Сущность управления современным предприятием

Евдокимов О.Г., к.б.н., доцент

Лутовина В.В.

Аннотация

В данной статье рассматривается проблема управления предприятием в современных условиях. Уделяется особое внимание принципам и перспективам управления в современных условиях.

Ключевые слова

Управление предприятием, сетевые организации, ориентация на потребителя, предпринимательство как способ мотивации, децентрализация.

Успешное функционирование предприятия невозможно без эффективной системы управления. Управление – воздействие одного лица или группы лиц на другие лица для побуждения действий, соответствующих достижению поставленных целей при принятии на себя менеджерами ответственности за результативность воздействия [7]. Управление осуществляет несколько функций: планирование, организация, мотивация, контроль, координация.

В последнее время появилась такая управленческая функция как бенчмаркинг. Бенчмаркинг– это искусство нахождения или выявления того, что другие делают лучше всех, с последующим изучением, усовершенствованием и применением чужих методов работы. Многие специалисты считают, что бенчмаркинг является необходимой составляющей успеха любой организации в современном мире [1].

Управление – это сложная система. Система управления, как и любая другая система, состоит из взаимосвязанных, но при этом самостоятельных подсистем: управляющей и управляемой. Управляющая подсистема состоит из компонентов, которые непосредственно влияют на ресурсы и коллективы людей управляемой подсистемы. К управляемой подсистеме относятся все элементы, обеспечивающие непосредственный процесс создания материальных и духовных благ или оказания услуг. Связь между управляющей и управляемой системами осуществляется с помощью информации, которая служит основой для выработки управленческих решений [2].

Благодаря научно-технической революции процесс управления экономикой усложнился в несколько раз. Но что же повлияло на данное изменение? В первую очередь это связано с развитием науки и техники, благодаря которому стали появляться новые технологии и методы производства продукции. А это стало сигналом, как для изменения технологического процесса, так и общей системы управления на предприятии. Немаловажную роль сыграл быстрый рост номенклатуры изделий. За последние годы рост номенклатуры изделий увеличится в сотни раз, а это, в свою очередь, усложнило систему управления. Изменение состава продукции, стремительный рост сменяемости изделий – все это усложняет выполнение функций управления на предприятии.

На сегодняшний день практически на любом рынке преобладает жесткая конкуренция, которая мотивирует производителя расширять ассортимент продукции, совершенствовать состав изделий, приобретать более мощное оборудование, затрачивать огромные денежные ресурсы на маркетинг и НИОКР. Данные процессы определенно усложняют работу менеджеров, создавая высокую планку для «выживания» на рынке. Помимо данных процессов существуют и другие факторы, которые влияют на увеличение сложности задач управления:

1.Стратегия приобретения и слияния корпораций. В настоящее время, если компании оказываются в менее выгодных условиях на рынке, происходит приобретение и слияние данных компаний наиболее влиятельными организациями. Слияние происходит тогда, когда активы двух компаний объединяются путём помещения их под контроль руководства новой компании, находящейся в совместном владении акционеров исходных компаний. Приобретение или поглощение имеет место там, где одна компания получает контроль над другой путём приобретения контрольного пакета акций с правом решающего голоса [3].

2.Глобализация. Глобализация означает единый подход к освоению мирового рынка. На макроэкономическом уровне глобализация означает общее стремление стран к экономической активности за пределами своих границ. На микроэкономическом уровне под глобализацией понимается расширение деятельности фирм за пределы внутреннего рынка [6]. Благодаря возможностям глобализации многие страны могут выйти за пределы своих рынков и освоить наиболее широкие во всем мире. А это говорит о возможности их доступа к технологиям, потокам капитала, а также более дешевому импорту. Одной из главной целью глобализации является обмен информацией, знаниями.

3.Децентрализация и потребность в информации. Когда все права по принятию решений принадлежат многим людям, структуру можно назвать децентрализованной [4]. На переход к децентрализованным структурам повлияла ориентация на максимальное сближение с клиентом. А это в свою очередь привело к потребности в информации. Относительно до недавнего времени на предприятиях устанавливались системы, которые обрабатывали информацию, а затем выдавали отчеты, на основе которых строилась управленческая деятельность. На сегодняшний день стоит вопрос о создании такой технологии, благодаря которой можно было бы держать в курсе событий, как руководителей, так и их партнеров в условиях децентрализации.

Современное производство требует новых принципов управления. На сегодняшний день к самым важным принципам управления можно отнести следующие:

1. Лидерский потенциал сотрудника – ресурс.Каждый член организации имеет возможность влиять на остальных сотрудников. Для руководителей стоит задача создания такой благоприятной среды, в которой сотрудники могли бы развить свои потенциальные лидерские способности.

2. Применение сетевых организаций управления, а также их расширение.На сегодняшний день наблюдается тенденция – создание маркетинговых технологий в виртуальном мире. Базой в данных условиях являются сетевые структуры, в которых осуществляются глобальные проекты.

3. Соотношение самоуправления и управления.В каждой организации необходимо правильное сочетание управления и самоуправления. Самоуправление осуществляет потребность человека в самовыражении. Существует несколько принципов самоуправления: принцип сочетания управления и самоуправления, принцип вторичности, принцип мягкой регламентации. Принцип сочетания управления и самоуправления базируется на удовлетворении интересов сотрудников в целях обеспечения процветания и безопасности организации. Согласно данному принципу самоуправление и управление в организации должны сочетаться на каждом уровне управления. Принцип вторичности гласит, что самоуправляемая организация функционировать не может, так как любая деятельность организации ограничена законом и общественными нормами. Принцип мягкой регламентации гласит, что процесс самоуправления не может быть жестко регламентирован законодательными актами и внутренними положениями организации [6].

4. Необходимость вовлечения персонала в управление предприятием. Если сотрудники организации ответственно и при этом правильно выполняют свою работу, то предприятие определенно будет процветать. Как известно каждый сотрудник обладает определенными качествами, которые могут проявиться при решении конкретных задач. На сегодняшний день многие крупные предприятия создают проекты, в которых может поучаствовать любой сотрудник компании, пройдя конкурсный отбор. Из тех, кто прошел отбор, собирается команда, которой предоставляется полная свобода в реализации проекта. Благодаря такой возможности человек сможет проявить свои лидерские способности. Помимо этого участие в осуществлении проекта зарождает в сотрудниках чувство принадлежности и сопричастности, а это, в свою очередь, позитивно сказывается на мотивации к творческому труду.

5. Предпринимательство как способ мотивации. Сегодняшний век можно назвать веком предпринимателей. Данная тенденция подмывает руководителей крупных предприятий разрешать своим менеджерам посвящать часть их рабочего времени на осуществление своих интересов в предпринимательстве. Исходя из этого, можно сделать вывод, что управление на предприятиях становится в какой-то мере предпринимательским, а это позволяет компаниям обогащаться новыми творческими идеями и методами управления.

6. Ориентация на потребителя.Приверженность и доверие потребителей очень сильно влияют на устойчивость предприятия, а также на коммерческий результат бизнеса. Поэтому главной задачей предприятия является создание такого продукта, который был бы максимально ориентирован на потребителя. В современном мире данной цели можно добиться двумя путями. Первый – понять скрытые желания потребителей и попытаться их удовлетворить. Второй путь мало чем отличается от первого, однако в данном случае главная задача производителя – создать индивидуальный продукт для каждого клиента. А это, в свою очередь ведет, к отказу от массового производства.

Современный мир предъявляет значительные требования для производителя. Игнорирование таких требований вряд ли ведет к росту и развитию предприятия. На данный момент необходимо осознать, что на функционирование предприятия влияет множество факторов, а в особенности внешних. Мотивация персонала играет огромную роль в процветании компании. На сегодняшний день виртуальный мир – это неотъемлемая часть маркетинга. Также необходимо понять, что потребитель – это король на рынке, от воли которого зависят результаты бизнеса. Многие специалисты считают, что в скором будущем нас ожидает жизнь под лозунгом: «Нет потребителя – нет нас».

Список использованной литературы

1. Логинова Е.Ю., Воеводина Н.А., Кулагина А.В., Толберг В.Б./ Бенчмаркинг – инструмент развития конкурентных преимуществ. // Воронеж: Научная книга, 2013.

2. Гладышев А.Г., Иванов В.Н., Патрушев В.И. / Основы социального управления. // Москва: Высшая школа, 2001.

3. Зуб А.Т. / Стратегический менеджмент: Теория и практика. // Москва: Аспект Пресс, 2002.

4. Минцберг Генри / Структура в кулаке: создание эффективной организации.// Санкт- Петербург: Питер, 2011.

5. Рогожин С.В., Рогожина Т.В. / Теория организации // Москва: Экзамен, 2002.

6. Носова С.С. Экономическая теория // Москва: КноРус, 2011.

7. Евдокимов О.Г. / Основы Менеджмента, Учебное пособие для студентов экономических специальностей, направлений и профилей бакалавриата. // ФГБОУ ВПО «Московский гос. ун-т путей сообщ.», Каф. «Экономика и упр. на трансп.». Москва, 2011.

8. Бубнова Г.В., Подсорин В.А., Евдокимов О.Г. / Управление экономическими процессами транспортной компании при обновлении технических средств на маркетинговых принципах. // Транспортное дело России. 2014. № 6. С. 19.

9. Запухляк В.А., Евдокимов О.Г. / «Анализ и оценка конкурентных преимуществ компании». В сборнике: Современные проблемы управления экономикой транспортного комплекса России: конкурентоспособность, инновации и экономический суверенитет. // Международная научно-практическая конференция, посвящается 85-летию института экономики и финансов МИИТа. Московский государственный университет путей сообщения, Институт экономики и финансов. 2015. С. 301-302.

10. Подсорин В.А., Харитонова А.В. / Экономический механизм управления основными средствами в транспортном холдинге // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2012. № 5. С. 121-132.

УДК: 65:338.242.2

Наши рекомендации