Предпосылки рыночных преобразований в России в конце XX века
Начало переходного периода к рыночной экономике обычно связывают с вводом 2 января 1992 г.в действие известного Указа Президента РФ Б.Н. Ельцина «О мерах по либерализации цен» (№297 от 3 декабря 1991г). Однако фактически реформирование экономики началось еще в 1987г. в рамках принятия союзных законов о предприятиях, о собственности, о кооперации.
В этот период кроме государственного сектора в стране начинают функционировать арендные и кооперативные предприятия, а также появляется индивидуальная трудовая деятельность. При этом государственный и частный сектор экономики оказываются в неравном положении. Государственные предприятия обладают колоссальными финансовыми ресурсами через систему государственных заказов, лимитов, фондов и т.д. но не имеют большой свободы в использовании денежных средств, в том числе по оплате труда. В то же время негосударственные предприятия, обладая по закону большой свободой действия в маневрировании ресурсами, первоначально не имели доступа к ним, т.к. не было свободного рынка ресурсов. Поэтому начался процесс растаскивания госпредприятий его руководителями, процесс перекачки ресурсов из государственных предприятий в частные: кооперативы, совместные предприятия и т.п., создаваемые при посредничестве руководителей государственных предприятий.
Этот процесс резко ускорился после вступления в действие с 1 января 1991г. закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», в соответствии с которым вновь созданные негосударственные предприятия, располагая имуществом на праве полного хозяйственного ведения, фактически становились собственниками государственного имущества без какой-либо ответственности. Открыв шлюзы для развития предпринимательства государство, однако, не изменило механизмов государственного управления в сфере финансов и ценообразования. Итогом стало резкое падение объемов производства во всех отраслях. В 1991г. добыча нефти и угля сократилась на 11%, химического волокна – на 22%, продовольственных товаров – на 15%. В тоже время резко растет денежная масса. За 1991 прирост наличной денежной массы составил 27,5%. Правительство принимало колоссальные усилия по контролю за ценами на товары и услуги, но это приводило к еще большему обострению постоянно существовавшего в советской экономике дисбаланса между денежными доходами и расходами населения, который за 1991 год вырос вдвое и составил 24%. Резко вырос внешний долг страны, что в конечном итоге привело к банкротству Внешэкономбанка.
Реальность паралича экономики была абсолютно однозначной. Поэтому государство перешло к реформированию экономики. Основными ее направлениями стали:
- либерализация цен;
- приватизация;
- введение новой налоговой системы;
- переход к жесткой финансово-кредитной политике;
- изменения во внешнеэкономической политике.
Второй приоритетной задачей в этот период стало оформление суверенной российской государственности. В 1992-1993 гг. в России существовало три ветви власти:
- законодательная (съезд народных депутатов России и избираемый им Верховный Совет РФ),
- исполнительная (Президент России Б.Н.Ельцин и назначаемое им Правительство РФ ) и
- судебная во главе с Конституционным Судом РФ.
Тем не менее, четкого разделения функций и предела компетенции властей не было. Переходный период российской государственности обусловил противостояние исполнительной и законодательной ветвей власти по стратегии экономических реформ, форм и методов разгосударствления собственности. Верховный Совет настаивал на более плавном и сбалансированном переходе к рынку при доминирующей роли государственного регулирования. Президент России Б.Н. Ельцин был сторонником быстрых реформ. Большинство граждан России по референдуму в апреле 1993г высказали доверие Президенту и его социально-экономической политике. 21 сентября Б.Н. Ельцин издает указ о роспуске съезда народных депутатов России и Верховного Совета и проведении в декабре выборов нового органа законодательной власти – Федерального Собрания и референдума по проекту новой конституции.
Противостояние Верховного Совета и большинства членов Конституционного суда этому указу привело к массовым демонстрациям в Москве, захвату оппозицией здания Верховного Совета РФ, его обстрелу войсками, аресту руководителей восстания, гибели и ранениям нескольких сотен человек.
Выборы в Федеральное собрание состоялись 12 декабря 1993 г. Был одобрен на референдуме и проект новой конституции, который провозгласил Россию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. В табл. 1 отображена эволюция развития российского государства на протяжении IX–XX веков.
Таблица 1
Эволюция российской государственности
Века нашей эры | Название российского государства | Форма государственного правления |
До IX | Догосударственный период | Родовая, позднее территориальная община восточных славян |
IX–XII | Киевская Русь | Раннефеодальная монархия |
XII–XV | Русь | Период феодальной раздробленности |
XV–XVIII | Московская Русь | Монархия |
XVIII–XX | Российская империя | Абсолютная монархия |
XX | CCCР | Союз советских республик |
XX–XXI | Российская Федерация (Россия) | Президентская республика |
6. Итоги рыночных преобразований к началу ХХI века
Анализ состояния экономики страны за прошедшие годы реформ позволяет с определенными допущениями говорить о сформировавшейся тенденции необратимых позитивных изменений в экономических отношениях общества. Во-первых, восстановлен и активно функционирует потребительский рынок. Во-вторых, сформирован и также активно функционирует рынок продукции производственно-технического назначения. В-третьих, практически закончился процесс приватизации и акционирования предприятий. В экономике страны все большую роль начинает играть негосударственный сектор: в 1994 году в нем было произведено 62 % ВВП, в 1995 — 70 % ВВП, в 2003 — 80 %. К 2003 году практически закончилась приватизация: 76,9 % предприятий стали частными, в 2004 году — 78 %, к 2011 году — уже 85,1 % (табл. .2).
Таблица .2
Распределение предприятий и организаций по формам собственности
Вид собственности | Число предприятий и организаций, тыс. | Структура на 01.01.2004, % | Структура на 31.12.2010, % | |
На 01.01.2004 | На 31.12.2010 | |||
1. Государственная 2. Муниципальная 3. Частная 4. Собственность общественных и религиозных организаций (объединений) 5. Прочие формы собственности, включая смешанную российскую, иностранную, совместную российскую и иностранную | 161,3 246,1 3 237,7 251,5 253,1 | 119,4 246,4 4103,6 157,0 196,8 | 3,9 5,9 78,0 6,1 6,1 | 2,5 5,1 85,1 3,3 4,1 |
Итого | 4 149,7 | 4823,2 |
Из общего числа предприятий 20,54 % (979,3 тыс.) в 2006 году составляли малые предприятия.
В-четвертых, после дефолта 1998 года начался постепенный рост ВВП, исключая кризисный 2009 год. В 1999 году он составил 105,4 %, в 2000 году — 110,0 %, в 2001 году — 105,1 %, в 2002 году — 104,7 %, в 2003 году — 107,3 %, в 2004 году —107,2 %, в 2005 году —106,4 %, в 2006 году — 106,7 %, в 2007 году — 108,1 %, в 2008 году — 105,6 %, в 2009 году — 92,1 %, в 2010 году — 104 % к предыдущему году.
В-пятых, 7 ноября 2002 года Европейский союз предоставил российской экономике рыночный статус. Это означает возможность экспорта российских товаров и услуг в страны Евросоюза практически без ограничений, что позволяет российским предприятиям-экспортерам строить долгосрочные планы развития.
В-шестых, в конце 2003 года одно из крупнейших мировых агентств Moody’s присвоило инвестиционный рейтинг Baa3 России (деньги вкладывать не страшно). Но, для того чтобы в Россию пошел крупный иностранный капитал, необходимо, чтобы еще два крупнейших инвестиционных агентства поставили «отлично». Это сделали в конце 2004 года второе агентство Fitch, а в начале 2005 года и третье — Standard & Poors. Положительный инвестиционный рейтинг дает возможность прийти в страну главным держателям денег — пенсионным и инвестиционным фондам, которые распоряжаются сотнями миллиардов долларов и вкладывают серьезно и надолго.
В-седьмых, за прошедший с 12 июня 1990 года период времени, когда Председатель Верховного Совета РСФСР Б. Н. Ельцин подписал Декларацию «О государственном суверенитете РСФСР», наше государство, став самостоятельным, завоевало хорошие позиции на постсоветском пространстве (табл. 3).
Таблица 3
Сравнение макроэкономических показателей суверенных государств
на постсоветском пространстве по состоянию на июнь 2008 года
Государства | Макроэкономические показатели | |||||
Численность населения, млн чел. | ВВП на душу населения, $ | Рост экономики, % в год | Средняя заработная плата, $ | Рейтинг доброжелательности к России, % | ||
1989 год | 2008 год | |||||
СССР | 286,731 | 10 000 в 1990 году | ||||
Российская Федерация | 147,400 | 142,200 | 8,1 | 700,9 | ||
Азербайджан | 7,038 | 8,436 | 273.57 | |||
Армения | 3,288 | 3,300 | 13,7 | 270,8 | ||
Белоруссия | 10,200 | 9,750 | 8,6 | 376,6 | ||
Грузия | 5,443 | 4,700 | 11,4 | |||
Казахстан | 16,536 | 15,582 | 8,5 | |||
Киргизия | 4,290 | 5,166 | 7,3 | 120,9 | ||
Латвия | 2,680 | 2,295 | 10,5 | |||
Литва | 3,690 | 3,366 | ||||
Молдавия | 4,338 | 4,100 | ||||
Таджикистан | 5,109 | 7,163 | 7,3 | |||
Туркменистан | 3,534 | 6,786 | Ок.10 | |||
Узбекистан | 19,905 | 26,851 | 9,5 | |||
Эстония | 1,573 | 1,324 | 6,4 |
По оценке «Gardian», подводящей итоги двадцатилетней независимости бывших республик СССР (август 2011 г.), «При Владимире Путине России удалось добиться существенного экономического подъема, так что теперь экономика страны в два раза больше, чем в 1990 гг. – и в четыре раза больше, чем в 2000 г.»
Вместе с тем кризисное состояние экономики не преодолено. Отмеченные выше качественные изменения в характере экономических отношений не сформировали условий для достижения макроэкономического равновесия. Острыми остаются вопросы инвестирования в связи с высоким уровнем изношенности основных средств (до 80 % в промышленности), содержания бюджетных учреждений, социальной защищенности населения, реформирования армии и другие. Говоря о росте экономики России, те же эксперты «Gardian» отмечают: «Однако это редкий положительный показатель в стране, которая с 1991 года потеряла 7 млн. человек, продолжительность жизни населения упорно остается ниже 70 лет, и помимо других факторов остаются проблемы наркомании и алкоголизма.»
Таким образом, процесс реформирования экономики сопровождается большими экономическими и социальными издержками, следствием которых является крайне низкая эффективность функционирования финансовых, материальных, трудовых, интеллектуальных и иных ресурсов общества. Анализ причин негативного состояния экономики страны показывает, что, несмотря на тесное взаимодействие, их можно разделить на две группы:
а) внешние причины, являющиеся порождением разрыва хозяйственных связей в результате разрушения единого экономического пространства из-за распада СССР;
б) внутренние причины, возникновение которых связано со специфическими закономерностями исторического развития индустриального потенциала страны и болезнями роста формирующегося механизма государственного регулирования экономики.
Исследуя внутренние причины стагнации народного хозяйства, можно констатировать, что трудность проводимых реформ во многом объясняется тем, что внутренняя среда экономики России соответствует условиям массового производства, а внешняя, в которую страна пытается интегрировать, давно живет по законам постиндустриальной эпохи. Отсюда — сырьевой характер экспорта, потеря многими отечественными производителями внутреннего рынка, необходимость структурной и технической перестройки производства и многие другие проблемы, наложившиеся на новую для россиян многоукладность хозяйствования