Выберите правильный ответ (цена ответа 4 балла). 2.1 Какая из перечисленных целей не является задачей экономической

2.1 Какая из перечисленных целей не является задачей экономической

системы:

а) определить, как надо проводить товары и услуги;

б) обеспечить достаточный экономический рост;

в) определить распределение результатов производства между

людьми;

г) определить распределение собственности на ресурсы?

2.2. Первичный классогенез связан, как правило.

а) с возникновением частной собственности,

б) с полным распадом общинных форм,

в) со становлением товарно-денежных отношений;

г) с монополизацией роли в общественном разделении труда.

2.3. На линии производственных возможностей рост производства

одного вида продукта сочетается:

а) с уменьшением производства другого вида продукта;

б) с ростом производства другого вида продукта;

в) с постоянным объемом производства другого вида продукта;

78Глава 2. Базовые экономические понятия

г) возможен любой из указанных вариантов.

2.4. Ограниченность — это:

а) характеристика только индустриальных систем;

б) характеристика только доиндустриальных систем;

в) концепция, отражающая невозможность полного удовлетворения

человеческих потребностей;

г) все сказанное неверно.

2.5. Самый дефицитный ресурс современной российской экономики

— это:

а) труд; в) капитал;

б) земля; г) предпринимательство.

2 6. Столярная мастерская производит столы и стулья. При

неизменном объеме ресурсов возможны следующие сочетания общего

выпуска (штук) за год:

Варианты

А

Б

Столы

Стулья

Каковы альтернативные издержки увеличения производства

столов с 25 до 30, выраженные в стульях:

а) 180; в) 50;

б) 130; г) (180 + 130) / 2 = 155?

2.7. Студент обучается в университете, получая стипендию

120 руб. Бросив учебу, он мог бы работать коммерческим агентом,

прилагая равные усилия и зарабатывая 1 000 руб. в месяц. Каковы

альтернативные издержки обучения в университете:

а) 120 руб.; в) меньше 120 руб,

б) 1 000 руб.; г) больше 1 000 руб ?

2.8. На графике кривой производственных возможностей с продуктом

X по абсциссе и продуктом Y по ординате угол наклона

касательной к оси ОХ отражает:

а) альтернативные издержки дополнительной единицы X, выраженные

в единицах продукта Y;

б) степень ограниченности продукта X;

в) степень ограниченности продукта Y;

г) не верен ни один из ответов.

2.9. Характеристиками свободного рыночного хозяйства выступают:

а) неограниченное число участников конкуренции;

б) свободный доступ к рыночной информации;

в) ограниченная роль правительства в экономике,

г) верно все указанное

2.10. Критериями разграничения типов экономических систем

служат:

а) форма собственности на ресурсы;

б) тип координационного механизма;

в) уровень благосостояния членов общества;

г) верны ответы а и б.

Тесты 79

Ответьте коротко на вопросы повышенной сложности

(цена ответа 8 баллов)

3 1.Н. Барбон, критикуя Т. Мена за то, что тот, сравнивая государство

с хозяйством отдельной семьи, призывал к необходимости

для государства вести умеренный образ жизни, приводит такой

аргумент: "Имущество человека конечно, а запасы природы бесконечны

и никогда не могут быть истощены. А то, что бесконечно, не

может увеличиваться от бережливости, равно как и уменьшаться

от расточительности". Какую логическую ошибку допускал Мен, а

какую Барбон?

3.2. Перерисуйте и заполните на отдельном листе следующую

таблицу:

Производительные силы

Внутрипроизводственное

разделение труда

Природная среда

Научные знания

Общественное

разделение труда

Орудия труда

Полезные ископаемые

Трудовая квалификация

Плодородие почвы

Кооперация труда

Естественные Общественные Всеобщие

Если данный элемент производительных сил соответствует

какой-либо форме их развития, то в месте пересечения соответствующих

строки и колонки поставьте знак "+".

3.3. Помимо задач экономического выбора, решаемых в рамках

той или иной системы, существует проблема выбора обществом типа

экономической системы. Как можно было бы решить рационально

эту проблему?

' 3.4. Марья Ивановна посвящает день домашнему хозяйству.

Она тратит на стирку рубашки 15 мин, а на мытье окна — 45 мин.

Нарисуйте линию производственных возможностей Марьи Ивановны

в рамках 9-часового рабочего дня.

3.5. Объясните смысл предложенного Нобелевским лауреатом

Г. Беккером понятия "человеческий капитал". Чем "человеческий

капитал" отличается от таких экономических ресурсов, как "труд"

и "капитал"? Охарактеризуйте особенности "человеческого капитала"

граждан России.

Глава 3. Рыночная система:

спрос и предложение

3.1. Рыночная система

Рынок (market) представляет собой систему отношений,

в которой связи покупателей и продавцов столь

юбодны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию

ыстро выравниваться.

Рынок — это, прежде всего, место встречи продавцов и поку-

ателей; между ними осуществляется обмен по цене, о которой уда-

ось договориться При этом происходит добровольное отчуждение

воей собственности и присвоение чужой. Следовательно, рынок оз-

ачает взаимную передачу прав собственности. Для осуществления

делки необходимы издержки, связанные с поиском информации,

едением переговоров, определением качественных и количествен-

ых характеристик покупаемого товара или услуги, спецификацией

[ защитой прав собственности, заключением контракта и т д. Поэто-

iy рынок можно определить как совокупность трансакций (от англ.

ransaction — сделка). В ходе обмена происходят своеобразный учет

[ общественная оценка реализуемых благ. Рынок выступает как спе-

щфическая форма взаимосвязи между обособленными в рамках об-

цественного разделения труда производителями, каждый из кото-

>ых хозяйствует самостоятельно, на свой страх и риск. Обществен-

гые потребности выявляются с помощью системы цен. Они передают

шформацию, которая служит стимулом к применению наиболее эко-

юмных методов производства и наиболее эффективному использо-

5анию ограниченных ресурсов. Тем самым рынок способствует перераспределению

доходов в пользу лучше хозяйствующих субъектов,

1спользующих передовую технологию и высококачественные ресурсы.

В развитом индустриальном обществе рынок представляет собой

ie площадь, где случайно встретились отдельные покупатели и продавцы,

а социальный механизм, осуществляющий постоянную связь

между производителями и потребителями экономических благ. Важную

роль в выравнивании спроса и предложения, установлении равновесных

цен играют оптовые покупатели и продавцы.

По широте охвата различаются локальные, национальные и

международные рынки. Объектом купли-продажи могут быть потребительские

товары или ресурсы; соответственно различаются

рынки потребительских товаров и услуг и рынки ресурсов (труда,

земли, капитала, предпринимательских способностей, информации).

Наряду с товарным рынком существует денежный рынок. Цены на

рынке могут складываться как в процессе купли-продажи, так и до

него. Мы чаще сталкиваемся с такими товарами и услугами, цены

3.1 Рыночная система 81

на которые устанавливаются заранее. Это типично для несовершенной

конкуренции. Цены на рынке могут складываться в процессе

как личного, так и безличного контакта (см. рис 3—1).

Формы рынков

Личный контакт Безличный контакт

Цены заранее

установлены

Цены складываются

в процессе купли-

продажи

Потребительских

товаров и услуг

Локальные Национальные

Ресурсов

Международные

Рис.3—1. Основные формы рынков

На рисунке заключены в рамки признаки той формы рынка,

которая является объектом нашего изучения в данной теме. Позднее

будут рассмотрены и другие, более сложные формы.

_ Одна из главных проблем функционирования

Трансакционные- г т' г

г ^ рынка — это проблема трансакционных издер-

р жек (transaction cost) — издержек в сфере обмена,

связанных с передачей прав собственности.

Понятие трансакционных издержек было введено в экономическую

теорию Р. Коузом в статье "Природа фирмы" (1937). Они

включают расходы, связанные с поиском информации, затраты на

ведение переговоров, работу по измерению свойств товара (услуги),

издержки по спецификации и защите прав собственности, а

также траты, связанные с преодолением оппортунистического поведения

контрагентов. Политическая экономия XIX в. фактически

абстрагировалась от трансакционных издержек. Однако в XX в. не

замечать их стало просто невозможно.

В условиях рыночной экономики, где субъекты обособлены друг

от друга, предпосылкой обмена выступает принадлежность благ

агентам экономических отношений Именно собственник, вступая в

82Глава 3. Рыночная система, спрос и предложение

рыночные отношения, определяет, как и на каких условиях экономическое

благо будет передано другому лицу, то есть что является

объектом передачи: права пользования, владения, распоряжения,

управления и т. д. Сбор необходимых данных о правомочиях продавца

входит в издержки поиска информации и ведения переговоров.

Полное право собственности обычно включает целый набор прав:

владения, пользования, распоряжения, управления, право на доход,

на капитальную стоимость блага, на безопасность, на переход

блага по наследству или завещанию, а также бессрочность, запрещение

вредного использования, ответственность в виде взыскания

и остаточный характер (классификация А. Оноре).

Значение трансакционных издержек для процесса обмена стало

объектом широкого анализа после доказательства Р. Коузом его

теоремы (1960). Удельный вес трансакционных издержек особенно

велик в обществе, где права собственности слабо определены (специфицированы).

Такие условия характерны для стран, осуществляющих

переход к рыночной экономике. Недостаточно развитая

правовая сторона рыночных отношений создает благоприятные условия

для жульничества, обмана, искажения информации о потребительских

свойствах товаров и их реальной ценности. Однако и в

развитом обществе проблема минимизации трансакционных издержек

по-прежнему актуальна. Это связано как с дальнейшим совершенствованием

юридических норм, так и (что более важно) с укреплением

этического фундамента, честности и ответственности,

идеологии консенсуса в обществе. Последнее направление, как считают

многие современные исследователи, ведет к созданию мягкой

инфраструктуры рынка и является наиболее эффективным и экономичным

способом защиты интересов всех и каждого.

3.2. Спрос и предложение

„ Если мы рассмотрим ситуацию, складывающуюся

™ Р на рынке какого-нибудь товара, то легко заметим,

что между ценой товара и количеством проданного (реализованного)

товара существует определенная связь. Чем ниже цена товара,

тем большее его количество (при прочих равных условиях) готовы

купить покупатели, тем выше на него спрос. Например, при цене в

60 долл. покупатели готовы купить лишь одну единицу блага X,

при цене в 30 долл. — три единицы, при цене в 20 долл. — четыре

единицы и т.д. Обратная зависимость между ценой и величиной

спроса называется законом спроса (law of demand). Эта зависимость

количества проданных благ от уровня цен может быть изображена

графически. Кривая спроса (demand curve) — кривая,

показывающая, какое количество экономического блага готовы

приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени.

В экономической теории принято откладывать независимую

переменную (цену) по вертикальной, а зависимую (спрос) — по горизонтальной

оси (см. рис. 3—2).

3.2 Спрос и предложения 83

Изображенная кривая характеризует состояние цен и объема

покупок продукции X в определенный момент времени (например,

на 1 января 1998 г.). Она имеет отрицательный наклон, что свидетельствует

о желании потребителей купить большее количество

благ при меньшей цене. В общем виде:

QD = f (P),

где QD — величина спроса (demand);

Р — цена (price)

Кроме цены, на спрос влияют и другие факторы. Рассмотрим

это влияние подробнее.

Р

1 2 3 4 Q

Рис.3—2. Зависимость величины спроса от цены

Функция спроса Функция спроса (demand function) — функция,

определяющая спрос в зависимости от

влияющих на него различных факторов. Важнейшим из них является

цена на единицу блага в данный момент. Мы уже выяснили,

что чем ниже цена, тем выше спрос, и наоборот. Изменение цен

означает движение по кривой спроса (см. рис. 3—3).

На спрос влияют не только цены, но и иные факторы. 1) увеличение

(или сокращение) доходов потребителя, 2) изменение вкусов

и предпочтений, 3) ценовые и дефицитные ожидания, 4) колебание

расходов на рекламу, 5) изменение цен товаров-субститутов

и комплементарных товаров, 6) рост (или уменьшение) количества

покупателей и др.

Спрос является функцией всех этих факторов:

QD = f (P, I, Z, W, Psub, Pcom, N, В), (3.1)

где QD — спрос;

Р — цена;

I — доход;

Z — вкусы;

W — ожидания (waiting);

Psub — цена на товары-субституты;

Pcom— цена на комплементарные товары;

84Глава 3. Рыночная система, спрос и предложение

N — количество покупателей;

В — прочие факторы.

Эти факторы способствуют сдвигу кривой спроса вправо или

влево (см. рис. 3—4).

О Q О Q

Рис.3—3. Кривая спроса Рис.3—4. Функция спроса

(сдвиг кривой спроса)

Например, увеличение денежных доходов потребителей

(при отсутствии инфляции) означает повышение спроса, то есть

сдвиг кривой D в положение D2. При этом спрос может возрастать

быстрее или медленнее роста дохода в зависимости от качества

товара, его места вбюджете потребителя и ряда других свойств,

которые будут выяснены позже Такая ситуация типична для большинства

товаров за исключением низкокачественных Рост доходов

переключает спрос потребителей на товары лучшего качества, спрос

же на низкокачественные товары снижается, то есть кривая перемещается

из положения D в положение Dr

Рост цен на товар, который является субститутом данного

товара, повышает спрос на данный товар. Например, рост цен

на красные гвоздики может переключить часть спроса на розовые

(или белые) гвоздики, вследствие чего цена их также начнет расти.

Это позволяет сделать вывод о том, что если два товара взаимозаменяемы

(являются товарами-субститутами), то между ценой

на один из них и спросом на другой существует прямая связь.

Рост цен на красные гвоздики привел к росту спроса на розовые

гвоздики.

Наоборот, повышение цен на взаимодополняемое (комплементарное)

благо сокращает спрос на него. Например, рост цен на

лыжи приведет к уменьшению объема их продаж Следствием сокращения

объема продаж лыж будет падение спроса на лыжные

крепления. Падение спроса на них заставит продавцов снизить их

цены. Таким образом, если два товара взаимодополняемы (комплементарны),

то между ценой на один из них и спросом на другой

существует обратная связь. В нашем примере рост цен на лыжи

привел к падению спроса на лыжные крепления.

3 2 Спрос и предложения 85

Важным фактором, влияющим на спрос, является число покупателей.

Поясним это на примере. Допустим, у нас имеются два

покупателя — Андреев и Борисов, индивидуальные функции спроса

которых известны (см. рис. 3—5а). Тогда совокупный спрос может

быть определен путем сложения спроса Андреева и Борисова

(см. рис. 3—56).

р

Г V

1 * ^^^

1DA **чрв

DA +B

О Q

aj Кривые индивидуального спроса

О

б) Совокупный спрос

Рис.3—5. Индивидуальный и совокупный спрос

Q

В реальной рыночной экономике, когда речь идет о числе покупателей,

чрезвычайно важно учитывать их половозрастную структуру,

средний размер семей, долю лиц пенсионного возраста и т.д.

На изменение спроса влияют и вкусы потребителей, однако

их влияние порой довольно трудно определить однозначно. К тому

же один и тот же фактор может оказывать разное (нередко прямо

противоположное) влияние на различные группы населения.

Итак, подведем итоги Движение вдоль кривой спроса отражает

изменение величины спроса:чем выше цена, тем ниже (при прочих

равных условиях) величина спроса и, наоборот, чем ниже цена, тем

выше величина спроса (см. рис. 3—3). Сдвиг кривой спроса влево или

вправо отражает изменение_______спроса: оно происходит под влиянием

факторов, определяющих функцию спроса (см. рис. 3—4)

Если мы рассмотрим ситуацию, складывающуюся

Криваяна р ы н к е с о стороны предложения, то легко заме-

предложениятим> ч т о зависимость величины предложения от

цены прямая, чем выше цена, тем большее количество товара (при

прочих равных условиях) готовы предложить продавцы. Например,

при цене 20 долл. производители согласны продать лишь две единицы

блага X, при цене 30 долл. — четыре единицы, а при цене

50 долл — шесть единиц блага X. В общем виде

Qs=f(P),

где Qs — величина предложения (supply);

Р — цена.

Прямая связь между ценой и количеством предлагаемого продукта

называется законом предложения (law of supply). Зави-

86Глава 3 Рыночная система: спрос и предложение

симость количества произведенных благ от уровня цен может быть

изображена графически. Кривая предложения (supply curve) —

кривая, которая показывает, какое количество экономического блага

готовы, продать производители по разным ценам в данный момент

времени: В экономической теории принято откладывать независимую

переменную (цену) по вертикальной, а зависимую (предложение)

— по горизонтальной оси (см. рис. 3—6).

р

,

А^""

Е

С

\ /

S,

0 2 4 6 Q

Рис. 3—6. Зависимость величины предложения от цены

Изображенная кривая S (от англ. supply) характеризует уровень

цен и объем продаж блага X в определенный момент времени

(например, на 1 января 1998 г.). Она имеет положительный наклон,

что свидетельствует о желании производителя продать большее

количество благ по более высокой цене. Кроме цены, на предложение

влияют и другие факторы.

Рассмотрим их подробнее.

Функция предложения (supply function) onpe-

Функция деляет предложение в зависимости от влияющих

предложения на него различных факторов. Как мы уже выяснили,

важнейшим из них является цена на единицу блага в данный

момент времени. Изменение цены означает движение по кривой

предложения (см. рис. 3—7). В действительности на предложение

блага влияют не только цены самого блага, но и другие

факторы: 1) цены факторов производства (ресурсов), 2) технология,

3) ценовые и дефицитные ожидания агентов рыночной экономики,

4) размер налогов и субсидий, 5) количество продавцов

и др. Величина предложения является функцией всех этих факторов:

3.2. Спрос и предложения 87

Qs=f(P, Pr, К, Т, N, В),

где Рг — цены ресурсов;

К — характер применяемой технологии;

Т — налоги и субсидии;

N — количество продавцов;

В — прочие факторы. s

(3.2)

О Q

Рис. 3—7. Кривая предложения (изменение величины предложения)

Например, повышение цен на факторы производства означает

сокращение предложения, то есть сдвиг кривой S в положение S,.

Наоборот, в случае понижения цен на факторы производства произойдет

увеличение предложения, что приведет к сдвигу кривой S

в положение S2 (см. рис. 3—8).

О Q

Рис. 3—8. Функция предложения (сдвиг кривых предложений)

88 Глава 3 Рыночная система спрос и предложение

Напомним, что под затратами в микроэкономике понимаются оценки,

причем такие оценки, которые отражают ценность данных факторов

производства при их наилучшем альтернативном использовании

(подробнее см. главу 1). Поэтому функция предложения отражает затраты

ресурсов, владельцам которых производитель уплатил по цене

лучшей альтернативы. Если бы он не смог этого сделать, то владельцы

ресурсов использовали бы их в производстве других товаров.

Подведем итоги. Движение вдоль кривой предложения отражает

изменение величины предложения:чем выше цена, тем выше

(при прочих равных условиях) величина предложения и, наоборот,

чем ниже цена, тем ниже величина предложения (см. рис 3—7)

Сдвиг кривой предложения влево или вправо отражает изменение

предложения:оно происходит под влиянием факторов, определяющих

функцию предложения (см. рис. 3—8).

а) б) в)

Рис.3—9. Изменение цен и объема предложения в кратчайший (а),

короткий (б) и длительный (в) периоды

Для понимания функции предложения важное значение имеет

фактор времени. Обычно различают кратчайший, краткосрочный

(короткий) и долгосрочный (длительный) рыночные периоды. В кратчайшем

периоде все факторы производства постоянны, в краткосрочном

некоторые факторы (сырье, рабочая сила и др.) являются

переменными, вдолгосрочном — все факторы переменны (включая

производственные мощности, число фирм в отрасли и т. д.).

В условиях кратчайшего рыночного периода повышение

(понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но

не отражается на величине предложения (см. рис. 3—9а). В условиях

короткого периода повышение спроса обусловливает не

только рост цен, но и увеличение объема производства, так как

фирмы успевают изменить некоторые факторы производства в

соответствии со спросом (см. рис. 3—96) В условиях длительного

периода увеличение спроса приводит к значительному росту

предложения при постоянных ценах или несущественном повышении

цен (см. рис. 3—9в).

3.3 Равновесие спроса и предложения Эластичность 89

3.3. Равновесие спроса и предложения.

Эластичность

Равновесная ценаВ условиях рыночной экономики конкурентные

силы способствуют синхронизации цен

спроса и цен предложения, что приводит к равенству объемов спроса

и объемов предложения.

Р..

Рп

О Q

Рис.3—10. Цена предложения превышает цену спроса (Ps > PD)

В условиях неразвитой рыночной экономики цена предложения

может значительно превышать цену спроса (рис 3—10), а объем предложения

не соответствовать" объему спроса (рис 3—11) В первом случае

максимальная цена, которую в состоянии дать за данный товар

(или услугу) покупатели, значительно ниже той минимальной цены,

которую в состоянии предложить продавцы. Следовательно, рынок

для данного товара (услуги) еще не сложился: покупатели еще недостаточно

богаты, чтобы предъявить на него спрос. Во втором случае

максимальный объем спроса ниже минимально допустимого объема

предложения. Объем спроса настолько мал, что производителям невыгодно

поставлять товар в столь микроскопических количествах

Р

0 QD Qs Q

Рис. 3—11. Объем предложения превышает объем спроса (Qs > QD)

В ходе развития рынка осуществляется процесс взаимного

приспособления продавцов и покупателей. Важную роль при этом

играют цены, которые способствуют быстрому обмену необходимой

90 Глава 3. Рыночная система, спрос и предложение

информацией. Они делают условия обмена простыми, ясными и

стандартизированными для всех участников рыночной экономики

(см. рис. 3—12). Точка равновесия обозначается Е (от латинского

Equilibrium).

Рс

Р,

0 QD Q

Рис.3—12. Цена равновесия и отклонения от нее

В точке равновесия

_ Е •"• S X D'

где РЕ — равновесная цена;

Ps — цена предложения;

PD — цена спроса.

Это означает, что

QE = Qs = QD.

где Qp — равновесный объем;

Qs — объем предложения;

QD — объем спроса.

Равновесная цена (equilibrium price) — цена, уравновешивающая

спрос и предложение в результате действия конкурентных

сил. Образование равновесной цены — процесс, требующий

определенного количества времени. В условиях совершенной конкуренции

происходит быстрое взаимное приспособление цен спроса

и цен предложения, объема спроса и объема предложения. В

результате установления равновесия выигрывают и потребители,

и производители. Поскольку цена равновесия обычно ниже максимально

предлагаемой потребителями цены, величину излишка (выигрыша)

потребителя (consumer's surplus) графически можно изобразить

через площадь РтахЕРЕ (см. рис. 3—13) В свою очередь,

равновесная цена обычно выше минимальной цены, которую могли

бы предложить наиболее передовые фирмы.

Если Е — точка равновесия, то цена, по которой продаются и

покупаются товары, равна РЕ, а объем проданного товара равен QE (см.

рис. 3—13). Следовательно, совокупная (общая) выручка (total revenue)

равна TR = РЕ х Q r Совокупные издержки (затраты) производителей

равны площади фигуры 0PmmEQE.

Излишек

Е (Equilibrium)

3.3. Равновесие спроса и предложения Эластичность 91

Излишек потребителя

S

Издержки производства

Излишек производителя

Рис.3—13. Излишек потребителя, издержки и излишек производителя

Разница между общей выручкой РЕ х QE (площадью прямоугольника

0PEEQE) и совокупными издержками (площадь 0PminEQ )

и составляет излишек (выигрыш) производителя (площадь PEEPmlJ.

Зозможны как установление точной равновесной цены, так и

небольшие отклонения от нее. Рыночное равновесие существует там

и тогда, где и когда уже исчерпаны возможности изменения рыночной

цены или количества продаваемых товаров.

FS

Р.

D

А5*

В,

Избыток

предложения / °

\ у

/

ч Е

Г\ | 1

\ к

S ! i i •» Избыток jcnpoca J

Q. QE Q2 Q

а) По Л. Вальрасу б) По А. Маршаллу

Рис.3—14. Концепции формирования равновесной цены

Существует два основных подхода к анализу установления

равновесной цены: Л. Вальраса и А. Маршалла. Главным в подходе

92 Глава 3. Рыночная система: спрос и предложение

Л. Вальраса является разница в объеме спроса (предложения). Если

существует избыток спроса Q2—Qx при цене Р: (см. рис. 3—14а), то

в результате конкуренции покупателей происходит повышение цены

до тех пор, пока не исчезает избыток. В случае избытка предложения

(при цене Р2) конкуренция продавцов приводит к исчезновению

избытка. Главным в подходе А. Маршалла является разность цен

Pj—Р2. Маршалл исходит из того, что продавцы прежде всего реагируют

на разность цены спроса и цены предложения. Чем больше этот

разрыв, тем больше стимулов для роста предложения. Увеличение

(уменьшение) объема предложения сокращает эту разность и тем самым

способствует достижению равновесной цены (см. рис. 3—146).

Короткий период лучше характеризуется моделью Л. Вальраса,

длительный — моделью А. Маршалла.

Рынок стихийно, автоматически способствует формированию

равновесных цен (этот процесс А. Смит назвал механизмом "невидимой

руки"). Превышение цены спроса над ценой предложения

способствует перераспределению ресурсов в пользу отраслей с

высоким платежеспособным спросом. Высокие цены свидетельствуют

об относительной редкости благ, побуждая к расширению их

производства и тем самым к лучшему удовлетворению общественных

потребностей. Так как равновесная цена значительно превышает

издержки у тех производителей, затраты которых ниже средних,

то она способствует перераспределению ресурсов от худших

производителей к лучшим, повышая эффективность функционирования

национальной экономики в целом.

Законодательный потолок цен

Денежные ; Дефицит

затраты

О Q

Рис. 3—15. Затраты потребителя в условиях законодательно

установленного потолка цен

Л . Тем не менее потребители далеко не всегда полагают,

и излишки ч т о сУЩе с т вУюЩие цены оптимальны. Дело в том, что

несовершенство общественной структуры производства

на поверхности выступает как несовершенство системы цен.

Общественное недовольство существующими равновесными цена-

3.3 Равновесие спроса и предложения Эластичность 93

ми образует плодотворную почву для государственного вмешательства

в рыночное ценообразование. На практике это выливается в

установление максимальных или минимальных цен. Если установленная

государством максимальная цена (потолок цены) находится

ниже равновесного уровня, то образуется дефицит, если государство

устанавливает минимум цены выше равновесного уровня (так

называемая субсидируемая цена), то образуется излишек (см. рис

3—12). Фиксация цен означает отключение механизма рыночной

координации.

Наши рекомендации