Методы реагирования на изменения внешней среды
Лекция №4. Среда функционирования предприятия гостеприимства: внутренняя и внешняя
Среда функционирования предприятия- совокупность субъектов и сил, влияющих на деятельность фирм на рынке. Из нее выделяют:
Среда состоит из 2 частей:
- макросреда (или отдаленное окружение);
- микросреда (отраслевое или ближнее окружение).
Микросреда включает все заинтересованные группы, которые прямо влияют или находятся под непосредственным влиянием основной деятельности предприятия (поставщики, потребители, конкуренты, акционеры, профсоюзы, кредиторы, торговые и иные организации).
Макросредавключает общие факторы, которые не касаются прямо краткосрочной деятельности предприятия, но могут влиять на его долгосрочные решения (правительство, экономика, природные факторы, научно-технический прогресс, социально-демографическая среда).
Следует заметить, что с увеличение динамизма и сложности уменьшается роль формализованных методов планирования и прогнозирования и повышается значение неформальных экспертных оценок и прогнозов.
Основные типы внешней среды:
- Изменяющаяся среда, которая характеризуется быстрыми переменами. Это могут быть технические инновации, экономические перемены (изменения уровня инфляции ), изменения законодательства, новшества в политике конкурентов и т.д. Такая нестабильная среда, которая создаёт большие трудности для управления, присуща российскому рынку.
- Враждебное окружение, создаваемое жёсткой конкуренцией, борьбой за потребителей и рынки сбыта. Такая среда присуща, например, автомобильной промышленности США и стран Западной Европы, США и Японии.
- Разнообразное окружение свойственно глобальному бизнесу. Поскольку бизнес становится всё более глобальным занятием, требуется больше и больше информации, но уверенность в её точности снижается. Зависимость от мнений иностранных экспертов или аналитических материалов, изложенных на иностранном языке, усугубляет неопределённость. Типичным примером глобального бизнеса является фирма McDonalds, работающая во многих странах (а следовательно, связанная с обслуживанием многочисленных клиентов, говорящих на различных языках), с разнообразными культурами и гастрономическими вкусами потребителей. Это разнообразное окружение влияет на деятельность фирмы, на её политику воздействия на потребителей.
- Технически сложная среда. Под сложностью внешней среды понимается число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора. В такой среде развивается электроника, вычислительная техника, телекоммуникации, которые требуют сложной информации и высококвалифицированного обслуживающего персонала. Стратегическое управление предприятиями в технически сложной среде должно быть ориентировано на инновации, так как изделия в этом случае быстро устаревают.
Методы реагирования на изменения внешней среды.
В практической деятельности используются различные методы реагирования на изменения факторов внешней среды. Наиболее распространёнными среди них являются следующие подходы:
ü «борьба с огнём», или реактивный стиль управления. Этот подход предполагающий принятие управленческих мер после свершения изменений, по – прежнему распространён на многих российских предприятиях;
ü расширение сфер деятельности, или диверсификация производства и капитала как средство возможного уменьшения коммерческого риска при изменении факторов внешней среды;
ü совершенствование организационной структуры управления для повышения его гибкости. В этом случае предприятие может создавать центры прибыли, стратегические единицы бизнеса и другие гибкие структуры, ориентированные на достижение конечных результатов;
ü стратегическое управление.
Методы:
1. PEST-анализ – включает в себя политические, экономические, социальные и технологические прогнозы. Используется для определения долгосрочных возможностей предприятия в условиях прогнозируемых изменений внешней среды. Основным фактором является анализ экономической среды, который включает в себя прогнозы изменения экономики, выраженные в показателях инфляции, уровня занятости, циклов деловой активности, денежного обращения, ВВП, ВНП и т.д. полученные результаты анализа позволяют осуществить выбор наиболее эффективной стратегии развития объекта планирования и определить факторы, оказывающие либо негативное, либо позитивное влияние на развитие объекта планирования.
P Правительственная стабильность Антимонопольное законодательство Регулирование занятости населения Налоговая политика Внешнеэкономическое законодательство Профсоюзы Сценарий 1: политика Сценарий 2: политика … Сценарий n: политика | E ВВП Уровень инфляции Процентная ставка и курс национальной валюты Сокращение (рост) доходов населения Уровень безработицы Цены на энергоресурсы Инвестиционная политика Количество денег в обращении Сценарий 1: экономика Сценарий 2: экономика … Сценарий n: экономика |
S Демографическая структура населения Стиль жизни, обычаи, привычки Социальная мобильность населения Активность потребителей Сценарий 1: социум Сценарий 2: социум … Сценарий n: социум | T Затраты на НИОКР Защита интеллектуальной собственности Государственная политика в области НТП Новые продукты (скорость обновления, источники идей) Сценарий 1: технология Сценарий 2: технология … Сценарий n: технология |
Анализ тенденций развития факторов макроокружения, влияющих на деятельность предприятия, может быть проведен по каждой группе факторов в отдельности в виде следующей таблицы.
Таблица - Анализ отдельных групп факторов макроокружения предприятия
Фактор | Состояние фактора | Тенденция развития данного фактора | Характер влияния фактора на деятельность предприятия (+,-) | |||
1. Экономические факторы | ||||||
1.1 Уровень инфляции | Средний, около 2,7% в месяц | Возможно дальнейшее увеличение | Отрицательное: обесценивание денежных средств. Положительное: возможность получения дополнительных денежных средств при игре на разнице курса валют | |||
1.2 Уровень безработицы | Примерно 13,3% | Не ясны | Положительное: возможность найма более квалифицированных специалистов за меньшую оплату труда | |||
1.3 Сокращение доходов потребителей | Около 10% за последние 6 месяцев | Тенденции не ясны | Отрицательное: уменьшение покупательской способности на услуги предприятия среди клиентов-частных лиц | |||
1.4 Курс национальной валюты | Снижение на 5% за последний квартал | Возможно дальнейшее снижение | Отрицательное: обесценивание денежных средств. Положительное: возможность получения дополнительных денежных средств при игре на разнице курса валют | |||
1.5 Мировые цены на нефть | Понижение за последний квартал на 5% | Возможно дальнейшее понижение | Отрицательное: возможное снижение покупательской способности на услуги среди клиентов | |||
2.1 Уровень спроса на услуги предприятия | Увеличение спроса на 4% за последний квартал | Возможно дальнейшее повышение спроса | Положительное: улучшение финансового состояния предприятия и его деловой активности | |||
2. Политические факторы | ||||||
3.1 Теракты в США 11 сентября 2001 года | Не ясны | Отрицательное : снижение покупательской способности среди клиентов | ||||
3.2 Запрещение росс. самолётам , не отвечающим мировым стандартам по уровню шума приземляться в крупных городах | Это такие страны : Франция, Германия, Египет, Великобритания, Дания Швейцария, Голландия | Предоставлена отсрочка в полгода | Отрицательное : повышение цен на авиа билеты, и как следствие – турпутёвок | |||
3. Правовые факторы | ||||||
4. Технологические факторы | ||||
5.1 Новые технологии | Появление новой технологии оказания услуг- прямое бронирование гостиниц, билетов , автомобилей через Интернет | Не ясны | Отрицательное : большинство турфирм выпадут из цепочки, т.к. лишний посредник никому не нужен Положительное : ближайшие 5 – 10 лет российским турфирмам эта возможность не угрожает – из-за неразвитости системы платежей по кредитным картам | |
После определения всей совокупности факторов, которые оказывают влияние на деятельность предприятия, необходимо выбрать из них наиболее важные факторы, которые могут представлять для предприятия реальную угрозу и определить возможную реакцию предприятия на влияние данного фактора.
Фактор | Влияние на объект планирования (+ или -) | Возможная реакция предприятия |
Экономические факторы | ||
1. Сокращение доходов потребителей на 10% за последние полгода | -: снижение покупательной способности на услуги предприятия среди клиентов частных лиц, возможная потеря некоторых постоянных клиентов | Предоставление скидок для постоянных клиентов с целью их удержания) Увеличение доли клиентов-организаций, т.е. корпоративных клиентов |
2.Повышение инфляции | -: обесценивание денежных средств | Предусмотреть в договорах индексацию платежей в случае просрочки |
+: получение дополнительных оборотных средств при игре на разнице курса валют | Укрепление текущей платежеспособности предприятия, покупка-продажа валюты | |
3. Повышение спроса | +: улучшение финансового состояния предприятия | Соответствие уровню спроса в целях стимулирования его дальнейшего роста, внедрение комплекса доп.услуг |
Правовые факторы | ||
В качестве дополнения к PEST-анализу можно использовать метод многофакторного анализа внешней окружающей среды. Данный метод кроме 4 групп факторов включает в себя ряд дополнительных: рыночные факторы, международные факторы, факторы конкуренции и конкурентоспособности, факторы социального поведения.
2. SWOT – это аббревиатура четырех английских слов: S – Strengths – сильные стороны, W – Weaknesses – слабые стороны, O – Opportunities – возможности, T – Threats – угрозы.
SWOT-анализ-болеекомплексная процедура проведения стратегического анализа. SWOT-анализ условно можно разделить на 2 этапа:
1. Анализ возможностей и угроз, которые исходят от внешней среды по отношению к объекту планирования. На этом этапе происходит пересечение SWOT-анализа и PEST-анализа. Выявленные в процессе анализа возможности и угрозы имеют неравнозначный характер. В соответствии с этим необходимо каждую из них оценивать по степени воздействия на повышение возможностей или понижение угроз любого объекта планирования.
2. Осуществляется оценка сильных и слабых сторон объекта планирования, которые обуславливаются его ресурсным потенциалом. Данное направление анализа предполагает оценку:
· природных (физических) ресурсов;
· финансовых ресурсов;
· человеческих ресурсов;
· административной структуры управления;
· нематериальных активов.
В процессе анализа каждый из ресурсов следует оценивать следующим образом:
1) положительное влияние «+», если ресурс имеет возможность потенциально повысить эффективность функционирования объекта планирования;
2) нейтральное влияние – «0», если влияние ресурса на эффективность функционирования объекта планирования оценить невозможно;
3) отрицательное влияние «-», если современное состояние ресурса приводит или может привести к снижению эффективности функционирования объекта планирования.
Для оценки ресурсного потенциала объекта планирования может быть использован специальный профиль, раскрывающий все факторы, которые могут быть рассмотрены как элементы его силы и слабости. Этот анализ называется также SNW-анализ.
SNW – это аббревиатура трех английских слов, которые означают: S – Strength – сильная позиция, N – Neutral – нейтральная позиция, W – Weakness – слабая позиция (сторона).
Управленческий профиль предприятия (по И.Ансоффу)
Фактор | Оценка | ||
Сила (S) | Нейтрально (N) | Слабость (W) | |
1. уменьшение потока денежных средств из областного и федерального бюджета на развитие города; | ٧ |
Факторы | Вероятность | ||
Высокая | Средняя | Нейтральная | |
Возможности | |||
1. | |||
Угрозы | |||
1. уменьшение потока денежных средств из областного и федерального бюджета на развитие города; | √ |
Результаты SWOT-анализа могут быть разработаны при выработке стратегических целей:
Фактор | Способ подстановки целей |
Сильные стороны | Как развивать и использовать свои сильные стороны |
Слабые стороны | Как нейтрализовать воздействие своих слабых сторон Как превратить свою слабую сторону в сильную Как строить свою политику, чтобы стать лидером в рассматриваемом вопросе |
Возможности | Как максимально эффективно использовать представляющиеся возможности |
Угрозы | Как избежать угрозы со стороны внешней среды или рынка Как минимизировать потери, создаваемые угрозой Как превратить угрозу в представившуюся возможность |
Результаты SWOT-анализа можно использовать также для выработки стратегических альтернатив. В этом случае результаты анализа рекомендуется представлять в виде следующей матрицы.
S | W | |
O | SO стратегия Мероприятия, которые необходимо провести, чтобы использовать сильные стороны объекта планирования для расширения возможностей | OW стратегия Мероприятия, которые необходимо провести, чтобы преодолеть слабые стороны, используя имеющиеся возможности |
T | ST стратегия Мероприятия, которые позволяют использовать сильные стороны, чтобы избежать угроз | WT стратегия Мероприятия, которые позволяют преодолеть слабые стороны, чтобы избежать угроз |
3.GAP-анализ(анализ разрывов). С помощью данного анализа можно организовать поиск шагов в соответствии с заданной целью. Необходимость в GAP-анализе возникла в связи с тем, что не всегда достижение цели приводит к желаемому результату. Можно найти путь от текущего состояния к желаемому.
|
|
|
|
|
|
Таким образом, можно сформулировать стратегию предприятия, направленную на ликвидацию выявленных разрывов: