Основные направления совершенствования государственного регулирования деятельности естественных монополий в Санкт-Петербурге
Государственное регулирование тарифов для субъектов естественных монополий как в целом по РФ, так и в г. Санкт-Петербурге в частности в условиях реформирования должно быть направлено на:
- обеспечение прозрачности деятельности компаний путем перехода на международные стандарты бухгалтерского учета по каждому виду деятельности. Проведение независимого аудита с целью определения реальных инвестиционных потребностей;
- сохранение в отрасли небольшого числа интегрированных компаний с высокой инвестиционной привлекательностью и способностью обновлять производственные фонды, что позволит поддержать технологические связи, во многом сохранить потенциал;
- базирование тарифного регулирования на объективном анализе издержек и инвестиционных потребностей и его координации с тарифным регулированием других естественных монополий, в частности с рентабельностью других отраслей промышленности.
В 2014 году в г. Санкт-Петербурге при губернаторе создан межотраслевой совет потребителей по вопросам деятельности субъектов естественных монополий. [45]
Новый совещательный орган создали в рамках «последовательного внедрения» общественного контроля деятельности монополий. Совет должен доводить до комитета по тарифам Петербурга и монополий позиции потребителей. Главной целью нового органа является достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий.
Общественный совет будет принимать участие в разработке и обсуждении на ранних стадиях схем территориального планирования Петербурга, прогнозов социально-экономического развития и других документов, которые могут определять перечень инвестиционных объектов субъектов естественных монополий. Кроме того, совет будет давать заключения на проекты инвестиционных программ монополистов с учетом защиты интересов потребителей, а также осуществлять общественной контроль реализации проектов. Среди задач совета и контроль тарифного регулирования.
Направления совершенствования государственного регулирования деятельности естественных монополий в Санкт-Петербурге:
- переход на долгосрочное тарифное регулирование;
- реализация комплекса мер по сдерживанию цен (тарифов) естественных монополий с целью создания условий для развития полноценной конкуренции в сферах, сопряженных со сферами естественных монополий, для стимулирования развития и модернизации естественных монополий в целях обеспечения доступности их услуг;
- повышение открытости, качества и гражданского (общественного) контроля осуществления функций государственного регулирования, процедур выработки и реализации решений ФСТ России;
- защита интересов потребителей товаров (услуг) организаций инфраструктурного сектора, осуществляющих регулируемые виды деятельности.
Заключение
Итак,ᅟ естественнаяᅟ монополияᅟ -ᅟ это отрасль,ᅟ вᅟ которойᅟ монополистᅟ действуетᅟ сᅟ позицииᅟ минимизацииᅟ долгосрочныхᅟ среднихᅟ издержек,ᅟ гдеᅟ проникновениеᅟ новыхᅟ производителейᅟ приводитᅟ кᅟ падениюᅟ эффективностиᅟ производстваᅟ заᅟ счетᅟ исчезновенияᅟ эффектаᅟ масштаба.
Плюсы естественных монополий: замена рыночного механизма; возможность мобилизации огромных финансовых ресурсов для поддержания производства в случае необходимости; максимально использование эффекта от производственных мощностей, что обычно приводит к снижению издержек на производстве; использование последних достижений научного и технического прогресса единолично, особенно, если они разрабатываются внутри монополии.
Минусы: главный минус любой монополии - возможность переложить издержки на потребителя, который не может оказывать никакого влияния на производителя; блокирование технического прогресса вследствие отсутствия конкуренции; экономия за счет качества услуг и производимой продукции; применение формы административной диктатуры, которая заменяет экономический механизм.
Принятоᅟ считать,ᅟ чтоᅟ существуютᅟ дваᅟ типаᅟᅟ контроляᅟ ᅟестественныхᅟ монополийᅟ соᅟ стороныᅟ государстваᅟ ᅟ -ᅟ внешнийᅟ иᅟ внутренний:ᅟ внешнийᅟ ᅟ -ᅟ черезᅟ принятиеᅟ регламентирующихᅟ актовᅟ илиᅟ корректирующееᅟ налогообложениеᅟ (штрафыᅟ иᅟ субсидии),ᅟ внутреннийᅟ ᅟ -ᅟ черезᅟ присутствиеᅟ представителейᅟ государственныхᅟ органовᅟ (сᅟ правомᅟ принятияᅟ решения)ᅟ вᅟ самихᅟ компаниях.
В целом ФЗᅟ РФᅟ «Оᅟ естественныхᅟ монополиях»ᅟ предусматриваетᅟ применениеᅟ органамиᅟ регулированияᅟ естественныхᅟ монополийᅟ двухᅟ основныхᅟ методов:ᅟ ценового,ᅟ осуществляемогоᅟ установлениемᅟ ценᅟ (тарифов)ᅟ илиᅟ ихᅟ предельногоᅟ уровня; ᅟнеценового,ᅟ заключающегосяᅟ вᅟ определенииᅟ потребителей,ᅟ ᅟ подлежащихᅟ обязательномуᅟ обслуживанию,ᅟ иᅟ (или)ᅟ установленииᅟ минимальногоᅟ уровняᅟ ихᅟ обеспеченияᅟ вᅟ случаеᅟ невозможностиᅟ удовлетворенияᅟ вᅟ полномᅟ объемеᅟ потребностейᅟ вᅟ товаре,ᅟ производимомᅟ (реализуемом)ᅟ субъектомᅟ естественнойᅟ монополии,ᅟ сᅟ учетомᅟ необходимостиᅟ защитыᅟ правᅟ иᅟ законныхᅟ интересовᅟ граждан,ᅟ обеспеченияᅟ безопасностиᅟ государства,ᅟ охраныᅟ природыᅟ иᅟ культурныхᅟ ценностей.[46]ᅟ Выборᅟ методаᅟ регулированияᅟ осуществляетᅟ самᅟ регулирующийᅟ органᅟ иᅟ осуществляетᅟ применительноᅟ кᅟ конкретномуᅟ субъектуᅟ естественнойᅟ монополииᅟ наᅟ основеᅟ анализаᅟ егоᅟ деятельности.
В соответствии с законодательством Российской Федерации государственному регулированию подлежат организации инфраструктурного сектора - субъекты естественных монополий и организации коммунального комплекса. ФСТ России является ответственным исполнителем подпрограммы «Повышение эффективности функционирования естественных монополий и иных регулируемых организаций и развитие стимулирующего регулирования» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика».
В целом можно отметить, что механизмы регулирования деятельности субъектов естественной монополии в РФ в настоящее время несовершенны и должны быть подвергнуты существенной доработке. Практически неконтролируемый и часто необоснованный рост цен на товары и услуги естественных монополий является одним из важнейших факторов экономического ущерба, вызываемого монополизмом в современном российском обществе.
Особенно остро стоит проблема регулирования естественных монополий на региональном уровне. Неразрешенность этой проблемы негативно сказывается как на возможностях привлечения инвестиций и экономического роста, так и на социальной обстановке в регионах. Описанная ситуация характерна в том числе и для такого крупнейшего российского города - субъекта федерации, как Санкт-Петербург.
Государственное регулирование цен (тарифов) естественных монополий на территории Санкт-Петербурга осуществляет Комитет по тарифам Санкт-Петербурга.
В соответствии с целями и задачами Комитета в 2013 году проводилась следующая работа: осуществлялся региональный государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, электроэнергетике и в сфере деятельности организаций коммунального комплекса в части правильности применения цен (тарифов), регулируемых Комитетом; осуществлялся контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса, субъектами оптового рынка электрической энергии и мощности и розничных рынков электрической энергии, в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения; проводились административные расследования по делам об административных правонарушениях, рассмотрение которых отнесено к полномочиям Комитета; осуществлялось производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации и полномочиями Комитета; организовывалось проведение и принималось участие в проверках регулируемых Комитетом организаций на предмет выявления признаков нарушений действующего законодательства; по результатам проведенных проверок выдавались предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации, в пределах полномочий Комитета; осуществлялось взаимодействие с Управлением Федеральной службы судебных приставов по Санкт-Петербургу Министерства юстиции Российской Федерации в рамках заключенного Соглашения; принимались меры по предупреждению административных правонарушений, выявлению и устранению причин и условий, способствующих их совершению.
Государственное регулирование тарифов для субъектов естественных монополий как в целом по РФ, так и в г. Санкт-Петербурге в частности в условиях реформирования должно быть направлено на: обеспечение прозрачности деятельности компаний путем перехода на международные стандарты бухгалтерского учета по каждому виду деятельности; сохранение в отрасли небольшого числа интегрированных компаний с высокой инвестиционной привлекательностью и способностью обновлять производственные фонды, что позволит поддержать технологические связи, во многом сохранить потенциал; базирование тарифного регулирования на объективном анализе издержек и инвестиционных потребностей и его координации с тарифным регулированием других естественных монополий, в частности с рентабельностью других отраслей промышленности.
В 2014 году в г. Санкт-Петербурге при губернаторе создан межотраслевой совет потребителей по вопросам деятельности субъектов естественных монополий.
Направления совершенствования государственного регулирования деятельности естественных монополий в Санкт-Петербурге: переход на долгосрочное тарифное регулирование; реализация комплекса мер по сдерживанию цен (тарифов) естественных монополий с целью создания условий для развития полноценной конкуренции в сферах, сопряженных со сферами естественных монополий, для стимулирования развития и модернизации естественных монополий в целях обеспечения доступности их услуг; повышение открытости, качества и гражданского (общественного) контроля осуществления функций государственного регулирования, процедур выработки и реализации решений ФСТ России; защита интересов потребителей товаров (услуг) организаций инфраструктурного сектора, осуществляющих регулируемые виды деятельности.