Использование метода синектика
Это комплексный метод стимулирования творческой деятельности, использующий приемы и принципы как «мозговой атаки», так и метода ассоциаций и аналогий. Синектика - это соединение неоднородных элементов.
В основе метода лежит поиск нужного решения помощью преодоления энергии ,состоящей в стремлении решить проблему традиционным путем. Одна из важнейших процедур применения метода Синектика – выяснение того, как участники (синектическая группа) представляют себе обсуждаемую проблему. С этой целью они предлагают свои варианты руководителям для ее определения. Руководитель записывает эти варианты на доске и начинает задавать наводящие вопросы по существу проблемы. Этот метод широко использует личную аналогию (эмпатию). Человек мысленно вживается в образ рассматриваемой системы, отождествляет себя с ней и пытается проанализировать возникшие ощущения. Это помогает при синтезе новых вариантов системы.Одним из наиболее эффективных методов стимулирования творческой деятельности является синектика. В ее основу положен принцип классического мозгового штурма, но этот штурм осуществляет профессиональная или полупрофессиональная группа, которая от одного штурма к другому накапливает опыт решения задач.
При синектическом штурме допустимы элементы критики, но главное, предусмотрено обязательное использование четырех специальных приемов, основанных на аналогии:
- прямой аналогии (как решаются задачи, похожие на данную);
- личной (попробуйте войти в образ данного в задаче объекта, и попытайтесь рассуждать с его точки зрения);
- символической (сформулируйте в двух словах образное определение сути задачи);
- фантастической аналогии (как эту задачу решили бы сказочные персонажи).
Автор метода синектика У. Гордон создал в 1960 г. фирму "Синектикс" (США). Эта фирма сотрудничает с крупнейшими промышленными фирмами, корпорациями и высшими учебными заведениями, обучая синектической атаке инженеров и студентов.
Классическая синектика
Метод классической синектики применяется в небольшой группе (57 участников). Другие условия применения метода (правила ведения дискуссии, профессиональный и социальный состав группы и т.д.) соответствуют условиям, существующим при организации классического мозгового штурма.
Синектический процесс включает в себя три фазы:
1. Объявляется проблема. Выясняются содержание проблемы, эффективные взаимосвязи, возможно, новое формирование проблемы,
2. Производится отчуждение содержания проблемы. С помощью определенной техники отчуждения (прямые, личные и символические аналогии) группа удаляется от проблемы, т. е. сознательно абстрагируется от обстоятельств дела.
3. Формируются подходы к решению проблемы. Понятия, проявляющиеся в конце процесса отчуждения, сопоставляются с постановкой проблемы; из этого вырабатываются идеи для решения проблемы.
Модель организации мозгового штурма методом классической синектики:
• Формирование группы и ознакомление ее участников с проблемой ведущим руководителем;
• Синектическое заседание группы;
• Рассмотрение и отбор идей и предложений ведущим руководителем;
• Повторное синектическое заседание;
• Повторное рассмотрение идей и предложений руководителем.
Во время синектических заседании ведущий должен полностью контролировать ход процесса, постоянно вмешиваясь в дискуссию. Этой функцией можно овладеть лишь благодаря определенной профессиональной подготовке. Другие участники синектического заседания также могут эффективно работать лишь после нескольких тренировочных заседаний.
Синектическая конференция
Синектическая конференция содержит много существенных элементов классической синектики. В данном случае конференция не имеет строгого, многоступенчатого характера. Для синектической конференции характерно, когда в ходе обсуждения решение находят с помощью аналогий. В ходе синектической конференции произвольно формируются аналоги, из которых затем вырабатываются идеи для решения какой-либо проблемы. В этом методе четко выраженная фаза отчуждения отсутствует.
Участники синектической конференции должны в совершенстве владеть классической синектикой.
Визуальная синектика
При визуальной синектике отчуждение и стимулирование достигается с помощью рассматриваемых изображений. Группе участников, рассматривающих определенную проблему, демонстрируют, различные диапозитивы. Первое изображение участники описывают совместно, после чего анализируют ситуацию (отчуждение). Из элементов или отношений рассмотренного изображения выводят идеи для решения проблемы. Если поток идей иссякает, то переходят к следующему диапозитиву.
В методе визуальной синектики можно использовать крупные изображения на календарях, рекламных проспектах и т.д.