Маржиналистская революция» в экономической науке

Термин «маржиналистская революция» неоднозначно тракту­ется в истории экономических учений. Зачастую так называют публикацию австрийцем К. Менгером, англичанином У.С. Дже-вонсом и французом Л. Вальрасом в начале 70-х гг. XIX в. пер­вых получивших известность маржиналистских работ. Мы же под «маржиналистской революцией» будем подразумевать весь пери­од формирования новой маржиналистской теории, от работ начала 70-х гг. XIX в. до ее окончательного признания, когда в 1902 г. в Кембриджском университете (Англия) был впервые прочитан учебный курс новой теории «экономике».

Характеристика эпохи

Смена классической политэкономии на теорию маржинализ-ма, произошедшая в последней трети XIX в., была обусловлена не только исчерпанием творческого потенциала классической полит­экономии, но и определенными «внешними» причинами. Одна из них заключалась в изменениях экономических отношений, про­исходивших в это время. Развитие свободной конкуренции дос­тигло своего апогея в период экономического подъема 60-х гг. XIX в., но затем в 70—80-х гг. наступила фаза спада большого экономи­ческого цикла, выражавшегося в длительной депрессии мировой экономики. Выход из депрессии в 1890-е гг. ознаменовался появ­лением первых монополий, но время теоретического осмысления новой системы монополистической конкуренции пришло позже, а пока в последней трети XIX в. налицо было ужесточение кон­куренции. Любой кризис ведет к более пристальному изучению действительности, к переоценке ценностей и восприятию но­вых идей, которые раньше игнорировались. Такими стали идеимаржиналистского анализа ценообразования. Новая теория соот­ветствовала потребностям предпринимательства, так как теперь вместо вопросов классической политэкономии: «Что представля­ют собой эти экономические явления?» маржиналисты ставили вопрос: «Как эти явления взаимодействуют?», и следовательно: «Как они могут взаимодействовать наиболее эффективно?» Тезис о взаимодействии выводил на проблему равновесной экономичес­кой системы как на микро-, так и на макроуровне (фирма и на­родное хозяйство). (Наиболее общее, формальное понятие равно­весной системы представляет ее как определенное множество вза­имосвязанных элементов.)

Системный подход был заимствован до известной степени в естественных науках. В это время в физике классическая механи­ка Ньютона сменялась новыми теориями. Так, в 1874 г. Дж. Макс­велл начал разрабатывать теорию электромагнитного поля, т.е. сис­темы взаимодействия заряженных частиц. В те же 70-е гг. начина­ет развиваться и молекулярная физика, изучающая взаимодействия между частицами, образующими физические тела, и характер теп­лового движения этих частиц. В результате получает развитие тер­модинамический метод изучения системы взаимодействия тел путем анализа превращений энергии. Появившаяся в результате теория сохранения энергии заменила собой теорию флогистона как первопричины энергии. В химии системный подход проявился в создании Д. Менделеевым в1869—1871 гг. периодической сис­темы элементов. В биологии происходил переход от изучения от­дельных организмов и классификации их по родам и видам к по­нятию биосферы как единой системы взаимосвязанных раститель­ных и животных организмов, выдвинутому в 1875 г. австрийским ученым Э. Зюссом.

В философии системный подход и исследование функциональ­ных (обратных) связей между явлениями еще раньше стала исполь­зовать теория позитивизма, созданная в середине XIX в. О. Контом, Г. Спенсером и Д. С. Миллем. Конт считал метафизическим во­прос о сущности явлений и причинно-следственных связях меж­ду ними. «Мы считаем безусловно недопустимым и бессмысленным, — писал он, — искание так называемых причин». Задачей науки, по его мнению, является открытие связей между явлениями, знание которых должно быть точным и измеримым.

Такой же подход к экономике как к равновесной закрытой системе, где все ее части взаимосвязаны, где нет причин и след­ствий, нет первичного и вторичного, сформировался в итоге «мар-жиналистской революции» в экономической науке.

Периодизация «маржиналистской революции»

Уже в ходе «маржиналистской революции» выяснилось, что у нее были предшественники, выдвигавшие в эпоху господства классической политэкономии новые, маржиналистские идеи, ко­торые не были восприняты их современниками и забылись. Ро­доначальникам «маржиналистской революции» пришлось заново создавать эти теории, но такова, очевидно, судьба всех научных теорий. Например, классическая политэкономия, по сути, нача­ла свое существование с теорий Кенэ и Смита, в то время как те­ории Пегги, Буагильбера и ряда других экономистов не получали признания в эпоху господства меркантилизма. Поэтому о маржи-налистах-предшественниках будет сказано ниже. В целом же «мар-жиналистскую революцию» можно поделить на два этапа, суще­ственно отличающихся своим предметом и методом.

Первый этап «маржиналистской революции» относился к на­чалу 70-х — середине 80-х гг. XIX в. Конечно, здесь надо иметь в виду, что экономисты, разделявшие идеи первого этапа, продол­жали жить и работать и в более позднее время. Как уже говори­лось, основными теоретиками первого этапа были австриец К. Мен-гер, англичанин У. С. Джевонс и француз Л. Вальрас. Из них ши­рокое признание при жизни получил только Менгер, имевший учеников и последователей, объединяемых понятием «австрий­ская школа».

Маржиналисты первого этапа сохранили идею стоимости как исходной категории, но заменили саму теорию стоимости. Теперь стоимость определялась уже не затратами на производство това­ра, как в классической политэкономии, а предельной полезнос­тью товара. Соответственно, поменялся предмет изучения. Если раньше главной, первичной сферой экономики считалось произ­водство (предложение), то теперь такой сферой стало потребле­ние (спрос). Поскольку полезность — понятие субъективное, но­вое теоретическое направление называлось первоначально «субъективным».

Идея о том, что в основе стоимости лежит полезность вещи, не была новой. Она периодически начиная с XVII в. возникала в экономической мысли весь предшествующий период. Идея о вли­янии на стоимость фактора редкости также высказывалась. Новым стало их соединение — понятие предельной полезности. Иссле­дование предельных (маржинальных) величин явилось главной от­личительной особенностью нового теоретического направления и легло в основу его окончательного названия. Предельная величи­на характеризует не сущность явления, а изменение величины какого-либо явления в связи с изменением величины другого.Иными словами, можно сказать, что маржинализм исследует эко­номические процессы.

Экономические изменения (процессы) маржиналисты стали моделировать математически, в виде дифференциальных уравне­ний (и соответствующих графиков). Дифференциальное уравне­ние связывает независимую переменную величину, ее функцию (зависимую переменную) и производную функции (скорость ее изменения). Такое моделирование применялось для поиска опти­мальных величин экономических явлений. Оптимум — это экст­ремальное (максимальное или минимальное) значение функции, когда ее производная равна нулю. «Как только маржиналистский метод.., — отмечал американский историк экономической мысли Б. Селигмен, — был сформулирован на языке математики, стало ясно, что содержание хозяйственной деятельности можно охарак­теризовать как проблему максимизации — для максимизации по­лезности, цены, прибыли, размеров производства, дохода и ми­нимизации издержек...»

Моделирование еще в большей степени, чем любая теория, предполагает упрощение реального явления или процесса. Любая модель имеет оговорку — «при прочих равных условиях». Заняв­шись математическим моделированием экономики, мажиналис-ты применили «упрощение», исследуя лишь «чистую» экономи­ку, т.е. экономику вне социальных форм. Этот термин прозвучал уже в названии работы Л. Вальраса «Элементы чистой политичес­кой экономии» (1874). Несколько позже этот подход повлиял и на замену названия «политическая экономия» на «экономия» (эко­номика, экономике (англ.)), поскольку, как уже говорилось в теме о классической политэкономии, слово «политическая» происхо­дит от греческого «полис» (общество, государство) и термин «по­литическая экономия» означает «общественная (социальная) эко­номия». В частности, если У.С. Джевонс свою первую книгу еще называл «Теория политической экономии» (1871), то следующую свою работу он уже назвал «Принципы экономики». Окончатель­но новое название теории было принято на втором этапе «маржи-налистской революции».

Второй этап «маржиналистской революции» относится ко вре­мени середины 80-х — конца 90-х гг. XIX в. Ведущими теорети­ками здесь были англичанин А. Маршалл, американец Д.Б. Кларк и итальянец В. Парето. Они отказались от понятия «стоимость», от принципа исходной категории, от причинно-следственной трактовки экономических связей, заменив ее трактовкой функ­циональной. В результате они объединили две теории стоимости (определяемой полезностью и определяемой производственными затратами), одновременно отказавшись от самого понятия стоимо­сти и оставив только понятие цены, в равной степени зависящей от спроса и предложения. «Мы могли бы с равным основанием спорить о том, регулируется ли цена полезностью или издержка­ми производства, как о том, разрезает ли листок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц», — писал А. Маршалл. «Отныне мож­но сказать, — отмечал другой представитель второго этапа В. Па­рето, — что всякий экономист, ищущий причину стоимости, тем самым обнаруживает полное непонимание синтетического явле­ния равновесия».

Системообразующим принципом стал теперь не принцип ис­ходной категории, согласно которому все экономические явления последовательно соединены причинно-следственными связями в виде «родословного древа» с понятием «стоимость», а принцип равновесия, когда экономика представлена как система, все час­ти которой взаимосвязаны между собой и где нет ни начала, ни конца. Различаются общее экономическое равновесие на уровне народного хозяйства и частичное экономическое равновесие на уровне рынка одного товара. Конечно, понятие «равновесие» не было абсолютно новым в экономической науке. В частности, в классической политэкономии было понятие равновесия спроса и предложения в исследовании ценообразования. Но здесь оно было вторичным, как и само понятие «цены» по отношению к «стоимости». «Если товар доставлен на рынок в количестве, как раз достаточном для удовлетворения действительного спроса, — писал Смит, — то рыночная цена... совпадает с естественной ценой». В маржиналистской же теории понятие «равновесие» стало осно­вополагающим.

На втором этапе «маржиналистской революции» изменился и предмет исследования. Отказ от причинно-следственного подхо­да означал и Отказ от выделения главной, первичной сферы эко­номики. Теперь предметом стала экономика в целом. Поскольку в том числе предметом исследования снова стала сфера производ­ства (наряду со сферой потребления), маржиналисты второго этапа получили также название «неоклассики». При этом они остались маржиналистами, более того, предельные величины стали исполь­зоваться не только применительно к проблемам спроса, но и к проблемам предложения.

Предшественники «маржиналистской революции»

Когда в начале 70-х гг. XIX в. были опубликованы работы Мен-гера, Джевонса и Вальраса, они прозвучали как совершенно но­вое слово в экономической науке. Но в 1878 г. английский профессор Адамсон случайно обнаружил книгу никому не известно­го немецкого экономиста Госсена, изданную в 1854 г., в которой излагались принципы предельного анализа экономических отно­шений. Таким образом, выяснилось, что «маржиналистская рево­люция» имела предшественников. Кроме Госсена были обнаруже­ны затем и другие, еще более ранние экономисты-маржиналис-ты. Среди предшественников «маржиналистской революции» можно выделить четыре имени: Госсен, Дюпюи, Курно и Тюнен.

Герман Генрих Госсен (1810—1858) не был профессиональным ученым. Он служил чиновником, потом попытался создать свой бизнес и, наконец, занялся наукой. В 1854 г. вышла его книга «Развитие закона общественных связей и вытекающих из него ! правил человеческого поведения», на которую Госсен возлагал > большие надежды. «То, что удалось сделать Копернику для объяс- , нения взаимосвязи миров в пространстве, — писал он, — я полагаю • сделать для объяснения взаимосвязи людей в мире». Он попытался создать общую теорию человеческой деятельности, объясняемую с помощью принципа предельной полезности. Два положения из его книги известны сейчас как «первый и второй законы Госсена». Первый дает понятие предельной полезности («предельная полез­ность уменьшается по мере увеличения наличия данного блага»), второй посвящен оптимальной структуре потребления (спроса): «Максимум удовлетворения потребностей достигается в случае равенства предельных полезностей всех потребляемых благ». Но теория Госсена оказалась непонятой. Например, в отмеченном выше исследовании истории экономических учений И. Вернад­ского упоминается Госсен, но только как «последователь школы Рикардо». Для Госсена это было крушением надежд и, возможно, послужило причиной ухудшения здоровья — через четыре года он умер. Перед смертью Госсен попытался скупить оставшиеся кни­ги и уничтожить. Но несколько книг уцелело.

На десять лет раньше Госсена теорию предельной полезности выдвинул Жюль Дюпюи (1804—1866). Он был известным инже­нером, главным директором инженерной службы Парижа. В 1844г. Дюпюи опубликовал в журнале «Анналы дорожного ведомства» статью «О мере полезности гражданских сооружений», которая тоже в свое время прошла незамеченной.

Еще более ранним предшественником маржинализма был из­вестный французский математик Огюстен Курно (1801—1876), который в 1838 г. опубликовал книгу «Исследования математичес­ких принципов теории богатства», которая, однако, не была оце­нена, так как для математиков в ней не было ничего нового, а для экономистов все в ней было слишком необычно. Известно, чтородоначальники «маржиналистской революции» были знакомы с книгой Курно, но ее не связывали с новой экономической теори­ей, поскольку вначале наибольшее внимание привлекла идея по­лезности как субъективной трактовки стоимости. Предельный анализ как универсальный подход ко всем экономическим отно­шениям стал выходить на первое место уже на втором этапе «мар­жиналистской революции». В работе же Курно рассматривались функциональные связи цены, спроса и предложения для ситуации монополии, дуополии, олигополии и совершенной конкуренции. Он также впервые дал понятие «экономического равновесия»: «Хозяйственная система в действительности представляет собой целое, все части которого взаимосвязаны и влияют друг на дру­га... Следовательно, для комплексного и строгого решения про­блем, относящихся к тому или иному отдельному сектору хозяй­ственной системы, по-видимому, исключительно важно не упус­кать из виду систему в целом». Таким образом, Курно был скорее предшественником второго этапа «маржиналистской революции». Позже всех в научный оборот была возвращена работа самого раннего предшественника маржинализма И. Г. Тюнена «Изолиро­ванное государство» (1826), поскольку его предельный анализ был связан со сферой производства, к которой также обратились лишь на втором этапе «маржиналистской революции». Немецкий поме­щик Иоганн Генрих Тюнен (1783—1850) представлял собой орга­ничное сочетание практика и теоретика. На основе десятилетних наблюдений и исследования издержек в своем поместье он вывел законы предельного анализа. Его книга имела успех, но только как пособие по сельскому хозяйству. Но в отличие от Госсена Тюнен воспринял это философски, продолжал заниматься исследовани­ями и в 1850 г. издал первый раздел второй части своей книги, которая полностью была опубликована по оставшимся рукописям уже после его смерти в 1863 г. Тюнен был также предшественни­ком теории оптимального размещения производства, которая стала разрабатываться только в начале XXв.

Итоги «маржиналистской революции»

Таким образом, на рубеже XIX и XX вв. в экономической на­уке появилось новое теоретическое направление, опирающееся на работы представителей второго этапа «маржиналистской револю­ции» А. Маршалла, Д.Б. Кларка и В. Парето. (Австрийская шко­ла, лидировавшая на первом этапе «маржиналистской революции», отошла на задний план, хотя полностью не исчезла и имела про­должение в лице неоавстрийской школы.) Предметом исследова­ния маржиналистов стала экономика, рассматриваемая какравновесная система с ограниченным количеством трудовых и мате­риальных ресурсов. (Деньги трактовались как нейтральный, свя­зующий их элемент.) Главной задачей исследования стал поиск такого варианта функционирования хозяйственного механизма, который обеспечивал бы оптимальное использование ресурсов с целью максимизации прибыли фирмы (микроэкономика) или общественного благосостояния (макроэкономика). Анализ эконо­мических процессов предполагался только количественный, по­этому качественные (социальные) стороны экономики были вы­несены за рамки исследования. Сама экономика в период зарож­дения маржиналистского направления рассматривалась как рьшок совершенной конкуренции, т.е. рьшок однородных товаров, про­давцы и покупатели на котором действуют рационально, облада­ют полной экономической информацией и полной свободой дей­ствий и передвижения. Другим обязательным условием в теориях маржиналистов рубежа XIX—XX вв. было отождествление равно­весия с экономической статикой. Динамика же трактовалась как временное нарушение равновесия, во время которого основные постулаты маржиналистской теории не действуют.

Дальнейшее развитие маржиналистского направления в эконо­мической науке заключалось в создании теорий, выходящих за рамки указанных ограничений.

17. Экономические теории австрийской школы

Из трех родоначальников «маржиналистской революции» (Менгер, Джевонс, Вальрас) только Карл Менгер (1840—1921) имел на первом этапе большой успех, в частности связанный с тем, что он не использовал математику при изложении своей теории. Ученики и последователи Ментера образовали «австрийскую шко­лу». Наиболее крупными теоретиками среди учеников Менгера были Фридрих Визер (1851—1926) и Евгений Бём-Баверк (1851—1914). Иногда эта школа называется «венской», потому что все указан­ные экономисты были профессорами Венского университета.

Предмет и метод

Предметом исследования австрийской школы была сфера по­требления (спроса). Основной упор делался при этом на микро­экономический уровень, уровень индивидуальной хозяйственной деятельности.

Метод. В теории австрийской школы речь идет прежде всего о хозяйственной деятельности изолированного человека, где рас­сматривается только его отношение к вещам, что получило назва­ние «метод робинзонады», поскольку «австрийцы» любили в ка­честве примера хозяйства изолированного человека приводить хозяйство Робинзона на необитаемом острове. Другой особеннос­тью методологии «австрийцев» был субъективизм в оценке полез­ности потребительских благ для каждого конкретного человека. «Австрийцы» утверждали, что экономическая наука — это «недо­строенная область психологии». Третьей особенностью методоло­гии, выделяющей австрийскую школу среди других представите­лей «маржиналистской революции», было внимание к фактору времени в экономике.

Наши рекомендации