Информационная логистика, повышение роли информации
Современное состояние логистики во многом определяется бурным развитием и внедрением во все сферы бизнеса информационно-компьютерных технологий.
Значение информационного обеспечения логистического процесса настолько важно, что многие специалисты выделяют особую информационную логистику, имеющую самостоятельное значение в бизнесе и управлении информационными потоками и ресурсами.
Информационный поток – поток сообщений в речевой, документной (бумажной и электронной) и другой форме, генерируемый исходным материальным потоком в рассматриваемой логистической системе, между звеном логистической системы или логистической системой и внешней средой, и предназначенный для реализаци управляющих функций.
Возрастание роли информационных потоков в современной логистике обусловлено следующими основными причинами[4, c. 127]:
1) Для потребителя информация о статусе заказа, наличии товара, сроках поставки, отгрузочных документах и т.п. является необходимым элементом потребительского логистического сервиса;
2) С позиции управления запасами в логистической цепи наличие полной и достоверной информации позволяет сократить потребность в запасах и трудовых ресурсах за счёт уменьшения неопределённости уровня спроса;
3) Информация увеличивает гибкость логистической системы с точки зрения того, как, где и когда можно использовать ресурсы для достижения конкурентных преимуществ.
Между информационным и материальным потоком отсутствует изоморфность (т.е. однозначное соответствие, синхронность во времени возникновения). Как правило, информационный поток либо опережает материальный, либо отстаёт от него.
Информационные потоки, сопровождающие отдельные логистические функции, могут быть очень сложными и насыщенными в плане схем документооборота, количества документов и реквизитов. Это приводит к необходимости уменьшения бумажного документооборота за счёт электронной обработки данных, упрощения технологических схем документооборота, внедрения международных стандартов электронной передачи и обработки информационных логистичеких потоков на основе, например, стандарта ООН EDIFACT. Информационные потоки в логистической системе определяются конкретными потребностями логистического менеджмента при выполнении отдельных функций планирования, регулирования, анализа, контроля и учёта.
Рис. 1. Компоненты подсистемы генерирования выходной информации в общей структуре логистической информационной системы
В основу построения логистической информационной системы заложены шесть основных принципов[4, c. 129]:
1) Полнота и пригодность информации для пользователя. Логистический менеджер должен располагать необходимой и полной информацией для принятия решения.
2) Точность.
3) Своевременность. Многие задачи в транспортировке, управлении заказами и запасами решаются в режиме реального времени. Требование своевременности поступления и обработки информации реализуются:
- Современными логистическими технологиями сканирования;
- Штрихового кодирования;
- Спутниковой навигации.
4) Ориентированность. Информация должна быть ориентирована на выявление дополнительных возможностей:
- Улучшения качества продукции;
- Улучшения качества сервиса;
- Снижения логистических издержек.
5) Гибкость. Бумажный и электронный документооборот, промежуточные и выходные формы, отчёты, справки и другие документы должны быть максимально приспособлены к требованиям всех участников.
6) Подходящий формат данных. Виды и формы документов, расположение реквизитов на бумажных документах, размерность данных и другие параметры должны облегчать машинную обработку информации. Кроме того, необходима информационная совместимость компьютерных и телекоммуникационных систем логистических посредников и других пользователей по форматам данных в логистической информационной системе.
Логистические информационные системы (ЛИС) подразделяют на 3 группы[1, c. 135]:
1. Плановые ЛИС - создаются на административном уровне и служат для принятия долгосрочных решений долгосрочного характера, например планирование производства, общее управление запасами, управление резервами и т.д.
2. Диспозитивные ЛИС (или диспетчерские) - создаются на уровне управления складом или цехом и служат для обеспечения отлаженной работы логистических систем.
3. Исполнительные ЛИС – создаются на уровне административного или оперативного управления. Эти системы решают вопросы, связанные с контролем материальных потоков, оперативного управления обслуживания производством и т.д.
В плановых ЛИС решаются задачи, связывающие логистическую систему с совокупным материальным потоком. При этом осуществляется сквозное планирование в цепи «сбыт – производство - снабжение», что позволяет создавать открытую систему организации производства, построенную на требованиях рынка.
Диспетчерские и исполнительные ЛИС детализируют намеченные планы и обеспечивают их выполнение на отдельных производственных участках, в складах, а также на конкретных рабочих местах.
Заключение
Современное состояние логистики во многом определяется бурным развитием и внедрением во все сферы бизнеса информационно-компьютерных технологий.
Значение информационного обеспечения логистического процесса настолько важно, что многие специалисты выделяют особую информационную логистику, имеющую самостоятельное значение в бизнесе и управлении информационными потоками и ресурсами.
Информационный поток – поток сообщений в речевой, документной (бумажной и электронной) и другой форме, генерируемый исходным материальным потоком в рассматриваемой логистической системе, между звеном логистической системы или логистической системой и внешней средой, и предназначенный для реализаци управляющих функций.
В плановых логистических информационных системах (ЛИС) решаются задачи, связывающие логистическую систему с совокупным материальным потоком. При этом осуществляется сквозное планирование в цепи «сбыт – производство - снабжение», что позволяет создавать открытую систему организации производства, построенную на требованиях рынка.
Диспетчерские и исполнительные ЛИС детализируют намеченные планы и обеспечивают их выполнение на отдельных производственных участках, в складах, а также на конкретных рабочих местах.
Литература
1. Белов И.В. Экономическая теория транспорта. - М.: Транспорт, 2003.
2. Гордон М. Функции и развитие логистики в сфере товарообращения. // РИСК. - 1993.-№1.
3. Новиков О.А., Семененко А.И. Логистика и ее научные основы. Учебное пособие. - СПБ., 1993.
4. Рынок и логистика. - М.: Экономика, 2003.
5. Смехов А.А. Введение в логистику. -М.: Транспорт, 2003.
6. Смехов А.А. Логистика и транспорт. - М.: Транспорт, 2003.
7. Федоров Л.И. Максимальный эффект при минимуме затрат. Логистическая стратегия управления материальными ресурсами в странах с развитой рыночной экономикой.// РИСК. - 2004. -№1-2.
8. Сергеев И.Б. Логистика и ее применение на предприятии.// Росс. экон. журнал. – 2004. - №9.
9. Родников А.Н. Логистика: Терминолог. словарь. - М.: Экономика, 2005.
10. Гордон М., Савицкий В. Терминалы управляют товародвижением. // РИСК. - 2005. - №4.
11. Костоглодов Д.Д., Харисова Л.М. Распределительная логистика. - М.: 1997.
12. Неруш Ю.М. Коммерческая логистика. - М.: “Юнити”, 1997.
13. Логистика. Учебное пособие под ред. проф. Аникина Б.А. - М.: Инфра-М. - 1997.
14. Методические рекомендации по разработке снабженческо-сбытовой политики предприятия. - “Экономика и жизнь”, - 2004. - №49.