Перспективы развития туризма в России
Туристическая индустрия, как системообразующая отрасль экономики России, является сегодня одним из важных механизмов оживления экономики и оказывает стимулирующее воздействие на социально-экономическое развитие общества.
Туристско-рекреационный потенциал России огромен. Россия занимает пятое место в мире по уникальным природным объектам и девятое по объектам историко-культурного наследия.
В 2009 г. количество туристов (с учетом въездных) составило порядка 35 млн. человек, а, по мировым оценкам, емкость туристского рынка страны достигает 40-50 млн. человек. В России есть туристические ресурсы на любой вкус. Тем не менее мы находимся только в начале пути построения современной туристической инфраструктуры.
Территория России простирается с запада на восток на 10 тыс. км и почти на 3 тыс. км от северных арктических широт до южных субтропических. Разнообразие ландшафтов позволяет развивать множество видов туризма. У России есть курорты на южном Черном и северном Балтийском морях, что делает ее пригодной для пляжного отдыха, лечения и оздоровления на море. Крайний Север предоставляет шанс наблюдать северное сияние и отправиться в этнические туры к северным народам, а также участвовать в сафари на оленях по тундре.
Наличие гор открывает возможности для всех видов горного туризма (альпинизма, спелеотуризма, пеших походов, рафтинга по «кипящим» горным рекам и горнолыжного туризма, маунтинбайка, полетов на дельтоплане), а также курортного лечения в местах, где есть источники минеральных вод.
Полноводные, широкие и протяженные реки Волга, Енисей, Лена буквально созданы для круизов, рыбной ловли, сплавов на плотах, катамаранах и лодках. Моря северо-запада страны - одно из направлений круизного туризма. Многочисленные озера, как правило, живописны и чисты. Причем вода в них чиста не только внешне: в Карелии и на Байкале ее вполне можно пить.
Леса центральной России, предгорий Кавказа, тайга Сибири и Дальнего Востока полны зверей и птиц, что привлекает любителей охотничьих туров.
В России достаточно мест с нетронутой, дикой природой, что создает идеальные условия для проведения экологических туров. В отличие от многих европейских стран, путешествуя по просторам России, турист может за долгое время не встретить людей.
Кроме природных и историко-культурных предпосылок развитию въездного туризма способствуют некоторые социальные факторы. Это высокая покупная способность иностранных валют, обеспечение свободы перемещения на большей части территории страны, включая такие перспективные в туристском отношении районы, как Дальний Восток, Сахалин, Курильские острова, Урал, Север России, а также Нижний Новгород и Самару, города, закрытые ранее для иностранных туристов.
Въездной и внутренний туризм в России представлен большим разнообразием его видов. Наиболее активно развиваются экологический, спортивный, экстремальный, горнолыжный, познавательный, деловой, лечебно-оздоровительный, круизный, рыболовный и охотничий, событийный и гастрономический виды туризма. Популярен также индивидуальный и детско-молодежный отдых.
Впервые за последние годы российский туризм получил возможность мощного развития.
В июле 2008 года Правительство Российской Федерации одобрило концепцию Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на (2011–2016 годы)».При формировании перечня мероприятий (проектов) для включения в Программу использовались следующие принципы:
- территориальная концентрация на развитии туристско-рекреационных комплексов в наиболее перспективных туристских регионах страны, в сочетании с использованием кластерного подхода при реализации региональных инвестиционных проектов;
- конкурсный отбор региональных инвестиционных проектов, предполагаемых к реализации в рамках Программы на условиях софинансирования из средств федерального бюджета, привлечение инвестиций в отрасль;
- комплексный подход к развитию отрасли, учитывающий потребности в инфраструктуре туризма, кадровом обеспечении и продвижении;
- создание действенного механизма государственной поддержки приоритетных направлений туризма на основе государственно-частного партнерства;
- внедрение инновационных технологий в области внутреннего и въездного туризма (по результатам проведения соответствующих научно-исследовательских работ).
На основании изложенного можно отметить, что целью развития туризма в Российской Федepaции является формирование современного эффективного конкурентоспособного туристского рынка, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах, повышение занятости и уровня доходов населения.
Однако этого явно недостаточно. Необходимо развитие туристской инфраструктуры в историко-культурных центрах России, малых и средних исторических городах. В исторических городах, перспективных для привлечения туристов, целесообразно формирование культурно-туристских зон, включающих не только памятники архитектуры, истории и культуры, но и объекты, предоставляющие туристам полный комплекс услуг проживания, питания, развлечений, информационного обслуживания и др.
Для повышения инвестиционной привлекательности сферы туризма в России, в частности, улучшения ситуации с туристским транспортом, необходимо принятие комплексных мер по снижению или отмене таможенных пошлин на закупку круизных судов, туристических автобусов, непроизводимое в Российской Федерации оборудование гостиниц, ресторанов, горнолыжных комплексов и т. д.
Для повышения конкурентоспособности российского туристского продукта и создания благоприятного имиджа страны необходима организация выпуска рекламной некоммерческой печатной продукции на иностранных языках основных направляющих рынков.
Проводниками активного продвижения туристского продукта на основных направляющих рынках за рубежом могут и должны стать представительства Российской Федерации по туризму за рубежом, которые должны обеспечивать связь с туриндустрией этих рынков, со средствами массовой информации, другими участниками туристского процесса.
Таким образом, задача государства состоит в продвижении российского туристского продукта на внутреннем и мировом рынках. Частный бизнес не может проводить некоммерческую имиджевую рекламную кампанию всей страны, так как продвигает и продает только свой собственный продукт, а создание образа России как страны, благоприятной для туризма, является исключительно государственной задачей. Это подтверждает мировая практика.
На необходимость реализации этой задачи указывается в Федеральном законе от 5 февраля 2007 г. № 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»[12]
Опыт реализации государственных рекламно-информационных стратегий указывает на необходимость диверсификации туристского продукта: наряду с традиционным туристским предложением следует обеспечить показ новых туристских продуктов, распространение более широкой информации о национальных традициях, промыслах и ремеслах, новых музеях и экспозициях, событийных мероприятиях и туристских услугах. Все это требует разработки долгосрочной информационной кампании, направленной на формирование позитивного образа страны в целях содействия развитию въездного и внутреннего туризма.
В настоящее время мировой туристский рынок характеризуется высокой степенью конкурентной борьбы, одним из главных инструментов которой на сегодняшний день является повышение качества туристских услуг.
С целью повышения качества туристских услуг необходимо проводить стандартизацию (аттестацию) деятельности инструкторов – проводников. С этой же целью необходима стандартизация (аттестация) деятельности экскурсоводов, гидов, гидов (переводчиков) в целях укрепления единства культурно-информационного пространства Российской Федерации, в том числе доведения до российских и иностранных туристов и экскурсантов полной и достоверной информации о материальных и духовных ценностях нашей страны, ее историческом и культурном наследии, а также роли и месте туризма в современном мире.[13]
Актуальным является принятие комплекса мер, направленных на повышение культуры безопасности туризма и предполагающих формирование у туристов и экскурсантов сознательного отношения к обеспечению личной безопасности, а также к охране окружающей среды, культурно-историческому и природному наследию.
Международное сотрудничество должно обеспечивать решение общих задач развития туризма в Российской Федерации, таких как: содействие привлечению инвестиций, продвижение туристского продукта, подготовка кадров, совершенствование статистики туризма. Именно этой цели служат заключаемые нашей страной с другими странами межправительственные и межведомственные соглашения о сотрудничестве в сфере туризма, деятельность рабочих групп по туризму в рамках межправительственных комиссий. В ближайшие годы, на первом этапе реализации стратегии, двустороннее сотрудничество должно осуществляться преимущественно с европейскими странами, традиционно направляющими туристов в Россию и наиболее опытными в сфере туризма, с азиатскими традиционными и новыми направляющим рынками - Японией, Кореей, Сингапуром, Гонконгом, и принимающими рынками - Таиландом, Филиппинами, Индонезией, Вьетнамом, а также странами СНГ. Особое внимание следует уделить сотрудничеству с такими растущими направляющими рынками, как Китай и Индия, а в перспективе, на втором этапе реализации Стратегии, с Бразилией, другими странами Латинской Америки, а также странами Ближнего Востока.[14]
Сотрудничество в многостороннем формате должно укрепить позиции России в международных организациях, расширить взаимодействие с программами Европейского союза, организации Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС), форума Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества (АТЭС), Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), Евроазиатского экономического сотрудничества (ЕврАзЭС).[15]
Большое внимание необходимо уделить взаимодействию с Всемирной туристской организацией (ЮНВТО) как специализированным учреждением системы ООН, что позволит укрепить позиции нашей страны на мировом туристическом рынке и привлечь дополнительный интерес, как со стороны профессионалов мирового туристического бизнеса, так и зарубежных потребителей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На рубеже тысячелетий туризм превратился в глубокое социально-экономическое и политическое явление, в значительной мере влияющее на мировое устройство и политику ряда государств и регионов мира.
Сфера туризма при успешном развитии может стать одним из ключевых элементов, позволяющих создать условия для достижения стратегических целей развития страны, а именно, повышения благосостояния населения на основе динамичного и устойчивого экономического роста, обеспечения занятости населения, повышения уровня удовлетворения социальных и духовных потребностей, создания потенциала для будущего развития государства и укрепления международных позиций России. При условии проведения эффективной государственной политики туристская индустрия обеспечивает рост качества услуг, стимулирует развитие человеческого капитала, повышает качество жизни, создает и совершенствует инфраструктуру.
В сфере туризма тесно переплетены интересы культуры и транспорта, безопасности и международных отношений, экологии и занятости населения, гостиничного бизнеса и санаторно-курортного комплекса. Эта отрасль имеет большое значение для государства в целом, субъектов Федерации, муниципальных образований, а также отдельной личности в частности.
Россия пока не может похвастаться подобными результатами, но развитие туристской отрасли в стране идет быстрыми темпами. Отечественная туристическая индустрия начала качественно изменяться и приобретать черты динамичной, эффективной и цивилизованной отрасли экономики. Изменилось отношение к туризму со стороны региональных властей и Правительства. Все большее число россиян предпочитают отдыхать в своем отечестве.
Несмотря на продолжающийся туристский бум в России, влияние туризма на экономику страны пока незначительно. Оно адекватно вкладу государства в развитие данной отрасли и сдерживается в основном отсутствием реальных инвестиций, низким уровнем частичного сервиса, недостаточным количеством гостиничных мест, дефицитом квалифицированных кадров.
В ходе исследования были проанализированы перспективы развития туризма в РФ, в результате чего можно убедиться, что Россия имеет достаточный потенциал для совершенствования и продвижения туризма. Туризм представляет большой экономический интерес в целом для нашей страны и, в связи с проведением Олимпийских Игр в г. Сочи в 2014 г. и Чемпионатом Мира по футболу в России в 2018 г. позволяет привлечь иностранный капитал, что имеет особый вес в период мирового кризиса.
Анализ возможных направлений решения системных проблем подтверждает необходимость разработки единой государственной стратегии развития сферы туризма, основанной на сочетании институционального и проектного подходов, развития сотрудничества между государственными структурами всех уровней, бизнес-сообществом и общественными организациями, и направленной на реализацию приоритетных задач в рамках каждого из стратегических направлений.
Неразвитость туристской инфраструктуры, невысокая качество сервиса, высокий уровень преступности в стране привели к тому, что в настоящее время на Россию приходится менее 1 % мирового туристского потока. Однако по прогнозам в ближайшие 10 – 15 лет туризм мог бы оказать значительное позитивное влияние на экономику страны и ее крупных городов. Таким образом, туризм, являясь выгодной отраслью экономики, может стать при соответствующих условиях важнейшей статьей валового национального дохода России.
В стране в настоящее время в целом постепенно формируется реалистичный подход к туризму и понимание его как сферы экономики, обладающей значительными выгодами для социально-экономического развития регионов России.
Итак, обобщая все вышесказанное, необходимо отметить, что по прогнозам специалистов рост туристической индустрии будет необратим, и быстрые темпы развития данной отрасли мировой экономики будут сохраняться. И это вполне объяснимо, особенно учитывая тот факт, что на данном этапе своего развития человеческое общество трансформировалось из общества производительности и благосостояния в «общество свободного времени», поэтому путешествия и туризм для огромного количества жителей нашей планеты стали важными категориями.
В то же время спрос на туристические услуги будет претерпевать некоторые изменения, что связано с появлением нового типа потребителя на рынке туризма. Турист будущего высоко информирован и образован, он очень требователен и привередлив, мобилен и индивидуален, он стремится жить полной жизнью и получить от этой жизни массу всевозможных впечатлений, он избалован изобилием предлагаемых ему товаров и услуг, он непостоянен и жаждет разнообразия, удовольствий и развлечений.
В целом же, по мнению специалистов, мировая индустрия туризма входит в период постоянно увеличивающегося объема путешествий, усиливающейся конкуренции среди регионов и стран пребывания. При этом Европа останется самым важным и популярным регионом, привлекающим туристов и путешественников. Юго-Восточная Азия и Тихоокеанский регион обойдут американский континент и займут второе место. Россия также займет свое место в индустрии международного туризма, а именно к 2020 году будет уступать по своей популярности у туристов и путешественников лишь Франции, Испании, Великобритании и Италии.
Таким образом, туризм XXI века – это прежде всего туризм, ориентированный на клиента, как потребителя туристических товаров и услуг.
Успешный и прибыльный туристический бизнес будущего – это бизнес, основанный на знании международных правовых норм и правил, туристического менеджмента и маркетинга, конъектуры туристического рынка, на полном и всестороннем знании потребностей и запросов туриста. Это компетентность и профессионализм в организации производства, продвижения и реализации туристических продуктов и услуг.
Список литературы:
1. М. В. Соколова «История туризма» Москва. Издательский центр «Академия» 2010;
2. В.Ю. Воскресенский «Международный туризм»М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006
3. В. И. Алексеев «История российского туризма» Санкт-Петербург. Издательство «Д.А.Р.К.» 2009;
4. Г. П. Долженко, Ю.С. Путрик «История туризма в Российской империи, Советском Союзе и Российской Федерации» «Март», Феникс. Москва-Ростов-на-Дону, 2010;
5. Н. Н. Малахова, Д. С. Ушаков «Инновации в туризме и сервисе», Ростов-на-Дону, Феникс, 2010;
6. В. С. Новиков «Инновации в туризме», Москва, «Академия», 2010;
7. Виктор Федорович Буйленко«Туризм: учебник», Феникс, 2008;
8. Научный журнал КубГАУ, №91(07), 2013 года
9. Федеральное агентство по туризму. Стратегия развития туризма в Российской Федерациина период до 2015 года, Москва – 2008
10. Каурова, А.Д. Организация сферы туризма / А.Д. Каурова. – СПб.: Издательский дом Герда., 2008
11. Концепция развития туризма в Российской федерации на период до 2005 г.
12. Здоров А. Б. Экономика туризма: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2005
13. Чудновский А. Д., Жукова М. А. Управление индустрией туризма России в современных условиях: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2007
14. Папирян Г. А. Международные экономические отношения: Экономика туризма. - М.: Финансы и статистика, 1999.
15. http://rudocs.exdat.com/docs/index-256728.html
16. http://www.coolreferat.com/Виды_туризма_в_рф_и_перспективы_их_развития
17. http://www.businessrest.ru/content/document_r_85E7249C-DC3B-42CE-B6AC-633E0A92003E.html
18. http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=48008
19. http://vidminno.com/text-65473-1.html
20. http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=84009
21. http://www.refstar.ru/data/r/id.10304_1.html
22. http://derevnev.ru/geografiya/istoriya-stanovleniya-turizma-v-evrope-ispanii/default.htm
[1]М. В. Соколова «История туризма» Москва. Издательский центр «Академия» 2010;
[2]В. И. Алексеев «История российского туризма» Санкт-Петербург. Издательство «Д.А.Р.К.» 2009;
[3]М. В. Соколова «История туризма» Москва. Издательский центр «Академия» 2010;
[4]В.Ю. Воскресенский «Международный туризм» М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006
[5]В.Ю. Воскресенский «Международный туризм» М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006
[6]Г. П. Долженко, Ю.С. Путрик «История туризма в Российской империи, Советском Союзе и Российской Федерации» «Март», Феникс. Москва-Ростов-на-Дону, 2010;
[7]В. С. Новиков «Инновации в туризме» Москва, «Академия», 2010;
[8]Федеральное агентство по туризму. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года
[9] Научный журнал КубГАУ, №91(07), 2013;
[10]Н. Н. Малахова, Д. С. Ушаков «Инновации в туризме и сервисе» Ростов-на-Дону, Феникс, 2010;
[11]Федеральное агентство по туризму. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года
[12]Концепция развития туризма в Российской федерации на период до 2005 г.
[13]Здоров А. Б. Экономика туризма: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2005
[14]Чудновский А. Д., Жукова М. А. Управление индустрией туризма России в современных условиях: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2007
[15]Папирян Г. А. Международные экономические отношения: Экономика туризма. М.: Финансы и статистика, 1999.