Анализ безубыточности и запаса финансовой прочности
Большую роль в обосновании управленческих решений играет маржинальный анализ (анализ безубыточности). В основу методики положено деление затрат в зависимости от изменений объема производства на переменные и постоянные и использование категории маржинального дохода
Безубыточность – такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Это выручка, которая необходима для того, чтобы предприятие начало получать прибыль. Она может выражаться и в денежном выражении, и в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию. Расчет данных показателей основывается на взаимодействии «затраты – объем – прибыль».
Точка безубыточности - такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет прибылей. Валовой маржи (маржинального дохода) в точности хватает на покрытие постоянных затрат, и прибыль равна нулю.
Для расчета точки безубыточности используют формулу 3.1:
Т = А/ДМД (3.1)
где А – постоянные затраты
ДМД – доля маржинального дохода в выручке
Т – безубыточный объем продаж в стоимостном выражении
Осуществим анализ безубыточности в таблице 3.1, который позволяет определить минимально необходимый объем реализации продукции, при котором предприятие покрывает свои расходы и работает безубыточно.
Таблица 3.1
Расчет безубыточного объема продаж и зоны безопасности в ООО «Окна – Profi» за 2010-2012 гг.
Показатель | Абсолютное отклонение, +,- | |||||
2010-2011 | 2011-2012 | |||||
Выручка от реализации продукции, тыс. руб. | +5397 | +2937 | ||||
Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. | +5116 | +2867 | ||||
В том числе: | ||||||
- переменные издержки, тыс. руб. | ||||||
- постоянные издержки, тыс. руб. | ||||||
Маржинальный доход, тыс. руб. | ||||||
Удельный маржинальный доход | 0,213 | 0,173 | 0,159 | -0,04 | -0,014 | |
Удельные переменные издержки | 0,787 | 0,827 | 0,841 | +0,04 | +0,014 | |
Критический объем продаж (точка безубыточности), тыс. руб. | ||||||
Запас финансовой прочности, тыс. руб. | ||||||
Финансовый запас прочности , % | 21,7 | 27,5 | 28,1 | 5,8 | 0,6 |
Из расчетов, представленных в таблице видно, что в 2011 г. по сравнению с предшествующим годом наблюдается рост размера безубыточного объема продаж на 3197 тыс. руб. или на 33% при росте выручки на 44%.
Несмотря на рост абсолютной суммы маржинального дохода (в 2011 г. – на 448 тыс. руб., а в 2012 г. – на 210 тыс. руб.), его доля в выручке снижается: так в 2010 г. удельный вес маржинального дохода составлял 21,3%, в 2011 г. – уже 17,3%, а в 2012 г. – только 15,9%. В 2010 г. организации нужно было реализовать продукции на сумму 9653 тыс. руб., а в 2011 г. – на 12850 тыс. руб., чтобы она не имела убытков в результате своей хозяйственной деятельности.
Также наблюдается рост запаса финансовой прочности – в 2011 г. разрыв между фактической выручкой и точкой безубыточности составил 4035 тыс. руб., тогда как в 2010 г. – всего 2116 тыс. руб., что соответствует 17% к выручке от продаж. Это можно оценить как положительным результатом хозяйственной деятельности организации в 2011 г., вследствие чего ООО «Окна – Profi» имеет возможность снизить выручку на 4035 тыс. руб. и при этом не понести убытков.
Размер безубыточного объема продаж в 2012 г. по отношению к 2011 г. вырос на 2012 тыс. руб. Как уже отмечено выше, запас финансовой прочности составляет за 2011 год - 4884 тыс.руб., что соответствует 27,5% к выручке от реализации. Это означает, что предприятие способно выдержать 27,5-процентное снижение выручки от реализации продукции без серьезной угрозы для своего финансового положения. В 2012 году запас финансовой прочности вырос и составляет 5809 тыс.руб. что соответствует 28,1% к выручке от реализации.
И хотя, для финансового положения ООО «Окна – Profi» здесь угрозы нет, все же руководству предприятия следует задуматься о причинах того, что доля запаса финансовой прочности в 2011 г. росла более быстрыми темпами, чем в 2012 г. по сравнению с прошлым годом (21,7%, 27,5% и 28,1% соответственно). Несмотря на это, на исследуемом предприятии в 2010-2012 гг. порог рентабельности пройден, и выручка свыше уже приносит прибыль.
Проведем факторный анализ (способ цепной подстановки), определим влияние каждого фактора на изменение безубыточного объема продаж, используя факторную модель 3.1. В 2012 г. по сравнению с 2011 г. безубыточный объем продаж вырос на 2012 тыс. руб.
ТБ 2011 = 2223/0,173 = 12850 тыс. руб.
ТБ1 = 2363/0,173 = 13659 тыс. руб.
ТБ 2012 = 2363/0,159 = 14862 тыс. руб.
Итак, в 2012 г. по отношению к 2011 г. рост критической точки в стоимостном выражении обусловлен на 809 тыс. руб. или 40% увеличением суммы постоянных расходов; снижение доли маржинального дохода в выручке привело к росту критического объема продаж на сумму 1203 тыс. руб. (14862 тыс. руб. – 13659 тыс. руб.). Доля влияния данного фактора на изменение точки безубыточности составила 60%.
Расчет безубыточного объема продаж в натуральном выражении проведем на основании информации, представленной в таблице 3.2.
Таблица 3.2
Исходные данные для расчета безубыточного объема продаж в натуральных единицах ООО «Окна – Profi» за 2010-2012 гг.
Показатель | Абсолютное отклонение, +,- | |||||
2010-2011 | 2011-2012 | |||||
Выручка от реализации продукции, тыс. руб. | ||||||
Объем продаж, м2 | ||||||
Цена продаж 1 м 2 | ||||||
Переменные расходы на 1 м2,. руб. | ||||||
Постоянные расходы, тыс. руб. |
Данные таблицы 3.2 показывают, что за исследуемый период в ООО «Окна – Profi» объем продукции в натуральных единицах измерения увеличился: так в 2011 г. рост составил 838 м2, или 30,5%; в 2012 г. по сравнению с прошлым годом – 66 м2 или 1,8%. Увеличение выручки от продаж в 2011 г. обусловлен как ростом проданной продукции, так и ростом цен, тогда как в 2012 г. это увеличение обусловлено в большей степени только ростом цен за 1 м2 изделий, так как цена увеличилась на 14,5%.
Так исследуемое предприятие выпускает только один вид продукции «изделия из ПВХ» безубыточный объем продаж можно определить в натуральном выражении по формуле 3.2.
Т = А/(Ц-в); (3.2)
где А –сумма постоянных затрат;
Ц – цена единицы продукции;
в – переменные затраты на единицу продукции.
Т 2010 г. = 2056/(4,495-3,538) = 2150 м2
Т 2012 г. = 2223/(4,95-4,092) = 2591 м2
Т 2013 г. = 2363/(5,665-4,765) = 2625 м2
Расчеты показывают, что за весь исследуемый период безубыточный объем продаж изделий в натуральном выражении имеет тенденции к росту: в 2011 г. по сравнению с прошлым годом критическая точка увеличилась на 441 м2; в 2012 – на 34 м2.
В результате проведенного анализа можно отметить, что в исследуемой организации в 2012 г. по сравнению с базисным годом значительно вырос размер безубыточного объема продаж как в натуральном, так и в стоимостном выражении, сокращается разрыв в зоне безопасности и при таких темпах производство и реализация в исследуемой организации в скором будущем может стать неприбыльными. Следовательно, необходимо разработать ряд мероприятий для стабилизации сложившегося положения, которые будут рассмотрены в следующем параграфе работы.