Показатели монопольной (рыночной) власти
Фирма обладает монопольной властью тогда, когда она может воздействовать на цену товара путем изменения предлагаемого его количества.
Для оценки поведения фирмы на рынке и вида рыночной структуры используют следующие показатели:
- норма экономической прибыли (коэффициент Бэйна) - показывает экономическую прибыль, полученную на один доллар собственного инвестированного капитала:
Пa – бухгалтерская прибыль (бухгалтерская прибыль – выручка минус бухгалтерские издержки);
Пb – нормальная прибыль;
К – собственный инвестированный капитал.
Если фирма действует на конкурентном рынке, то норма экономической прибыли будет нулевой (одинаковой) для различных видов активов. Когда норма прибыли на каком-либо рынке или для какого-либо актива выше конкурентной, то этот вид инвестирования является предпочтительным. Такая ситуация может сложиться, если рынок не является свободно конкурентным и у такой фирмы есть определенная рыночная власть, которая и обеспечивает ей прибыль в долгосрочном периоде.
- коэффициент Лернера
Еd – эластичность спроса по цене.
Принимает значения от нуля (на рынке совершенной конкуренции) до единицы (для чистой монополии с нулевыми предельными издержками).
- коэффициент Тобина
P – рыночная стоимость активов фирмы;
С – восстановительная стоимость активов, равная сумме расходов, необходимых для приобретения активов фирмы по текущим ценам.
q>1 - может расцениваться как свидетельство полученной или ожидаемой положительной экономической прибыли.
q=1 - фирма занимает стабильное положение на рынке, постоянно получая бухгалтерскую прибыль.
q=0 - свидетельствует о приближающемся банкротстве.
- коэффициент Папандреу - коэффициент проникновения, показывающий, на сколько процентов изменится объем продаж фирмы при изменении цены конкурента на один процент:
λj — коэффициент ограниченности мощности конкурентов, измеряемый как отношение потенциального увеличения выпуска к росту объема спроса на их товар, вызванного понижением цены. Он изменяется от нуля до единицы.
Индекс Папандреу практически не используется в прикладных исследованиях, однако он отражает две грани монопольной власти: наличие товаров-заменителей на рынке и ограниченность мощности конкурентов (или возможность их проникновения в отрасль).
9. Слияния и поглощения (M&A): понятие, подходы к определению терминов в российской практике и за рубежом, виды, мотивы, последствия
Существуют определенные различия в толковании понятия “слияние компаний” в зарубежной теории и практике и в российском законодательстве.
За рубежом подходами под слияниемподразумевается любое объединение хозяйствующих субъектов, в результате которого образуется единая экономическая единица из двух или более ранее существовавших структур.
В соответствии же с российским законодательством под слияниемпонимается реорганизация юридических лиц, при которой права и обязанности каждого из них переходят ко вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. И необходимым условием оформления сделки слияния компаний является появление нового юридического лица, при этом новая компания образуется на основе двух или нескольких прежних фирм, утрачивающих полностью свое самостоятельное существование. Новая компания берет под свой контроль и управление все активы и обязательства перед клиентами компаний – своих составных частей, после чего последние распускаются.
За рубежом понятия «слияния» и «поглощения» не имеют такого четкого разграничения, как в нашем законодательстве.
Поглощение компании можно определить как взятие одной компанией другой под свой контроль, управление ею с приобретением абсолютного или частичного права собственности на нее. Поглощение компании зачастую осуществляется путем скупки всех акций предприятия на бирже, означающей приобретение этого предприятия.
Различают следующие типы слияний:
горизонтальные— между корпорациями, работающими на одном сегменте рынка (в одной отрасли).
вертикальные— слияния компаний в рамках единой технологической цепочки.
родовые слияния – объединение компаний, выпускающих взаимосвязанные товары. Например, фирма, производящая фотоаппараты, объединяется с фирмой, производящей фотопленку или химреактивы для фотографирования;
конгломератные слияния – объединение компаний различных отраслей без наличия производственной общности, т.е. слияние такого типа – это слияние фирмы одной отрасли с фирмой другой отрасли, не являющейся ни поставщиком, ни потребителем, ни конкурентом. Профилирующее производство в такого вида объединениях принимает расплывчатые очертания или исчезает вовсе.
Мотивы: стремлении получить и усилить синергетический эффект, т.е. взаимодополняющее действие активов двух или нескольких предприятий, совокупный результат которого намного превышает сумму результатов отдельных действий этих компаний.
Мотив монополии- слияние дает возможность компаниям обуздать ценовую конкуренцию: цены из-за конкуренции могут быть снижены настолько, что каждый из производителей получает минимальную прибыль.
Повышение качества управления. Устранение неэффективности. Слияния и поглощения компаний могут ставить своей целью достижение дифференцированной эффективности, означающей, что управление активами одной из фирм было неэффективным, а после слияния активы корпорации станут более эффективно управляемыми.
Налоговые мотивы. Действующее налоговое законодательство стимулирует порой слияния и поглощения, результатами которых являются снижение налогов или получение налоговых льгот.
Диверсификация производства. Возможность использования избыточных ресурсов. Помогает стабилизировать поток доходов, что выгодно и работникам данной компании, и поставщикам, и потребителям
Разница в рыночной цене компании и стоимости ее замещения. Зачастую проще купить действующее предприятие, чем строить новое.
Разница между ликвидационной и текущей рыночной стоимостью (продажа “вразброс”). возможность “дешево купить и дорого продать” купить целиком, а продать по отдельности дороже.