Темпы экономического роста

Могут быть: высоки, низкие и нулевые. Существуют естественный, гарантированный и фактический темпы роста. Естественный – определяется темпом роста населения и выражает естественный верхний предел роста дохода. Гарантированный – экономический рост ограничен наличным объемом воспроизводимого фактора производства – капитала.

Фактический – варьируется между естественным и гарантированным темпами.

70. График производственных возможностей. Экстенсивный и интенсивный пути. Равномерный и неравномерный рост.

Издержки одного блага, выраженные в другом благе, которым пришлось пренебречь, называются альтернативными издержками (вмененными).

Производственные возможности – возможности общества по производству экономических благ при полном и эффективном использовании всех имеющихся ресурсов при данном уровне развития технологии. Возможный выпуск продукции характеризует кривая производственных возможностей.

Выбор становится необходимым в условиях относительной ограниченности ресурсов. Выбор происходит между экономическими вариантами наилучшего использования ресурсов. Оптимальным будет тот вариант, который обеспечивает максимум результата при минимуме затрат.

Экономической науке удалось разработать модель, представляющую выбор как экономическую проблему. Модель называется график производственных возможностей.

Ось ординат показывает возможные величины производства товара А при ограниченном объеме ресурсов, ось абсцисс – возможные величины производства товара В из того же объема ресурсов. Соединив точки максимумов, получим кривую производственных возможностей (ПВ).

Кривая ПВ обозначает границы максимально возможного одновременного производства товара А и В при полном использовании ограниченных ресурсов.

Выбор оптимального варианта ограничен числом вариантов, представленных совокупностью точек этой кривой.

Кривая ПВ характеризует отрицательную зависимость между парными величинами максимальных результатов производства. При наращивании производства товара А мы неизбежно теряем какое-то количество товара В, и наоборот. Теряемое количество одного товара при максимизации производства другого называется альтернативной ценой.

Точка Е есть результат неполного использования производственных ресурсов. В точке Е имеется резерв ресурсов для одновременного наращивания производства товара А и В. И опять возникает проблема выбора оптимального варианта.

Количество товаров, которые приходится терять при максимизации производства в условиях неполного использования ресурсов, называется альтернативной затратой.

Оптимальным вариантом в точке Е будет такой, который обеспечивает максимальную эффективность использования ресурсов. Формула эффективности – это отношение максимума результата к минимуму затрат (или дохода к расходам).

Экономический рост - это увеличение ВВП страны как совокупного, так и в расчете на душу населения.

Оба показателя отмечают одну и ту же тенденцию увеличения благ в обществе. Но показатель роста ВВП на душу населения претендует на более точную оценку экономического развития страны. Именно он показывает, на сколько увеличилось благосостояние общества в целом и его членов в частности.

Экстенсивный экономический рост означает развитие за счет привлечения дополнительных факторов производства. Английское слою «extension» означает расширение, увеличение. Например, для увеличения производства сельскохозяйственной продукции можно вовлечь в оборот новые земли. Происходит увеличение такого фактора производства, как земля.

Интенсивный экономический рост выражается в увеличении производства продукции при сохранении существующего количества факторов производства. Рост происходит за счет снижения издержек, применения новых технологий, повышения квалификации персонала, появления новых покупателей и пр. Примером интенсивного развития может служить увеличение производства из-за снижения налогов или предоставления субсидий, появления более дешевых производственных материалов, новых рынков сбыта, удешевления энергоресурсов, экономии на масштабах и т.д. В данном случае не происходит увеличения количества производственных факторов.

73.Бюджетно-налоговая политика. Бюджет, его функциональная роль в регулировании экономики.
В прошлом, в течение длительного времени, экономисты понимали лишь тот факт, что государство через бюджетно-налоговую политику определяет, в какой пропорции объем производства страны должен быть распределен между коллективным и частным потреблением, а также каким образом бремя платежей за коллективные блага следует разделить среди населения. Только после разработки кейнсианской макроэкономической теории была обнаружена неожиданная закономерность: бюджетно-налоговая политика правительства оказывает большое воздействие на краткосрочную динамику выпуска, занятости и цен.

Бюджетно-налоговая политика государства - важное направление его финансовой политики, которое играет большую роль в регулирование экономики посредством налогов и политики доходов и расходов.

Каждое правительство всегда проводит некоторую фискальную политику, независимо от того, осознает оно это или нет. Реальный вопрос в том, будет ли эта политика конструктивной или она будет неосознанной и непоследовательной. Поэтому правительству необходимо двигаться в таком направлении, чтобы, отсекая ненужные государственные расходы минимизировать налогообложение субъектов хозяйствования, тем самым создавая наиболее благоприятные условия для развития бизнеса, но в то же время не лишить трансфертных выплат тех, кто в них действительно нуждается.
1.1. Цели бюджетно-налоговой политики.

Цели бюджетно-налоговой политики.
1.2. Инструменты бюджетно-налоговой политики.

Инструментарий фискальной политики включает: манипуляцию различными видами налогов и налоговых ставок, кроме того, трансфертные платежи и другие виды государственных расходов. Важнейшим комплексным инструментом и показателем эффективности фискальной политики является государственный бюджет, объединяющий налоги и расходы в единый механизм.

Различные инструменты по-разному воздействуют на экономику. Государственные закупки, образуют один из компонентов совокупных расходов, а, следовательно, и спроса. Как и частные расходы, государственные закупки увеличивают уровень совокупных расходов. Помимо государственных закупок имеется еще один вид госрасходов. А именно - трансфертные платежи. Они не включаются в ВНП, однако, они входят и учитываются в личном доходе и располагаемом доходе. Объем частного потребления скорее зависит не от национального, а от располагаемого дохода. Трансфертные платежи косвенно влияют на потребительский спрос, увеличивая располагаемый доход домохозяйств. Инструментом отрицательного воздействия на совокупные расходы являются налоги. Любые налоги означают уменьшение размеров располагаемого дохода. Уменьшение располагаемого дохода в свою очередь ведет к сокращению не только потребительских расходов, но и сбережений.

Фискальная политика как способ финансового регулирования экономики осуществляется с помощью мощных рычагов - налогообложения и государственных расходов. В связи с этим проводятся два вида фискальной политики: дискреционная и встроенных стабилизаторов.

Все многообразие экономических методов государственного регулирования находит применение в бюджетной политике:

регулирование государственных расходов;

осуществление государственных закупок;

выпуск государственных внутренних займов;

поддержка и регламентирование государственного предпринимательства.

Средствами бюджетной политики осуществляется и прямое государственное хозяйственное регулирование. Государственный бюджет представляет собой совокупность бюджетов всех уровней государственных административно-территориальных властей, т.е. доходы и расходы центрального правительства и местных властей. Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства и социальной стабилизации. Налоги в государственном регулировании экономики – это, с одной стороны, главный источник финансирования государственных расходов, материальная основа бюджетной политики, а с другой стороны, это инструмент регулирования. Задача государственных бюджетных органов состоит не в простом обложении налогами тех или иных источников поступления средств, а в создании тонко настраиваемого механизма воздействия на хозяйственное поведение юридических и физических лиц. Для этого используются временно или селективно предоставляемые налоговые льготы, кредиты, отсрочка уплаты налога и полное освобождение от него/1,59/.

Основой финансовой базы государства является бюджет, состоящий из бюджета центрального правительства и бюджета местных органов власти всех уровней.

Государственный бюджет. Бюджет — это роспись государственных доходов и расходов на определенный срок, утвержденная в законодательном порядке. Государственный бюджет представляет собой крупнейший централизованный денежный фонд аккумулируемый с помощью перераспределения национального дохода и расходуемый государством для осуществления своих функций. В государственном бюджете находят органическую увязку все основные финансовые операции — расходы, различные виды доходов, государственные займы. Внешне самостоятельные, они в бюджете получают единую направленность, находящую отражение в проводимой государством политике.

Построение бюджета основано на соблюдении определенных принципов, которые были выработаны развитыми странами в начале XXв.

1. Принцип единства — сосредоточение в бюджете всех расходов и всех доходов государства. В государстве должна существовать единая бюджетная система, единообразие финансовых документов и бюджетной классификации.

2. Принцип полноты означает, что по каждой статье бюджета учитываются все затраты и все поступления.

3. Принцип реальности предполагает правдивое отражение доходов и расходов государства.

4. Принцип гласности — это обязательное информирование населения об основных расходах и источниках доходов.

В современных условиях в практике развитых стран наблюдается некоторое несоблюдение этих принципов. Так, отход от принципов полноты и единства выразился в появлении, помимо государственного бюджета, большого количества различных специальных и внебюджетных фондов самостоятельных в финансовом отношении государственных учреждений (кредитные фонды, социальные, научно-технические и др.). Однако отсутствие обезличенности финансового фонда, которым распоряжаются правительства разных уровней, и четкое разграничение источников поступлений центрального правительства и местных органов власти являются важнейшей особенностью современных государственных бюджетов развитых стран.

Баланс бюджета означает равенство доходов и расходов. Если расходы бюджета превышают доходы, то налицо бюджетный дефицит.

Доходная часть государственного бюджета образуется в основном за счет налогов. Расходная часть государственного бюджета развитых стран включает: расходы на содержание вооруженных сил и государственного аппарата, финансирование хозяйства и социальной инфраструктуры (социальное обеспечение, здравоохранение, просвещение, наука), выплату процентов по государственному долгу.

Функции бюджета. Бюджетная система выполняет три функции: 1) фискальная функция означает создание финансовой базы функционирования государства в условиях фактического отсутствия у него собственных доходов (исключая доход от государственной собственности, который составляет, например, в США 6—7% доходов государственного бюджета); 2) функция экономического регулирования — это использование государством налогов (основного источника доходов бюджета) для проведения; своей экономической политики; 3) социальная функция предполагает использование государственного бюджета для перераспределения национального дохода.

Осуществляя эти функции, государство не должно ослаблять рыночные стимулы предпринимательства. Поэтому бюджетная политика государства должна строиться на синтезе рыночного и государственного механизмов регулирования.

Концепции использования бюджета. Использование государством бюджета в качестве одного из рычагов воздействия, на экономику опирается на теоретические концепции. На протяжении многих десятилетий в развитых странах господствовала концепция «нейтрального бюджета», отвечающая интересам экономики только в том случае, если не требовалось коренного изменения сложившегося под воздействием рынка «естественного порядка». Концепция «нейтрального бюджета» привязывала всю бюджетную политику государства к задаче обеспечения сбалансированности бюджета и предусматривала «нейтральное» отношение к ходу воспроизводственного процесса. Считалось, что нормальное функционирование финансов и есть эффективное функционирование экономики. Собственно бюджет решал чисто финансовые задачи (изъятие и распределение денежных средств).

Но политика жесткого соизмерения расходов и доходов бюджета имела свои недостатки: а) она ограничивала размах экономических операций, время их проведения (крупномасштабные и долговременные операции); б) снижала эффективность экономических операций, так как налоговые льготы предприятиям часто уравновешивались действенными с финансовой, но не с экономической точки зрения операциями; в) снижала и без того малую эластичность государственного бюджета, лишала возможности быстро реагировать на изменение экономической обстановки; г) сокращение государственных расходов в период спада увеличивало вероятность депрессий, а уменьшение в фазе подъема вело к «перегреву» экономики.

Кейнсианский рецепт использования государственного бюджета впервые признал за бюджетными инструментами, помимо финансовых, функции по стабилизации экономики. В основе его лежит концепция «функциональных финансов», согласно которой формирование и реализация бюджетной политики включают как финансовую, так и экономическую сторону дела, причем последней отдается предпочтение. Главное — сбалансированность экономики. При этом Достижение макроэкономической стабильности может сопровождаться как положительным сальдо бюджета, так и возрастанием бюджетного дефицита. И хотя дефицит бюджета рассматривается как негативное явление, но не настолько, чтобы проводить финансовое оздоровление экономики в ущерб экономическому, особенно в фазах кризиса и депрессии.

Согласно концепции «функциональных финансов» решение проблемы дефицита бюджета в долгосрочном периоде невозможно без кардинального решения вопроса экономической стабильности. В этом состоит экономический подход к бюджетной политике государства.

Кейнсианская стратегия бюджетного регулирования, а затем теория «экономики предложения» (80—90-е годы) превратили концепцию «функциональных финансов» в реализуемые на практике модели экономического регулирования в развитых странах.

Тенденции и противоречия бюджетной политики. В рамках задач, которые решает бюджетная политика, можно говорить о ее эффективности. Если бюджетная политика решает финансовые проблемы, то показателями оценки ее эффективности являются бюджетный дефицит и государственный долг, отражающие состояние государственных финансов. Если бюджетная политика направлена на решение экономической задачи — макроэкономической сбалансированности, то используются такие показатели, как рост ВНП и совокупных частных инвестиций, уровень безработицы и инфляции. Финансовые показатели дополняют характеристику эффективности бюджетной политики.

Наши рекомендации