Тема№13. Финансовая и денежно-кредитная системы в национальной экономике

2) Цель:ознакомление студентов с сущностью и структурой финансовой и кредитной системы.

3) Тезисы лекций:

Финансы –это экономические отношения, возникающие в процессе распределения, перераспределения в денежной форме части стоимости национального продукта, создания и использования на этой основе денежных фондов, необходимых для удовлетворения общественных потребностей.

В состав государственных финансов включают государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит. К внебюджетным фондам относят фонды социального страхования, пенсионные, фонды занятости населения, целевые фонды и т.д.

Основными формами государственного кредита являются государственные займы, заимствование средств общегосударственного ссудного фонда, казначейские ссуды.

Государственные займы связаны с аккумуляцией свободных денежных средств населения, предприятий, организаций путем выпуска и продажи на фондовом рынке государственных ценных бумаг.

Заимствование средств общегосударственного ссудного фондаимеет место, когда государственные кредитные учреждения непосредственно передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов государства.

Государство может выступать в роли кредитора, оказывая финансовую помощь отдельным предприятиям в форме предоставления казначейских ссуд, которые выдаются на льготных условиях за счет бюджетных средств.

Таким образом, кредит помогает формированию дополнительных финансовых ресурсов государства и облегчает решение общегосударственных задач.

Налогипредставляют собой обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц с целью удовлетворения общественных потребностей.

Принципы налоговой системы: всеобщность (охват налогами всех субъектов хозяйствования); обязательность (субъекты хозяйствования обязаны уплачивать налоги в строго установление сроки); равнонапряженность (взимание налогов по единым ставкам), однократность (не допущение того, чтобы с объекта налог взимался более одного раза); стабильность (ставки, налоги, платежи и порядок их отчисления должны оставаться неизменными); простота и доступность для восприятия, гибкость (налоговая система должна стимулировать развитие приоритетных отраслей экономики).

По объекту обложения налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые- это налоги на доходы физических и юридических лиц (подоходный налог, налог на прибыль и т.д.) или на отдельные объекты имущества ( налог на недвижимость, земельный налог и т.д.).

К косвеннымналогам относят те, которые включаются в цену товара или услуги. Основные косвенные налоги: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины.

НДС- уплачивают юридические лица, а также предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица. Объектом обложения является стоимость, которую предприятия добавляют к стоимости сырья, материалов или товаров при производстве и реализации продукции, выполнения работ или оказании услуг.

Акцизы - налог, устанавливаемый на отдельные виды товаров, работ, услуг, которые по специфике своих свойств имеют монопольно высокие цены и устойчивый спрос. Ими облагаются винно-водочные изделия, пиво, табачные изделия, ювелирные, меховые изделия и т.д.

Таможенные пошлины взимаются таможнями с товаров, перевозимых через границу по ставкам, предусмотренным таможенным тарифом.

По своей экономической сущности госбюджет- это совокупность финансовых отношений, возникающих между государством и физическими, юридическими лицами по поводу создания, распределения, использования общегосударственных фондов денежных средств.

Бюджет состоит из расходной и доходной частей. Расходы бюджета делятся на следующие группы: финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны, управления, расходы, связанные с внешне - экономической деятельностью, обслуживанием государственного долга.

Основным источником доходов бюджета являются налоги. В доходах центрального бюджета они составляют от 80 до 90%. В местных бюджетах развитых стран на долю налогов приходится до 50% всех поступлений.

Вторые по значению источники доходов государственные займы. В условиях перехода к рыночной экономике источником дохода могут стать поступления от продажи государственной собственности.

Бюджетный дефицит– это та сумма, на которую в данном году расходы бюджета превышают его доходы. Бюджетный дефицит порождает государственный долг. Государственный долг - это сумма задолженности страны другим странам, своим или иностранным юридическим и физическим лицам. Он состоит из общей суммы бюджетных дефицитов (за вычетом бюджетных излишков) и суммы финансовых обязательств иностранным кредиторам (за вычетом той части, которая пошла на покрытие бюджетного дефицита) на определенную дату.

Различают внутренний и внешний долг. Внутреннийдолг - это долг государства населению, предприятиям, организациям своей страны. Внешний- это задолженность гражданам, организациям, правительствам других стран.

Под фискальной политикой понимают совокупность мер, предпринимаемых правительственными органами по изменению государственных расходов и налогообложения для достижения поставленных перед экономикой целей.

Фискальная политика в зависимости от механизмов ее реагирования на изменение экономической ситуации делится на дискреционную и автоматическую.

Под дискреционной фискальной политикой понимают сознательное манипулирование правительством государственными расходами и налогами.

Автоматическая фискальная политика определятся существованием встроенных стабилизаторов, к которым относят автоматические изменения налоговых поступлений и систему пособий по безработице и социальным выплатам.

Элементами механизма функционирования денежного рынка являются спрос на деньги, предложение и цена денег (процентная ставка). Общее количество денег, которое домохозяйства, бизнес, правительство желают иметь в данный момент, представляют собой совокупный спрос на деньги. Он распадается на две составляющие: спрос на деньги для сделок; спрос на деньги как средство сохранения богатства.

Спрос на деньги для сделок обусловлен тем, что населению, предприятиям, правительству деньги нужны для покупки товаров и услуг. Спрос на деньги для сделок зависит от:

1.объема номинального ВВП (чем больше производится товаров и услуг, чем выше цены на них, тем больше нужно денег для обслуживания торговых и платежных операций, следовательно, спрос на деньги для сделок изменяется пропорционально номинальному ВВП);

2.скорости обращения денег (чем она больше, тем меньше денег необходимо для торговых сделок, и наоборот).

Рассмотрим вторую составляющую совокупного спроса на деньги, т.е. спрос на деньги как средство сохранения богатства (спрос на деньги со стороны активов). Кейнс называл его спекулятивным. Этот спрос объясняется тем, что часть своих доходов население сберегает. Есть три варианта сбережения: сохранять их в виде денег; покупать ценные бумаги; приобретать недвижимость и другие материальные ценности с целью их накопления, а не потребления. Последняя форма сбережений характерна более всего для инфляционной экономики. В нормально функционирующей экономике выбор осуществляется между деньгами и ценными бумагами.

У каждого способа размещения сбережений есть свои недостатки и достоинства. Деньги не приносят дохода, но абсолютно ликвидны, т.е. могут сразу и без всяких затрат быть использованы для покупок и платежей. Ценные бумаги приносят устойчивый доход в виде процента, но менее ликвидны. Необходимо время, а возможно, и деньги, чтобы превратить их в платежное средство.

Выбор между деньгами и облигациями и определяет колебания процентной ставки. Повышение уровня процентной ставки приводит к росту спроса на облигации и соответственно сокращению спроса на деньги. И наоборот, снижение уровня процентной ставки сопровождается сокращением спроса на облигации и ростом на деньги. Т.о, существует обратная зависимость между спросом на деньги и движением процентной ставки.

Совокупный спрос на деньги можно получить суммировав спрос на деньги для сделок и спрос на деньги со стороны активов.

Спрос на деньги должен покрываться их предложением. В современной рыночной экономике предложение денег создается банковской системой: центральными и коммерческими банками страны. Центральный банк выпускает в обращение монеты, бумажные деньги в форме банкнот различного достоинства. Коммерческие банки создают деньги путем предоставления ссуд бизнесменам, населению.

Для определения предложения денег денежную массу разбивают на несколько групп, которые называют денежными агрегатами М1, М2, М3…

В основе их выделения лежит степень ликвидности компонентов, входящих в денежный агрегат. Причем по мере перехода от агрегата М1 к агрегату М2 и т.д. она снижается. В агрегат М1 входят наличные деньги, вклады до востребования т.е. вклады, на которые в любое время могут быть выписаны чеки. В США к М1 относят также сберегательные счета, приносящие проценты. Следовательно, М1-это деньги, используемые в качестве средства обращения. М2 включают сберегательные и срочные мелкие вклады (до 100 000 долл.) Агрегат М3 состоит из М2 и крупных срочных вкладов (св 100 000 долл.) Агрегат L включает как М3, так и некоторые виды ценных бумаг, которые считаются довольно ликвидными (казначейские векселя, облигации, банковские акцепты и др.)

Предложение денег контролирует центральный банк как путем денежной эмиссии, так и посредством управления процессом создания денег коммерческими банками. Он определяет необходимое количество денег исходя из состояния экономики страны вне связи с уровнем процентной ставки.

Кредитная система – это совокупность кредитно-финансовых учреждений, выполняющих специфические функции по аккумуляции и распределению денежных средств. Кредитная система развитых стран состоит из центрального, коммерческих банков, специализированных кредитно- финансовых учреждений. Особое место в кредитной системе занимает центральный банк. Главная задача центральных банков – управление эмиссионной, кредитной и расчетной деятельностью. Их основными функциями являются разработка и реализация денежно кредитной политики; эмиссия и изъятие из обращения денег, хранение золотовалютных резервов страны, выполнение кредитных и расчетных операций для правительства, оказание разнообразных услуг коммерческим банкам и другим кредитно - финансовым учреждениям (хранение обязательных резервов, предоставление ссуд и т.д.)

Коммерческие банки являются основой кредитной системы. Они выполняют следующие функции: прием и хранение депозитов вкладчиков, выдача средств со счетов и выполнение перечислений, размещение аккумулированных денежных средств путем выдачи ссуд, покупки ценных бумаг и т.д. Операции банков делятся на 3 группы: пассивные (привлечение средств), активные (размещение средств) и посреднические (выполнение операций по поручению клиентов).

К специализированным кредитно-финансовым институтам относят сберегательные учреждения, страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные, лизинговые компании и т.д. Сберегательные учреждения представлены взаимно-сберегательными банками, ссудно-сберегательными ассоциациями и кредитными союзами.

Денежные средства страховых компании формируются за счет взносов за страхование жизни, имущества, выплат на медицинское страхование и т.д. Компании используют их для покупки ценных бумаг корпораций, государственных облигаций, тем самым предоставляя долгосрочные кредиты.

Пенсионные фонды аккумулируют средства, предназначенные для пенсионного обеспечения, которые отчисляются предпринимателями и наемными работниками. Избыток накопленных средств над пенсионными выплатами вкладывается в государственные облигации и акции надежных компаний.

Инвестиционные компании (фонды) специализируются на привлечении свободных денежных средств путем выпуска собственных акций. Собранные средства используются для покупки ценных бумаг других компаний, государственных облигаций. Доходы, полученные на них, распределяются между акционерами.

Лизинговыми называются все компании, которые предоставляют в долгосрочную аренду технические средства: сложное оборудование, суда, самолеты и т.д.

Таким образом, специализированные кредитно- финансовые институты функционируют в относительно узких сферах рынка ссудного капитала, выполняют небольшое число операций и как бы дополняют деятельность коммерческих банков.

Система экономических отношений, возникающих в процессе предоставления денежных или материальных средств во временное пользование на условиях возвратности и, как правило, платности, называется кредитом. Юридическое (физическое) лицо, предоставляющее ссуды, называют кредитором, а берущее ее,- заемщиком.

Развитие кредитных отношений привело к появлению различных форм и видов кредита. В зависимости от сроков, на которые предоставляется ссуда, различают краткосрочный (до одного года); среднесрочный (от одного года до пяти лет); долгосрочный (свыше пяти лет) кредиты. По составу кредиторов и заемщиков выделяют следующие основные формы кредита: банковский, коммерческий, государственный, потребительский, международный, лизинг-кредит.

Банковский кредит предоставляется в основном коммерческими банками в виде денежных ссуд предпринимателям, населению. Кредит, выдаваемый под залог недвижимости, получил название ипотечного. Необеспеченная ссуда - это ссуда, выдаваемая без залога.

Коммерческий кредит– это кредит, предоставляемый хозяйствующими субъектами друг другу в товарной форме, путем отсрочки платежа.

Государственный кредит- имеет место, когда заемщиком выступает государство, а кредитором - банки, население, предприятия.

Для заимствования необходимых денежных средств государство выпускает и продает ценные бумаги: казначейские векселя, облигации. Покупая их, субъекты хозяйствования, население кредитуют государство.

Потребительский кредитв основном связан с предоставлением населению ссуд на приобретение товаров длительного пользования. Такие ссуды погашаются в рассрочку, по частям. К потребительскому относят и кредит ломбардов.

Лизинг кредит- это предоставление в долгосрочную аренду машин и оборудования, транспортных средств и т.д. при сохранении права собственности на них за арендодателем.

Международный кредит – представляет собой кредит, выдаваемый государствами, международными кредитно-финансовыми институтами, частными фирмами в процессе международного экономического сотрудничества.

4) Иллюстративный материал: презентация

Литература

Основная:

1. Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 г.

2. Послание Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. народу Казахстана «Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформы, развитие». 30.11.2015.г.

3. Послание Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. народу Казахстана. «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее». 2014 г.

4. Назарбаев Н.А. Послание Президента Республики Казахстан – Лидера Нации Н.Назарбаева народу Казахстана Стратегия «Казахстан-2050» Новый политический курс состоявшегося государства. // Казахстанская правда. 15 декабря 2012.

5. Курс экономической теории. Учебник под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. – Киров: АСА, 2011. – 846 с..

6. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. Учебник. – М., 2011.

7. Экономическая теория. Учебник. Под общей ред. Акад. Видяпина В.И., Добрынина А.И., и др. М, ИНФРА – М, 2012 г.

8. Рахимжанова Н.И. Основы рыночной экономики. Учебник. 2010.

9. Айдарханов М.Х. Основы экономической теорий. Учебник. 2012.

10. Темирбекова А. Экономическая теория. Краткий курс лекций: Учебное пособие.- А., 2007.

11. Экономическая теория. Экспресс-курс: учебное пособие для студентов / под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Дулиной, А.Ю. Юданова. М., 2006.

12. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. Учебник, М., 2008

13. Гукасьян Г.М. Экономическая теория: курс лекции и практические занятия: учебное пособие. – Спб: 2008.

14. Базылев Н.И. Экономическая теория. Учебное пособие. Минск, 2008.

15. Экономическая теория: учеб./ под ред. В.Д.Камаева.-М., 2006.

16. Попов А.И. Экономическая теория. Учебник «Питер» 2006.

17. Океанова З.К. Экономическая теория: учеб. М-2006.

18. Куликов Л.М. Экономическая теория. Учебник. – М., 2005

19. Курс экономической теории. Учебник. Под ред. М.И. Плотницкого, Минск, 2005

Дополнительная:

1. Адам Смит. Исследования о природе и причинах богатства народов. – Петрозаводск, 1993 г.

2. Маршалл А. Принципы экономической науки. – М., 1992 г.

3. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. – М., 1992

4. Самуэльсон Н., Нордхаусс В. –М: Экономика, 2000 г.

5. Национальная экономика: учебное пособие под общ. ред. Сидоровича А.В., Абишева А.А. – Алматы: Экономика, 2009.

6. Аубакиров Я.А. Национальная экономика: теоретико-методологические и практические проблемы развития. – Алматы: Раритет, 2009.

7. Конкурентоспособность национальной экономики: критерии оценки и пути повышения. Под ред. Сабдена О. – Алматы, 2007.

8. Кошанов А.К. Национальные экономические интересы и отношения собственности – Алматы: ИД «Эксклюзив», 2009.

9. Ибрагимов С.Т. Новые условия и проблемы развития экономики Казахстана. – Алматы. Қазақ ун-ті, 2010.

10. Берентаев К.Б. Экономика Казахстана и вызовы XXI века. – Алматы. 2013.

11. Есентугелов А. Стратегия процветания страны в условиях мира. Уроки мирового кризиса и модернизация казахстанской экономики. –Астана, 2011.

12.Трофимова Г.К. Краткий курс экономической теории: учебное пособие. –М.: ФАИР – Пресс, 2003.

13. Овчинников Г.П. Экономика: Учебник. 2002.

14. Сабден О.С. Рыночная экономика: учебное пособие – Алматы, 2002.

Электронный ресурс:

1. Экономическая теория (Электронный ресурс): Учебник. Под ред. И.Л.Николаева, 2011.

2. Основы экономической теорий (Электронный ресурс): Электронное учебное пособие / ВКГТУ им. Д.Серикбаева, 2010

3. Носова С.С. Экономическая теория (Электронный ресурс): Электронный учебник, 2010

4. Сахариев С.С. Современный курс экономической теорий (Электронный ресурс): Учебник. Алматы: Юридическая литература, 2006.

6) Контрольные вопросы:

1. Определите сущность и структуру финансовой системы.

2. Определите сущность и структурные элементы государственого бюджета.

  1. Каковы основные функции банков?

4. Назовите основные направления фискальной и монетарной политики.

Наши рекомендации