Хронология правового оформления антимонопольной политики в стране

1. Начальный этап принятие в 1991 г. Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Определил основные положения государственной конкурентной и антимонопольной, политики, направленной на предупреждение и пресечение злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением на соответствующих товарных рынках, формы недобросовестной конкуренции, а также пределы допустимой экономической концентрации производства и сбыта.

2. Второй этап. Первый антимонопольный пакет (2006)

2005-2006 г. Разработка и принятие закона «О защите конкуренции». Измене­ние подхода к ключевым понятиям конкурентного законода­тельства; уточнены понятия товара, товарного рынка, группы лиц, критерии отнесения хозяйствующих субъектов к опреде­ленной группе; включены определения таких категорий, как координация деятельности хозяйствующих субъектов третьим лицом, наносящая ущерб конкуренции, а также понятие согла­сованных действий. Самое главное! Изменения в отношении злоупотребления доминирующим положени­ем, соглашениями и согласованными действиями, ограничи­вающими конкуренцию, установлен перечень допустимости на­рушений.

ПОПРАВКИ ВНЕСЕНЫ:

· Федеральный закон от 9 апреля 2007 г. № 45-ФЗ «О вне­сении изменений в Кодекс Российской Федерации об админист­ративных правонарушениях», ужесточающий наказание за на­рушение антимонопольного законодательства

· В статьи федерального закона «О рекламе» (21 июля 2007 г.), в федеральный закон № 295-ФЗ «О недрах» (1 декабря 2007 г.).

· Регулирование конкурентных отношений и обеспечение на­циональной безопасности на рынках стратегически важных от­раслей реализуются в федеральных законах: от 14 июля 2008 г. № 118-ФЗ «Об электроэнергетике»;

· от 22 апреля 2008 г. № 58-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйст­венные общества, имеющих стратегическое значение для обес­печения обороны страны и безопасности государства».

· Определение размера ответственности за нарушение антимонопольного зако­нодательства.Внесены поправки в Кодекс Российской Федерации об административных право­нарушениях и в статью 178 Уголовного кодекса Российской Фе­дерации. В соответствии с положениями УК РФ достигнуто су­щественное снижение административного бремени при осуще­ствлении антимонопольного контроля за сделками концентра­ции для бизнес-сообщества при одновременном ужесточении санкций за совершение антиконкурентных действий.

3. Третий этап.С июля 2008 г- по 2009. «второй антимонопольный пакет».

поправки

· в ФЗ "О защите конкуренции"; Получили уточнения понятия - "монопольно низкая" и "монопольно высокая цена", а также изменился метод их определения. В частности, повышены пороговые значения активов организаций или их оборота для целей осуществления контроля экономической концентрации. Изменена важная часть Закона "О защите конкуренции", касающаяся предоставления органами государственной власти или местного самоуправления отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности. Появилось понятие "государственные или муниципальные преференции"

· изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях; меры административной ответственности к должностным лицам за исключение недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством соглашений или осуществление недопустимых действий. В отношении таких чиновников предусмотрен штраф от 20 до 50 тысяч рублей либо дисквалификация на срок до трех лет.

· принятие новой редакции статьи 178 Уголовного кодекса РФ. Уголовную ответственность за наиболее тяжкие нарушения антимонопольного законодательства

4. Четвертый этап. Третий антимонопольный пакет впервые введен термин «картели», который антимонопольное ведомство считает самым опасным нарушением закона о конкуренции. Впервые введено понятие «лицо, являющееся объектом экономической концентрации», четко прописаны сами признаки ограничения конкуренции. Уточняется зависимость определения монопольной цены от цены товара на бирже. В частности, монопольно высокой не может быть признана цена, если она установлена на бирже. Прописывается, какие государственные или муниципальные преференции являются нарушением закона о конкуренции.

Наши рекомендации