилась денежная емкость рыночного сегмента организации, если доля ее присутствия на рынке прежняя?

Задача № 11. Спрос, предложение, цена, равновесие, эластичность

Под спросом понимают то количество товара, которое отдельные покупатели готовы купить по некоторой цене.

Закон спроса показывает, что связь между объемом покупок (Q) и ценой (Ц) - обратная. Эта зависимость изображается в виде таблицы или графика. Обобщающей характеристикой спроса является эластичность - отношение скорости возрастания величины спроса (Q) по сравнению со скоростью убывания цены (Ц). Количественно эластичность спроса по цене выражается через коэффициент эластичности:

Кэл по цене = [(Q2 - Q1):Q1] / [(Ц1 – Ц2):Ц1]

где Q1и Q2 - величина спроса соответственно при цене Ц1 и Ц2.

Коэффициент эластичности анализируют по абсолютной величине: если Кэл > 1, спрос считают эластичным - доход производителя возрастает, так как спрос растет быстрее, чем цена. Спрос эластичен если цена повышается и неэластичен при низких ценах.

Если Кэл. < 1 - спрос неэластичен по цене, он растет медленнее чем цена - доходы производителя падают.

Если Кэл. = 1 - изменение цен не влияет на спрос.

Знак минус при коэффициенте эластичности показывает, что связь между величиной изменения спроса и изменения цены обратная. Например, спрос снижается на большую величину, чем увеличивается цена. Спрос зависит от дохода потребителей. Эта зависимость выражается в виде таблицы, или графика.

Обобщающей характеристикой спроса по доходу является коэффициент эластичности спроса по доходу.

Кэл спроса по доходу= [(Q2 - Q1) : Q2] / [(Д2 - Д1) : Д1]

где Д1 и Д2 - величина дохода Q1 и Q2 - величина спроса при доходе Д1 и Д2

Зависимость величины спроса от дохода у разных товаров различна. С ростом дохода люди отказываются от товаров низкого качества и низкой цены. Однако величина спроса на товары первой необходимости остается постоянной.

Люди больше начинают покупать товары длительного пользования, чем их менять, расширяют потребление престижных товаров и предметов роскоши. На товары низкого качества Кэл отрицателен, на товары высокого качества и престижные товары - положителен.

Пример 1.

Эластичен ли спрос на ковры , если при снижении цены с10 000 руб. до 8 000 руб. спрос вырос в 2 раза?

Решение:

Цена снизилась на 20% (10000 - 8000 · 100 / 10000), спрос вырос на 100%.

Эспроса по ценее = 100% / -20% = -5 > 1 - спрос эластичен по цене - связь между величиной спроса и ценой прямая - спрос растет в 5 раз быстрее, чем снижается цена.

Пример 2.

Спрос на какой из трех товаров более эластичен?

Хлеб   Жвачка   Видеомагнитофоны
Цена, р. Спрос   Цена, р. Спрос   Цена, т. р. Спрос
20 бат.   100 шт   100 шт.
18 бат.   80 шт.   200 шт.

Решение:

Эспроа по цене = [ (Q2 - Q2) / Q1 ] /[ (Ц2-- Ц1) / Ц1 ]

Э = хлеб = [(18 - 20) / 20] / [(10 - 5) /5 ] =10% / 100% = - 0,1 - связь не эластичная, обратная.

Цена растет быстрее, чем снижается спрос в 10 раз.

Эжвачка = [(80 - 100) / 100 ] / [ (6 - 5) / 5 ] = - 0,2 / 0,2 = - 1 -изменение спроса пропорционально изменению цены. Связь обратная.

Эвидеомагнитафоны= [(200 - 100) / 100 ] / [(2000 - 3000) / 3000 ]= 1 / -0,33 = -3 - спрос эластичен по цене ( спрос растет быстрее, чем снижается цена в 3 раза).

Пример 3.

Рассчитайте коэффициенты эластичности по доходу и по цене по следующим данным:

А Доход Цена Q спроса Б Доход Цена Q спроса
   
   
               
С Доход Цена Q спроса        
         
         

Решение:

Эластичность спроса по доходу определяется по формуле:

Кэл. дох.= [(Q1 - Q2) / Q1] / [(d2 - d1) / d1 ] ,где Q1 и Q2 - величина спроса соответственно при доходе d1 и d2.

А. Кэл. дох. = [(10 - 5) / 5] / [(1500 - 1000) / 1000] = 1 / 0,53 = 2 - спрос эластичен по доходу.

Кэл. цена = [(Q2 - Q1) / Q1] / [(Ц2 - Ц1) / Ц2 ] = [(10 - 5) / 5] / [(90 - 400) / 400] =1,11 - спрос эластичен по цене.

Б. Кэл. дох = [(150 - 100) / 100 ] / [( 100 - 200) /200] = 0,5 / -0,5 = -1 -спрос неэластичен по доходу.

Кэл. цене = [(150 - 100) / 100] / [(2 - 3) / 3] = 0,5 / -0,33 =-1,5 - спрос неэластичен по цене.

С. Кэл. дох. = [(400 - 300) / 300] / [(600 - 500) / 500] = 0,33 / 0,2 = 1,65 спрос эластичен по доходу.

Кэл. цене.= [(400 - 300) / 300] / [(20 - 100) /100] = 0,33 / - 0,8 = - 0,41 - спрос не эластичен по цене

Пример 4.

В результате маркетинговых исследований получена следующая зависимость спроса на различные продукты питания за месяц в семьях с различным средне - душевым доходом. Постройте график спроса на эти продукты питания. Сделайте выводы.

Шкала ( таблица ) спроса по доходу

Среднедушевой доход семьи Q - величина спроса за неделю, кг.
в руб. / мес. Хлеб Макароны Бананы
0,5
2,5
2,5 0,5
2,5 0,5 3,5
2,5 0,5

Рис. Графическое решение задачи
 
 

Вывод: чем больше средне душевой доход в семье, тем меньше в этих семьях потребляется хлеба и макарон и тем больше бананов.

Пример 5.

Чтобы окончательно убедиться в важности и необходимости определения коэффициента эластичности рассмотрим ситуацию, приведенную ниже.

Цена Продажа

Ц1 = 14 тыс. руб. 60 шт.

Ц2 = 10 тыс. руб. 75 шт.

Мы видим , что со снижением цены сбыт увеличивается, причем цена снизилась на 28,5% [(14 - 10) · 100 / 14], а сбыт увеличился лишь на 25% [(75 - 60) · 100 / 60].

Кэл. = 25% / - 28,5% = - 0,877 - спрос не эластичен по цене. И это не просто теория. Этот расчет имеет большое значение для ценовой политики. Во-первых, несмотря на рост сбыта, в результате снижения цены общий оборот (выручка от объема продаж ) упал с 840 тыс. руб. (14000 руб. · 60) до 750 тыс. руб. (10000 руб. · 75).

Во-вторых, худшее еще впереди. Предположим, что имеется фиксированная стоимость проданных товаров. Например, на изготовление единицы товара удельные переменные издержки составляют 4000 руб., а постоянные издержки на весь объем производства равны 400 тыс. руб.. В этой ситуации с ростом объема продаж сократится не только выручка от реализации, но и резко снизится прибыль, что можно видеть решив эту задачу в табличной форме.

Цена Ц, тыс. руб. Объем продаж Q , шт. Оборот Д=Ц · Q, тыс. руб. Постоянные издержки С, тыс. руб. Совокупные переменные издержки V · Q, тыс. руб. Полные издержки С+V · Q , тыс. руб. Прибыль Д-(С+V · Q) тыс. руб.

Мы видим, что со снижением цены с 14 до 10 тыс. руб. прибыль снизилась на 150 тыс. руб. Таким образом, даже небольшое изменение в цене, в товарах с неэластичным спросом может коренным образом повлиять на эффективность производства.

Пример 6.

Используя вышеприведенную методику проведите анализ эффективности производства используя следующие данные :

Цена Объем продаж
Ц1 = 50 руб. Ц2 = 35 руб. Q1 = 10 000 Q2 = 12 000

Постоянные издержки на весь объем производства С = 200 тыс. руб., переменные издержки на единицу изделия V = 20 руб..

Решение:

Объем производства увеличивается на 20% ((12000-10000)/10000)

Цена снизилась на 30% ((35-50)/50)

Кэл. = 20% /30% = - 0,666 - спрос неэластичен по цене.


Цена Ц, тыс. руб. Объем продаж Q, шт. Оборот Д=Ц · Q, тыс. руб. Постоянные издержки С, тыс. руб. Совокупные переменные издержки V · Q, тыc. руб. Полные издержки С+V · · Q , тыс. руб. Прибыль Д-(С+V · Q) тыс. руб.
10 000
-20
               

Вывод:

При снижении цены на 30% [(50-35) · 100 / 50] и увеличении объема продаж на 20% [(12000 - 10000) · 100 / 10000], предприятие понесет убыток в размере 20 тыс. руб.

Наши рекомендации